СюжетыОбщество

В деревне время и пространство не сжимаются

Так считает Ася, мать шестерых детей, семья которой переехала из Москвы в Кострецы

Этот материал вышел в номере № 71 от 2 июля 2014
Читать
Так считает Ася, мать шестерых детей, семья которой переехала из Москвы в Кострецы
Изображение

Это беседа с Асей БОЯРИНЦЕВОЙ. Женой отца Валерия. Священника в Кострецах. Я имела счастье жить в этой семье. Пыталась постичь уклад этой жизни, в которой все «тик-так». Как заведенные часы. Дети знают свои обязанности (топить печи, а их несколько в большом доме, кормить кур, мыть посуду, участвовать в заготовке дров). На всю жизнь запомню наши вечерние и ночные беседы. Чего стоят рассказы Марины Софроновой, мамы Аси, о жизни морской фауны! Она морфолог. Ее научная страсть — законы, по которым живет морской мир. Я приготовила Марине новость-радость. Оказывается, внук легендарного Жака-Ива Кусто считает, что наша планета должна бы называться не «Земля», а «Океан». Уверена, так же считает и Марина.

В свободное время дети читают, гуляют, играют с кострецкой детворой. Батюшка Валерий извещает нас обо всех важных событиях: заболела ли младшая дочь Полина, отелилась ли корова, состоялся ли переезд в новый дом. Все трудности деревенской жизни воспринимаются как естественные и нормальные, не «пластиковые».

К священнику идут люди со своими радостями и печалями. Мы узнаем о настроениях кострецких жителей. Основные упования в жизни — на строительство школы.

И все-таки хотелось знать, как молодые москвичи решились стать сельскими жителями? Разговор состоялся. На наши вопросы отвечает Ася (в полном согласии с отцом Валерием). Однако логика суждений, на наш взгляд, вышла за пределы судьбы одной семьи. По существу, Ася затронула одну из важнейших проблем существования детей в современном мире. Это проблема психического здоровья наших детей, без которого никакие успех и счастье состояться не могут. Это проблема проживания Детства как детскости. Каковы оптимальные, щадящие ребенка, способы вхождения во взрослый мир. Роль природного фактора в становлении человека.

Мир, в котором время и пространство не сжимаются, — это деревня. Так считает Ася, мать шестерых детей.

Справка «Новой»

Валерий и Ася БОЯРИНЦЕВЫ. Выпускники Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, специальность — «дирижер церковного хора». Познакомились во время учебы. Валера отслужил в армии. Поженились в 2002 году. С 2004 года имеют дачу в Кострецах, в 2009-м — переехали туда на постоянное место жительство. В 2011-м Валерий стал настоятелем церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кострецах.

Изображение

— Как московский дачник становится постоянным жителем Кострецов?

— В нашем случае это долгий путь.

Дачнику не надо заботиться о долгом зимнем пребывании. Он вернется в теплую квартиру, в которой будет зимовать. В этом основная задача на первый раз — запастись вовремя сухими дровами и иметь надежную избу, не продуваемую ветрами.

Интерес возник еще в детстве, когда родители в 90-х купили дом с участком во Владимирской области в глухой деревне. Там был настоящий деревенский уклад: таскали воду с колонки, стирали руками, мылись в бане — все как положено. Коров не было, и за молоком ходили через день в соседнюю деревню за 4 км. Вокруг — на 5 километров одни леса. Деревня уже тогда состояла практически из одних стариков.

Мы уезжали туда на три месяца, а возвращались только осенью. Мне возвращаться в город всегда было очень тяжело. Я очень любила жить в деревне, хотя это и жизнью в деревне не очень назовешь, — слишком обособленно — никогда там не скучала. В общем, я думаю, благодаря этому опыту у меня было по-настоящему счастливое детство.

А Валера все сознательное детство провел в Крыму, в Алупке — совсем небольшом городке, где тоже был вполне счастлив.

Так что жизнь в деревне нас не то что не пугала, а наоборот. И, когда мы купили дом в Тверской области и пожили в нем дачниками, — оставалось только решиться. Решиться остаться на зиму. Конечно, это было непростое решение: ведь было уже четверо детей, и вот так порвать с городом — психологически очень тяжело, особенно когда особо никто не поддерживает морально. Но дети были маленькие — до школы еще было время, и мы решили: попробуем. Мы ведь мосты не сжигали: если что, могли всегда вернуться. Тем более что деревня большая. Школа есть. Магазины есть. Не в глуши живем.

Это был такой момент в жизни — невозможно было дальше жить теорией, надо было понять на практике: сможем ли мы жить в деревне или нет? При этом сразу же осенью завели корову. Это оказалось вовсе не так страшно, как обычно представляют себе горожане. Летом купили кур. Но наш теперешний быт не совсем вписывается в традиционный деревенский уклад: горячая вода, туалет в доме, душ, стиральная машинка. Пожалуй, самое трудозатратное — это топить печи зимой (и, соответственно, заготавливать дрова), но и к этому привыкаешь. Конечно, к концу зимы это занятие надоедает, зато это своего рода независимость. Деревенская жизнь вообще в этом смысле двояка: с одной стороны, ты независим, не надо ни на кого работать, а с другой — начиная с весны все должно тикать, как по часам, — посадки, сев, заготовка сена, дров, уборка урожая и так далее. Летом больше служб в церкви, так как больше людей приезжает на дачи. Не расслабишься особо. Зато можно отдохнуть и подумать зимними вечерами.

Самый большой минус нашей жизни — это, наверное, невозможность вот так легко сняться и уехать всем вместе куда-нибудь — из-за хозяйства. Хотя, честно говоря, все это так наполняет жизнь, что не особо и хочется куда-то срываться…

— Нет ли у вас опасений, что в деревне у ваших детей будет меньше возможностей проявить себя?

— Что касается детей и возможности проявить себя — это сложный вопрос. Конечно, такой страх порой одолевает. Дело в том, что город для многодетной семьи сейчас — это дико тяжело, особенно если живешь на окраине и особо нет помощников — всяких нянь и уборщиц по дому (на няню или уборщицу у нас никогда бы не хватило денег). А для учащихся детей, вынужденных для получения качественного образования кататься в школу по безумному городу, — это целое испытание. Я вижу по моим детям сейчас, которые, несмотря на школу, готовы иногда играть весь день напролет, что те, другие, мучающиеся ежедневно в автобусах-пробках-метро, — недополучают очень многого. Их детство слишком рано заканчивается. И неизвестно, что хуже: недоигранные игры детства или худшее качество образования в деревенской школе. Конечно, можно ходить в школу поблизости — но тогда в чем разница между деревенской школой и этой, у дома? Теперь я могу однозначно сказать: деревенская выигрывает однозначно, потому что она, как правило, — дом и семья, а обучение из-за малого количества детей — подчас на грани индивидуального. А еще сейчас есть интернет с возможностью очень многое найти в плане дополнительной информации — и это тоже важно. Есть куча всяких презентаций и видеоуроков, чего раньше не было.

Это очень непростой и неоднозначный вопрос: как проявить себя? Если ребенка пичкают знаниями, всякими занятиями, а он элементарно все время хочет спать, не видит вокруг ничего, кроме несущейся толпы — людей, машин, — сможет ли он впоследствии проявить себя должным образом — так, как мог бы? И сможет ли, если не учился в хорошей школе и не «положил жизнь» на алтарь просвещения? Но, скажем, с детства наблюдал за природой из окна, по дороге в школу, гуляя, в свободное от нее время… Видел перемены, происходящие день за днем в живом мире, окружающем его… Наблюдал за своими домашними животными, заботился о них, общался с ними. Когда мы переехали сюда насовсем, мы вдруг поняли, как многого лишили себя, заперевшись в города, — как мало мы видим из той жизни, которая наполняет наш мир и в которой мы — лишь малое звено. Этого нельзя увидеть целиком, даже будучи дачником, для этого надо жить в окружении этой жизни. И, я думаю, мы сильно недооцениваем влияние этой живой жизни вокруг нас на формирование ребенка, его способностей, мировосприятия и так далее. Конечно, очень многое зависит от родителей и от самих детей. Но, мне думается, в конечном итоге, если ребенок способен себя проявить, он себя проявит. И, может быть, его мозги не будут замусорены лишним хламом, которого сейчас предостаточно в городе, от которого нельзя уберечь ребенка просто потому, что мусор этот сыплется на маленького человека отовсюду в городе, и он не может устоять перед ним. Немаловажный вопрос тут и «потребительский век». Эта бешеная гонка за всем новым — конечно, на 90% городской атрибут: в деревне просто сложнее это осуществить на порядок. И ребенку постоянно надо быть не хуже своих одноклассников — чтобы не засмеяли и так далее. А в деревне всем всё равно, как ты одет, — потому что здесь не до жиру. Это не значит, конечно, что все ходят оборванцами, но проблемы, у кого круче айпад, не существует.

И есть еще один аспект, довольно важный, особенно для мальчиков. Деревенский уклад предполагает большое количество труда. И к труду этому приучаются и дети. У них появляются свои обязанности и заботы: кто — кормит кур, кто — дрова таскает, мелет муку, кто — запаривает еду поросятам, — занятий много, работа находится и большим, и маленьким. Это сложно, почти нереально осуществить в городе. Наверное, чувство ответственности и любовь к труду в условиях деревенского быта воспитать в ребенке сейчас легче, чем в городе…

— Сопротивление, вызванное закрытием школы, было подавлено. Верят ли жители, что школа будет построена?

— В деревне верят в то, что школа будет построена, пожалуй, уже только дети. Взрослые пали духом давно. Они привыкли к тому, что их «кидают»…

Что касается изменений в людях, то, конечно, чувствуется их уныние от последней оборвавшейся надежды из-за закрытия школы. Школа и борьба за нее сплотила этих разрозненных людей, у них появилась общая цель — защитить то немногое драгоценное, что у них осталось. И если бы школу все-таки построили, наверное, многие бы «загорелись» этой осуществившейся мечтой. Но если школу не построят, они не удивятся. Они привыкли. И научились приспосабливаться к тому, что есть. К сожалению, частый элемент этого приспособления — переезд на другое место…

— Деревня умирает. Это знают не только взрослые, но и дети. Видите ли вы хоть какие-то надежды?

— Надежды и деревня… Сложно сочетающиеся вещи… У современной деревни почти нет надежд. Но, безусловно, она еще жива — в нашем случае, и со школой продержится, может быть, до того момента, когда хоть какие-то изменения в стране подадут ей надежды на дальнейшее существование. Без школы их быть не может, потому что деревенский житель не может обучать детей дома: не приспособлен он к этому по разным причинам.

А надежды… На что-то, может быть, новое, рожденное в недрах этой деревни или около нее — новые люди, не желающие влачить существование — свое и детей, — в мегаполисе, но по старинке селящиеся в пустующих деревенских домах, потому что так пока проще, чем организовывать что-то свое с нуля… Быть может, и деревенские тогда «поднимут головы», если увидят, что их деревня кому-то нужна и важна.

Деревня, жизнь в деревне для нас сейчас — это возможность жить в дружбе и тесной связи с природой. Этой возможности становится все меньше у современного городского человека: он повязан работой, кредитами, находится в некотором смысле в замкнутом круге. Переезд в деревню или еще куда-то в подобное место — шанс вырваться из этого удушающего круга для тех, кто не хочет больше в нем крутиться. И мы думаем, надеемся, что таких людей будет становиться все больше.

Вместе с «Ресурсным центром социальных инициатив», при содействии администрации и департамента образования Максатихинского района Тверской области мы начинаем сбор средств на строительство школы в рамках проекта по улучшению качества жизни в поселке Кострецы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow