СюжетыСпорт

Карнавала больше не будет!

Всё, баста! Чемпионат как сплошной восторг и вдохновение закончился, началась работа на результат

Этот материал вышел в номере № 73 от 7 июля 2014
Читать
Всё, баста! Чемпионат как сплошной восторг и вдохновение закончился, началась работа на результат
Изображение

Началась работа на результат, игровая феерия кончилась. Те команды, которые этого не поняли, в Бразилии не задерживаются, как бы хороши они ни были. Болельщицкая инерция не опасна, мы как-нибудь переживем, с футболистами — другое дело: то, что проходило на групповом этапе и даже в одной восьмой, больше не проходит. Это на предварительной стадии замечательный комментатор Юрий Розанов мог выдать фразу, под которой готовы были подписаться все мы: «Какой матч на чемпионате мира в Бразилии самый лучший? Следующий». Но так же не могло продолжаться до самого финала, правда? Неужели мы этого не знали и не были готовы к такому повороту событий?

Ну, не были. И кто ж в этом виноват? Да никто. Свой кусочек беззаботного счастья даже мы, российские болельщики, оторвали — правда, оно не зависело от наших футболистов. А дальше немцы стали немцами, а бразильцы стали… Тоже немцами. Такими немцами, которыми те были все время, кроме пяти-шести последних лет. И куда только делась бесшабашность, которая позволила сборной Йоахима Лева в отборочном цикле пропустить семь мячей от шведов и роскошно валять дурака уже в Бразилии? Нет, шалишь! И хозяева, которых тут на руках носят и позволяют все, которым благоволят судьи, которые в первом кубковом раунде могли довести дело до послематчевых пенальти, — тут с вольностями закончили.

Ни Франция, ни Колумбия к такому варианту готовы не были. Вернее, так: были готовы, но не совсем. В результате мы получили два похожих друг на друга четвертьфинала, в которых фавориты, обеспечив в самом начале минимальное преимущество, дальше играли исключительно прагматично и буквально вцепились в результат.

Поэтому я слегка прибаливал за французов и откровенно симпатизировал колумбийцам. Они — каждая сборная по-своему — попали под команды, которые не просто должны, а обязаны были попасть в полуфинал. Особенно бразильцы.

Когда камера выхватывала Дидье Дешама в первом по времени матче или Хосе Пекермана во втором, я хотел, чтобы их в кадре держали как можно дольше. На их лицах была написана невыразимая мука — от того, что их подопечные бились о стену. Что бы они ни делали, какие бы замены ни производили, как бы ни пытались сменить тактику, все было бесполезно. Если соперники и теряли на мгновение нить игры, то выручали, иногда почти по-хоккейному, блокирующие удары и стелящиеся в подкатах защитники. До этого ни немцы, ни бразильцы так в обороне не играли: не было нужды проявлять подобную самоотверженность. А когда и оборона давала трещину, огрехи подчищали вратари. Не самые яркие на чемпионате — и Мануэль Нойер, и Жулиу Сезар находятся в тени иных звезд, но степень надежности для достижения оптимального результата тот и другой смогли обеспечить.

И больно было смотреть, как маленький Вальбуэна и мощный Бензема стараются изо всех сил, но не могут взломать, на удивление монолитную, немецкую оборону. И жалко было Родригеса, на которого с остервенением набрасывалось сразу по трое-четверо бразильцев, оставивших за полем всю свою тягу к импровизации и желание играть только в атакующий футбол. И Йоахим Лев, и Фелипе Сколари свободу действий не ограничивали, но всякого рода художества оставили под запретом. И все было выполнено «от сих до сих», даже Томасом Мюллером и даже Неймаром (в итоге получившим тяжелейшую травму), которые четко работали на командную тактику, а не пытались любым способом пополнить свой бомбардирский счет.

А Замес Родригес все-таки его пополнил. Но счет в это время был уже достаточно комфортным для хозяев, и стадион в Форталезе не замер от ужаса, когда Жулио Сезар чуть ли не ценой травмы зацепил в штрафной лучшего бомбардира чемпионата. И Родригес, которого нещадно били весь матч, отправил-таки мяч в правый от вратаря угол ворот. И все, кто был на арене и у экранов, понимали, что больше ничего «пекермановцам» сделать не удастся, это был предел возможностей одной из самых игровых и изысканных сборных бразильского мундиаля.

С французами было проще: они так и не распечатали ворота Нойера, хотя неутомимый Бензема за несколько секунд до финального свистка, уже в компенсированное время, все последние силы вложил в удар под перекладину. Нойер взял.

И радость победителей была по-рабочему деловой. Они уже думали о том, что историческое полуфинальное противостояние Бразилии и Германии, которого все ждали, стало реальностью. Дорогой ценой, но карнавал, как мы уже поняли, кончился.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow