СюжетыПолитика

Избирательное право бота

Избирательную систему готовят к интернет-голосованию. Это позволит заменить грубую ручную фальсификацию электронными программами

Этот материал вышел в номере № 62 от 9 июня 2014
Читать
Избирательную систему готовят к интернет-голосованию. Это позволит заменить грубую ручную фальсификацию электронными программами

Заключительный этап формирования Общественной палаты — голосование в интернете — не обошелся без скандала. Обвинения некоторых участников в формировании «черного рынка» кодов активации и накрутках с помощью интернет-технологий были проигнорированы. В итоге в новый состав палаты не вошел ни один кандидат с отличными от власти взглядами.

Этот пример многих вдохновил, и спустя пару дней после подведения итогов голосования высокопоставленные чиновники изъявили желание позаимствовать электронный опыт при проведении федеральных выборов. Например, в Госдуму. В данный момент, по сведениям некоторых СМИ, идет подготовка — пишутся специальные программы, которые позволят избирателю, проживающему в труднодоступных регионах (по некоторым сведениям, 0,1% от всех избирателей), проголосовать через интернет. Автором нововведения, по всей видимости, станет Белый дом, известный своей любовью к высоким технологиям.

Первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков не спешит рассуждать о перспективах электронного голосования. «Идея интернет-голосования была высказана сравнительно недавно. До реализации ее ждет долгий технический, организационный путь. Возможно, в стенах Думы ее и обсуждают, но неформально. Я не думаю, что идея будет претворена в жизнь в ближайшие год-два», — говорит он.

Экс-член Центризбиркома, председатель совета Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов считает, что SMS-эксперименты, которые проводил Центризбирком начиная с 2008 года, а также такие пилотные проекты, как выборы в Совет по правам человека и в Общественную палату, свидетельствуют о том, что есть возможность продолжать развитие этого способа голосования. «Техника готова, избирательная система — тоже, слово за законодателями», — говорит он.

Кроме того, Борисов отмечает, что схема электронного голосования облегчит задачу голосования не только в трудноступных уголках нашей страны, но и в зарубежных представительствах, где сейчас результаты голосования приходится посылать через диппочту. То есть ареал распространения электронных выборов уже ширится.

Политолог Дмитрий Орешкин, хорошо разбирающийся во всех хитростях избирательных технологий, опасается, что ситуация с удаленными районами будет сродни предприятиям с непрерывным циклом работы. Напомним, что на президентских выборах в Москве неожиданным образом возникло много временных участков для сотрудников таких предприятий. «Чем хуже дела у электоральной администрации, тем чаще она выдвигает прогрессивные идеи насчет интернет-голосования. Это очевидный вариант убойной фальсификации, которую невозможно схватить за хвост. Именно поэтому в США отказываются проводить подобное голосование. Они не могут быть уверены в соблюдении фундаментального права «один голос — один человек», — говорит он. Эксперт считает, что в условиях тотального контроля служб безопасности над интернетом электронное голосование просто недопустимо. «Вся эта публика, которая писала фальшивые протоколы, занимаясь ночным фальсификатом, останется не у дел. Будет создана бот-программа, которая разошлет голоса — кому сколько нужно», — говорит он.

По словам политолога, введение подобной технологии может быть признаком того, что во власти понимают: популярность Путина в центре, городских конгломерациях, где живут продвинутые пользователи, падает. В случае если он там будет недобирать необходимое количество голосов, ему обеспечат явку и почти стопроцентную поддержку в удаленных регионах.

Сопредседатель движения «ГОЛОС» Григорий Мельконьянц напрямую связывает возникновение идеи об электронном голосовании с выборами в Общественную палату, прошедшими, по его оценке, с фальсификациями: «По сути, это голосование показало абсолютную управляемость всем процессом и возможность влияния на его результат». Эксперт скептически относится к реализации плана голосования в труднодоступных регионах, где в большинстве своем нет доступа к глобальной сети. «Идет подгонка. Процент голосующих будет невелик, но лиха беда начало. Электронное голосование в труднодоступных регионах откроет ящик Пандоры», — заключает он.

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский не исключает, что на начальном этапе будут неразбериха и попытки фальсификаций. Первый блин выйдет комом. «Интернет проведут на периферии с расчетом, что там проживают люди, лояльные к власти. Но, как показывает практика российских выборов, проникновение интернета автоматически означает рост оппозиционных настроений за счет более разнообразной информации. В частности, по итогам думских выборов проникновение интернета в регионы четко коррелировало с оппозиционным голосованием. Этот факт, по-моему, может привести к обратному для власти результату», — резюмирует он.

По словам руководителя Межрегионального объединения избирателей, сопредседателя движения «Голос» Андрея Бузина, в некоторых странах Балтии, в частности, в Эстонии, опыт электронного голосования реализуется с успехом. Там на законодательном уровне достаточно хорошо прописана возможность общественного контроля. Но это еще ничего не значит. Основная проблема в России не в законах, а в их применении.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow