Сюжеты

«Лада-копейка» в Эрмитаже

В Петербурге открывается «Манифеста» — одна из самых знаменитых европейских биеннале современного искусства

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 69 от 27 июня 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья ШкуренокНовая газета

В Петербурге открывается «Манифеста» — одна из самых знаменитых европейских биеннале современного искусства

Фото Владислава Мамышева-Монро 

В этом году в ее названии появляется цифра 10: «Манифеста» собирается десятый раз, и, таким образом, фестиваль современного искусства отмечает свое двадцатилетие. Первая «Манифеста» состоялась в 1996 году в Роттердаме, затем отправилась в путешествие по Европе, предпочитая появляться главным образом не в столичных городах. За право провести у себя «Манифесту-10» соревновались Киев, Таллин, Петербург — победил Эрмитаж, предложив устроить праздник современного искусства в стенах бывшей резиденции российских императоров. В таком контексте динамичная, открытая всем ветрам актуального художественного контекста бродяжка «Манифеста» появится впервые.

Каким окажется взаимное влияние и состоится ли между такими разными художественными институциями диалог — за этим процессом интересно будет наблюдать с 26 июня по 31 октября.

Инициатором проведения «Манифесты» на берегах Невы стал Эрмитаж: после участия три года назад в Венецианской биеннале, куда главный российский музей западного искусства привозил работу из архива Дмитрия Пригова, дирекция музея решила пригласить известную европейскую биеннале в Петербург. Но Венецианская не путешествует, а «Манифеста» делает это постоянно и с удовольствием. Возможно, именно это — сочетание классического музея в дворцовом здании с остро актуальными, нередко провокативными арт-объектами — оказалось той самой «фишкой», которая и привлекла устроителей «Манифесты».

Возможно, не менее привлекательными были и другие обстоятельства: восточнее Словении фестиваль пока не заезжал, и каким бы европейским Петербург ни был для россиян, для Европы он — восточный город. Кроме того, за годы существования этой биеннале вся ее аудитория составила примерно 5 млн человек — фактически население Петербурга. Так что и для «Манифесты» появление в России станет новым этапом в жизни.

И Эрмитажу представится уникальный шанс не просто принять в своих стенах очередную выставку современного художника, а прожить в ритме актуального художественного процесса в течение четырех месяцев. Выбирал работы для этой биеннале ее куратор Каспер Кениг. На вопрос, почему же «Манифеста» выбрала Эрмитаж, Каспер Кениг отвечает просто: «Эрмитаж в этом году отмечает свое 250-летие, «Манифеста» — своего рода подарок на день рождения великого музея».

По сути, «Манифеста» — это не просто набор отдельных выставок.

— Это, скорее, формат платформы, весь Эрмитаж воспринимается как некое пространство для потенциального диалога между художниками, — говорит Дмитрий Озерков, заведующий сектором современного искусства Эрмитажа, выполняющий обязанности комиссара биеннале. — Какие-то современные художники общаются со старинными мастерами — как, например, скульптура Луиз Буржуа и графика Пиранезе. Какие-то — с пространствами залов. Есть художник, сделавший проект с эрмитажными котами в подвале, есть художник, который работает с фасадами Эрмитажа.

Все решения принимал Каспер Кениг, но были, по словам Дмитрия Озеркова, моменты, когда музей отказывался от предложений куратора: но не по идеологическим, а исключительно по техническим соображениям. Например, Кенигу очень хотелось показать большие скульптуры одного художника, но оказалось, что в Эрмитаж их просто невозможно поместить. Куратор понял и отказался от идеи в пользу другой.

А вот горячие политические события нашли свое отражение в экспозициях «Манифесты»: Кениг сам выбрал двух украинских художников — Алевтину Кахидзе и Бориса Михайлова, которые представляют в залах Главного штаба произведения, связанные с украинскими реалиями: фотографии, сделанные на Майдане Борисом Михайловым, занимают отдельный зал в Главном штабе.

Фото предоставлено организаторами выставки 

Всего на «Манифесте» будут представлены работы почти 60 художников со всего мира, около сорока арт-проектов, созданных ими специально для биеннале. «Манифеста» состоит из трех программ: основную можно увидеть в залах Эрмитажа в Зимнем дворце и в Главном штабе. Параллельная программа проходит в Кадетском корпусе на Васильевском острове, публичная программа — в Центре современного искусства им. Сергея Курехина, в Доме Матюшина, в Музее Арктики и Антарктики, на Витебском вокзале, в Историко-культурном и музейном комплексе «Разлив». Участвовать в празднике будут и самые знаменитые петербургские памятники — Медный всадник, памятник Ленину у Финляндского вокзала, памятник Екатерине II на Невском проспекте.

Впервые в Эрмитаже можно будет увидеть знаменитые инсталляции Йозефа Бойса, одного из самых значительных художников-модернистов XX века. Гости «Манифесты» увидят работы и таких знаменитых, но редко появляющихся в России мастеров, как Брюс Нойман и Герхард Рихтер. Работы трех женщин-художниц — Марии Лассинг, Марлен Дюма и Николь Айзенман выставят в залах Анри Матисса на третьем этаже Зимнего дворца, а полотна Матисса переедут в Главный штаб — в залы, созданные специально для этих картин.

Впервые Эрмитаж показывает целый ряд работ российских художников — Вадима Фишкина, Елены Ковылиной, Владислава Мамышева-Монро, Тимура Новикова, Павла Пепперштейна, Александры Сухаревой.

Специально для «Манифесты» Марлен Дюма (Южная Африка) начала создавать серию портретов знаменитостей — Алана Тьюринга, Оскара Уайльда, Петра Ильича Чайковского, Пьера Паоло Пазолини, Жана Жене и других. Томас Хиршхорн (Швейцария) создаст в Эрмитаже новую работу под названием «Abschlag»: группу из шести гостиных коммунальных советских квартир, в каждой из которых появится какая-то картина из собрания Эрмитажа. Бельгиец Франсис Алис сделал проект «Лада-копейка» — художник вспоминает свое неудавшееся подростковое путешествие из Брюсселя в Москву: разбитая зеленая машина стоит во дворе Зимнего дворца. Как своеобразное предостережение — чем может завершиться столкновение художественных порывов и российской реальности. 

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera