Сюжеты

«Лада-копейка» в Эрмитаже

В Петербурге открывается «Манифеста» — одна из самых знаменитых европейских биеннале современного искусства

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 69 от 27 июня 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья ШкуренокНовая газета

 

В Петербурге открывается «Манифеста» — одна из самых знаменитых европейских биеннале современного искусства

Фото Владислава Мамышева-Монро 

В этом году в ее названии появляется цифра 10: «Манифеста» собирается десятый раз, и, таким образом, фестиваль современного искусства отмечает свое двадцатилетие. Первая «Манифеста» состоялась в 1996 году в Роттердаме, затем отправилась в путешествие по Европе, предпочитая появляться главным образом не в столичных городах. За право провести у себя «Манифесту-10» соревновались Киев, Таллин, Петербург — победил Эрмитаж, предложив устроить праздник современного искусства в стенах бывшей резиденции российских императоров. В таком контексте динамичная, открытая всем ветрам актуального художественного контекста бродяжка «Манифеста» появится впервые.

Каким окажется взаимное влияние и состоится ли между такими разными художественными институциями диалог — за этим процессом интересно будет наблюдать с 26 июня по 31 октября.

Инициатором проведения «Манифесты» на берегах Невы стал Эрмитаж: после участия три года назад в Венецианской биеннале, куда главный российский музей западного искусства привозил работу из архива Дмитрия Пригова, дирекция музея решила пригласить известную европейскую биеннале в Петербург. Но Венецианская не путешествует, а «Манифеста» делает это постоянно и с удовольствием. Возможно, именно это — сочетание классического музея в дворцовом здании с остро актуальными, нередко провокативными арт-объектами — оказалось той самой «фишкой», которая и привлекла устроителей «Манифесты».

Возможно, не менее привлекательными были и другие обстоятельства: восточнее Словении фестиваль пока не заезжал, и каким бы европейским Петербург ни был для россиян, для Европы он — восточный город. Кроме того, за годы существования этой биеннале вся ее аудитория составила примерно 5 млн человек — фактически население Петербурга. Так что и для «Манифесты» появление в России станет новым этапом в жизни.

И Эрмитажу представится уникальный шанс не просто принять в своих стенах очередную выставку современного художника, а прожить в ритме актуального художественного процесса в течение четырех месяцев. Выбирал работы для этой биеннале ее куратор Каспер Кениг. На вопрос, почему же «Манифеста» выбрала Эрмитаж, Каспер Кениг отвечает просто: «Эрмитаж в этом году отмечает свое 250-летие, «Манифеста» — своего рода подарок на день рождения великого музея».

По сути, «Манифеста» — это не просто набор отдельных выставок.

— Это, скорее, формат платформы, весь Эрмитаж воспринимается как некое пространство для потенциального диалога между художниками, — говорит Дмитрий Озерков, заведующий сектором современного искусства Эрмитажа, выполняющий обязанности комиссара биеннале. — Какие-то современные художники общаются со старинными мастерами — как, например, скульптура Луиз Буржуа и графика Пиранезе. Какие-то — с пространствами залов. Есть художник, сделавший проект с эрмитажными котами в подвале, есть художник, который работает с фасадами Эрмитажа.

Все решения принимал Каспер Кениг, но были, по словам Дмитрия Озеркова, моменты, когда музей отказывался от предложений куратора: но не по идеологическим, а исключительно по техническим соображениям. Например, Кенигу очень хотелось показать большие скульптуры одного художника, но оказалось, что в Эрмитаж их просто невозможно поместить. Куратор понял и отказался от идеи в пользу другой.

А вот горячие политические события нашли свое отражение в экспозициях «Манифесты»: Кениг сам выбрал двух украинских художников — Алевтину Кахидзе и Бориса Михайлова, которые представляют в залах Главного штаба произведения, связанные с украинскими реалиями: фотографии, сделанные на Майдане Борисом Михайловым, занимают отдельный зал в Главном штабе.

Фото предоставлено организаторами выставки 

Всего на «Манифесте» будут представлены работы почти 60 художников со всего мира, около сорока арт-проектов, созданных ими специально для биеннале. «Манифеста» состоит из трех программ: основную можно увидеть в залах Эрмитажа в Зимнем дворце и в Главном штабе. Параллельная программа проходит в Кадетском корпусе на Васильевском острове, публичная программа — в Центре современного искусства им. Сергея Курехина, в Доме Матюшина, в Музее Арктики и Антарктики, на Витебском вокзале, в Историко-культурном и музейном комплексе «Разлив». Участвовать в празднике будут и самые знаменитые петербургские памятники — Медный всадник, памятник Ленину у Финляндского вокзала, памятник Екатерине II на Невском проспекте.

Впервые в Эрмитаже можно будет увидеть знаменитые инсталляции Йозефа Бойса, одного из самых значительных художников-модернистов XX века. Гости «Манифесты» увидят работы и таких знаменитых, но редко появляющихся в России мастеров, как Брюс Нойман и Герхард Рихтер. Работы трех женщин-художниц — Марии Лассинг, Марлен Дюма и Николь Айзенман выставят в залах Анри Матисса на третьем этаже Зимнего дворца, а полотна Матисса переедут в Главный штаб — в залы, созданные специально для этих картин.

Впервые Эрмитаж показывает целый ряд работ российских художников — Вадима Фишкина, Елены Ковылиной, Владислава Мамышева-Монро, Тимура Новикова, Павла Пепперштейна, Александры Сухаревой.

Специально для «Манифесты» Марлен Дюма (Южная Африка) начала создавать серию портретов знаменитостей — Алана Тьюринга, Оскара Уайльда, Петра Ильича Чайковского, Пьера Паоло Пазолини, Жана Жене и других. Томас Хиршхорн (Швейцария) создаст в Эрмитаже новую работу под названием «Abschlag»: группу из шести гостиных коммунальных советских квартир, в каждой из которых появится какая-то картина из собрания Эрмитажа. Бельгиец Франсис Алис сделал проект «Лада-копейка» — художник вспоминает свое неудавшееся подростковое путешествие из Брюсселя в Москву: разбитая зеленая машина стоит во дворе Зимнего дворца. Как своеобразное предостережение — чем может завершиться столкновение художественных порывов и российской реальности. 

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera