Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 69 от 27 июня 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

 

Культурные события следующей недели

Парк-рок, часть вторая

Как говаривал профессор Хьюберт Фарнсворт, good news everyone! Фестиваль Park Live на ВВЦ в свой второй раз окончательно становится трехдневным и начинается уже сегодня в 19.00 англоязычным прогрессив-попом от украинской команды The Hardkiss, отметившейся выступлениями на одной сцене с Hurts и Solange Knowles. После фестиваля они смогут записать в свой актив еще парочку громких имен, потому что в 22.00 на основную сцену — Cosmic Stage — поднимется Marilyn Manson, хэдлайнер первого дня.

На второй день, то бишь завтра, в этом статусе будут пребывать ни кто иные как The Prodigy, в представлении не нуждающиеся. С их выступления надо будет успеть перебежать метров 50 до второй сцены фестиваля — Insight Chemical Stage, где в 23.40 начнут жечь напалмом и шизофреническими ухмылками Die Antwoord. Ими дело не закончится: после до самого утра заявлены джиджейские сеты, в частности от россиян Volga и DJ Algorythmik и британца DJ Robin Axford.

Хэдлайнерами третьего дня станут, безусловно, американские прогрессив-металлисты Mastodon, а также Deftones с их перепродюсированным пост-металлом. Иными словами, вечер воскресения обещает быть тяжелым. Впрочем, день тоже, ибо при свете дня можно будет увидеть австралийских альтернативщиков Karnivool, психоделических Wolfmother с ретро-изводом стоунер-рока (они, кстати, тоже с Зеленого Континента) и Фил Ансельмо, бывший до 2003 года вокалистом Pantera. В общем, более чем представительный open-air, подробное расписание которого можно найти на сайте: http://parklive.pro/timetable.

Пр-т Мира, 119. Начало концертов 28 и 29 июня в 12.00.

 

Буря, скоро грянет буря!

«Буря» занимает особое место в шекспировском каноне, будучи развернутым завещанием практикующего театрального деятеля. Это итоговое, разыгранное в лицах, размышление на тему природы и строения сценического действа. И Просперо, таким образом, является главным кандидатом на звание «альтер-эго Шекспира», его «лирического героя». Кроме того, «Буря» ― единственная пьеса Вильяма-нашего, построенная с полным соблюдением пресловутого триединства места, времени и действия. Наконец, это его самая «метафизическая» и богатая на бесчисленные подтексты вещь, допускающая предельное разнообразие трактовок, от мимической интерпретации Питера Брука, постнарративной Питера Гринуэя и визуально-барочной Джули Теймор — до постановок, исследовавших постколониальные или фривольно-фрейдистские нюансы пьесы. Постановкам театра «Глобус», в пику «авторским» интерпретациям, вообще на роду написано акцентировать человеческий, земной, калибановский аспект «Бури». Именно поэтому в спектакле 2000 года Джаспер Бриттон в роли Калибана швырялся в стоячий партер рыбой, а великолепный Джеймс Гарнон хлещет незадачливо угодивших в первый ряд зрителей по ушам. 

Эстафету подхватывает нынешняя постановка Джереми Хэррена, которую можно будет увидеть на экранах кинотеатров «Формула Кино» во вторник, 1 июля, в рамках Театрального киносезона 2013/2014.

Начало в 19.30.

 

Станция отправления Gesamtkunstwerk

Единое произведение искусства, Gesamtkunstwerk, охватывает все аспекты человеческого общества, структурируя его в качестве целостного эстетического образа, где художник оказывается творцом и критиком в одном лице. Эта большая утопия эпохи модерна, наиболее последовательно артикулированная в художественном мировоззрении Рихарда Вагнера, а также в проектах русского авангарда и соцреализма, определяется снятием границ между созерцательной жизнью зрителя и активной жизнью художника.

В современную эпоху самым ярким примером такого произведения стал интернет, в котором характерный для классической эпохи эстетический режим — отношение знатока, утверждающего произведение искусства в качестве шедевра или отвергающего его, и художника, связанного строго определенными канонами мастерства, — более невозможен. Почему?

Об этом в рамках лекции «По ту сторону эстетического режима: от Gesamtkunstwerk к Интернету» 30 июня расскажет один из наиболее заметных сегодня отечественных теоретиков современного искусства Борис Гройс. Лекция состоится в «Философском клубе» «Винзавода».

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. Начало в 19.30.

 

Время органа

Знаете ли вы, что по средам и субботам в одной из красивейших московских усадеб проходит фестиваль «Органные вечера в Кусково»? В его программе представлены произведения композиторов от эпохи Ренессанса до ХХI века. Понятно, что значительная часть концертов посвящена барокко и, прежде всего, творчеству великого Баха и его современников — Генделя, Вивальди, Телемана.

Но практически на каждом фестивальном вечере наряду с классическими шедеврами, составляющими золотой фонд органного и вокально-инструментального репертуара, исполняются и раритеты. Июльские концерты фестиваля начнутся 2 июля (начало в 19.00) как раз с произведений четырех названных гениев в исполнении Маргариты Еськиной (орган) и Владимира Парунцева (блокфлейта). Работая в разных частях Европы, и даже не будучи все лично знакомы, Бах, Гендель, Телеман и Вивальди были хорошо осведомлены о творческих достижениях друг друга. Прямыми соперниками они не были, но дух соперничества между ними подпитывается сегодня неумолкающими спорами о том, кто же из них самый гениальный.

А 5 июля (начало в 17.00) одним самых ярких концертов фестиваля станет выступление с программой «Орган. Время. Танец» Екатерины Мельниковой, которая не скрывает своего удовольствия от экспериментов в органной музыке. Заявленные в ее программе композиторы заинтересуют не только любителей популярной классики, но и взыскательную профессиональную публику. Прозвучат композиции Генриха VIII, Пахельбеля, Баха, Россини, Сати, Чайковского, Шнитке, Шостаковича, Майкла Наймана, Филиппа Гласса, Нино Рота, а также авторские транскрипции и композиции.

Ул. Юности, 2.

 

Про себя любимого

«Художественное изобретение себя и чистое удовольствие от жизни и любви» — так выразительно называется более чем краткосрочная — всего четыре дня, с 2 по 6 июля — но очень занятная выставка, которую Московский музей современного искусства и Австрийский культурный форум в Москве представляют в обычной жилой квартире «Дома на набережной».

Более 20 художников из России, Германии, Италии, Франции, Австрии и Украины обращаются к двум темам: удовольствие от жизни и любовь, и эти обращения весьма разносторонни и многообразны. Оно и понятно: разностороння и многообразна сама человеческая натура с ее страстью к жизни и любви, с ее потребностью открывать и изобретать самих себя в согласии со своей сутью. Такой благостный зачин обходится без скандализации темы и даже без пропаганды — речь идет только о свободном высказывании и бурном обсуждении того, что по-своему касается каждого. Кроме, пожалуй, депутатов государственной думы РФ.

Ул. Серафимовича, 2, п-д 2, код 33, 6-й этаж, кв. 33.

 

В греческом зале, в греческом зале…

Свое видение трагедии Софокла «Антигона» Открытая Лаборатория исполнительских искусств режиссера и хореографа Константина Мишина воплощает, соединяя пластику, античную драму и древнегреческие плачи. Креонт, царь города Фивы, теряя связь с божественным, нарушает вечные законы единства и любви в угоду своей эгоистической жажде власти. Становясь тираном, он уничтожает будущее своих детей и потомков, то есть — нас. В сердце культуры всегда лежал миф, как нечто вневременное. Его утрата создает жестокую «цивилизацию Креонта», в которой мы и живем сегодня.

Путь Антигоны — путь восхождения личности к слиянию с высшей волей. Человеческому закону Креонта она противопоставляет жертвенную, безусловную любовь. Мишин обращается к теме противостояния человеческого закона и божественного «закона любви», используя сочетание трех исполнительских искусств — вербального, танцевального и вокального. Этот синтез позволяет открыть дионисийскую природу трагедии, премьера которой состоится 3 и 4 июля на сцене театра «Школа драматического искусства».

Сретенка, 19. Начало спектаклей в 19.00.

 

Добро пожаловать

В Институте русского реалистического искусства открылась очень симпатичная экспозиция «BenvenutiWelcome — Добро пожаловать. Дневник путешествий Анатолия Кокорина». 180 графических работ талантливого живописца, графика и иллюстратора советской эпохи, его личные вещи и прижизненные издания —выставка продолжает серию  проектов, знакомящих москвичей с шедеврами графики XX века.

Рисунки Кокорина искренни и точны. Он — абсолютный космополит и свое личное счастье объяснял именно тем, что ему удалось объездить весь мир, посетить его великие столицы. Героями его этюдов становятся знаменитые римские кошки, ветряные мельницы Амстердама, лондонские «бобби», черепичные крыши Таллина. Акварели художника буквально зовут в дорогу. А кроме того, путешествия давали богатый материал для еще одного значимого, едва ли не главного, раздела творчества художника — книжной иллюстрации. Рисунки Кокорина к сказкам Андерсена, Шарля Перо, Джанни Родари, Алексея Толстого и сегодня считаются эталоном оформления детской литературы.

Дербеневская наб., 7, стр. 31. До 26 октября.

 

Ба-Бах!

Иоганн Форкель, первый биограф Иоганна Себастьяна Баха, рассказывал, что граф Герман Карл фон Кайзерлинг, второй президент российской Академии наук и художеств, был слаб здоровьем и часто страдал бессонницей. Некто Гольдберг, живший у него в доме, в подобных случаях должен был проводить ночь в соседней комнате, играя музыку. Однажды граф сказал Баху, что был бы рад получить для своего Гольдберга клавирные пьесы нежного и несколько оживленного характера, чтобы они немного развлекали его в бессонные ночи. Бах решил, что для этого более всего пригодны вариации, хотя сочинение в подобном роде он считал неблагодарной работой, поскольку гармоническая основа оставалась в них неизменной. Кайзерлинг называл это произведение своими вариациями, поскольку мог без конца слушать их. Но в историю оно вошло как «Гольдберговские вариации».

Именно их, а также другой возвышенный опус Баха — четыре дуэта из «Третьей части клавирных упражнений» — выбрал для своего концерта в Московской консерватории 28 июня Вадим Холоденко, один из самых блестящих молодых пианистов нашего времени, завоевавший прошлом году Золотую медаль Международного фортепианного конкурса имени Ван Клиберна.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00.

 

Променад-театр по мотивам Стругацких

«Норманск» — театральное путешествие, вовлекающее публику в действие, одновременно происходящее на всех этажах Центра им. Мейерхольда 28 и 29 июня. Променад-театр, как говорят британцы, законодатели этого интерактивного жанра.

Зритель «Норманска» сам будет выбирать, в котором часу присоединиться к происходящему, за каким из множества сюжетов следить, за кем из героев следовать. Словом, сколько зрителей – столько и спектаклей. Все вместе встретятся только в финале. Вдохновением для создания спектакля послужила повесть Стругацких «Гадкие лебеди». Действие происходит в городе будущего, где всегда идет дождь и назревает катастрофа. Эвакуированы все жители, и только группа детей с недетскими взглядами остается в городе вместе с «мокрецами» — прокаженными интеллектуалами…

Общая продолжительность «Норманска» — три с половиной часа. Вступить в спектакль можно в 18.30, 19.00, 19.30, 20.00 или 20.30. Единый финал — в 21.30.

Ул. Новослободская, 23.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera