РасследованияПолитика

«Выскочил на балкон и прыгнул вниз с 6-го этажа»

Война силовиков. Первые жертвы

Этот материал вышел в номере № 65 от 18 июня 2014
Читать
16 июня зам начальника управления Борис Колесников, арестованный в конце феврале этого года, погиб, выбросившись с площадки пожарной лестницы, расположенной на шестом этаже здания Следственного комитета России.
Изображение

Крупнейшее в истории «войн силовиков» уголовное дело, в рамках которого было арестовано практически все руководство Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ, получило трагичное продолжение. 16 июня зам начальника управления Борис Колесников, арестованный в конце феврале этого года, погиб, выбросившись с площадки пожарной лестницы, расположенной на шестом этаже здания Следственного комитета России (Технический переулок).

Напомним, в отношении генерала Колесникова и его бывшего начальника — руководителя Главного управления Дениса Сугробова (читайте интервью с Сугробовым, данное незадолго до смерти Колесникова), а также еще 11 высокопоставленных чиновников и сотрудников МВД возбуждено уголовное дело по трем статьям Уголовного кодекса: «Организация преступного сообщества», «Организация провокации взятки» и «Превышение должностных полномочий» (см. публикацию в «Новой газете» «Кто успел первым. Продолжаются аресты в главке МВД, отвечающем за борьбу с коррупцией»).

За день до задержания генерал-лейтенанта Сугробова (6 мая этого года) Бориса Колесникова доставили из СИЗО «Лефортово» в отделение нейрохирургии городской клинической больницы № 5. По словам адвоката Колесникова Анны Ставицкой, ее подзащитному диагностировали ушиб головного мозга средней тяжести, мелкоочаговые ушибы обеих лобных долей, перелом лобной, теменной костей, ушибленную рану теменной области. Адвокаты погибшего генерала настаивают на том, что их подзащитный подвергся побоям, и готовы предоставить в подтверждение своих слов заключение медицинских экспертов, констатировавших получение травм головы от ударов. Медики указывали на наличие тяжких телесных повреждений, опасных для жизни, и на последствия: проблему с внутричерепным давлением и возможное развитие экзогенных психических отклонений (депрессия, повышенная возбудимость).

Сотрудники СИЗО, в свою очередь, выдвигали версию о том, что Колесников то ли упал с подоконника, когда мыл в камере окно, то ли поскользнулся в душе. Затем начали говорить о попытках суицида — будто бы генерал сам бился головой о стены, и намекали на его наркозависимость. Родственники и адвокаты арестованного категорически опровергали эту информацию.

Несмотря на то что защита Бориса Колесникова ходатайствовала перед следствием и руководством СИЗО «Лефортово» о необходимости длительного стационарного лечения в условиях специализированного лечебного учреждения, 12 мая 2014 года генерал был переведен в тюремную больницу «Матросской Тишины», пробыв в гражданской клинике меньше недели.

По словам адвоката Анны Ставицкой, проблемы со здоровьем продолжали прогрессировать, и 3 июня 2014 года по этой причине даже пришлось прервать следственные действия: генерал терял сознание, его рвало. Однако тюремные врачи не находили причин для госпитализации арестованного в специализированную клинику и даже намекали на то, что он — симулянт.

В тюремной больнице генерала Колесникова навещали члены московской ОНК, которым заключенный жаловался на плохое самочувствие, он был в подавленном состоянии, а на его подушке правозащитники заметили кровь (об этом Ставицкой рассказала член комиссии журналист Зоя Светова).

Объяснение сотрудников СИЗО было следующим: он теряет сознание, падает и травмируется.

Также Анна Ставицкая сообщила «Новой газете», что за несколько дней до гибели ее подзащитный передал адвокатам собственноручно написанное заявление, в котором высказывал опасения за свою жизнь.

16 июня он был доставлен в СК для допроса по факту полученных в СИЗО травм. Как уверяют его адвокаты, защита не была о том проинформирована — узнали случайно, приехав в тюрьму на свидание с клиентом. Однако адвокату Сергею Чижикову удалось успеть на следственные действия.

По словам защитников, в ходе допроса в кабинет к следователю вошел руководитель группы, расследующей «дело ГУЭБиПК», Сергей Новиков и увел генерала Колесникова покурить.

В кабинетах Следственного комитета курить, естественно, запрещено, и для этих целей иногда используют пожарную лестницу, которая расположена сбоку здания. С каждого этажа туда предусмотрен выход, но двери, как правило, запираются на ключ, — то есть попасть туда посетителю СК без сопровождения сотрудников весьма затруднительно.

Спустя некоторое время следователь Новиков вбежал в кабинет, где адвокат дожидался своего клиента, и сообщил, что генерал неожиданно бросился вниз.

СК России, как сказано на официальном сайте ведомства, начал доследственную проверку по факту гибели экс-замглавы антикоррупционного управления МВД. В заявлении пресс-службы говорится следующее: Колесникова в сопровождении двух конвойных вывели в туалет и, согласно инструкции, с обвиняемого в такой ситуации сняли наручники.

«Неожиданно выбежав из туалета и сбив с ног сотрудника полиции, а затем и второго конвойного, который находился в коридоре, Колесников выскочил на балкон и прыгнул вниз с 6-го этажа», — сказано в сообщении. Также в заявлении СК отмечается, что Колесников прежде дважды пытался покончить жизнь самоубийством.

По словам адвоката Анны Ставицкой, говорить о преднамеренном убийстве, конечно, не приходится: скорее всего, это действительно было самоубийством, — однако принципиально важно разобраться, что послужило причиной и поводом для такого решения, и как на это могли повлиять последствия ранее полученных травм.

Отдел расследований

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow