Сюжеты

Выставка грез

В столице проходит IV Московский международный биеннале молодого искусства – одно из самых значимых арт событий сезона.

Фото: «Новая газета»

Культура

В столице проходит IV Московский международный биеннале молодого искусства – одно из самых значимых арт событий сезона.

Для масштабного проекта главный куратор биеннале Дэвид Эллиот выбрал тему – «Время мечтать». Молодому поколению  свойственно мечтать о совершенном и прекрасном, их взгляды на жизнь не «испачканы» непоправимы ошибками, а инфантильные надежды на идеальный мир еще живут в их сердцах. Верить, надеется, мечтать – этот трюизм негласный манифест биеннале молодого искусства. Около 3000 тыс. человек на протяжении всего года присылали свои работы куратору Дэвиду Эллиоту, из них он отобрал 83 художника из разных стран для основного проекта, чьи работы соответствуют тематике биеннале и возрастным рамкам (в проекте могли участвовать люди до 35 лет).

«Время мечтать» - тема, которая тесно переплетается с самой известной речью борца с сегрегацией в США Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Эпохальное выступление Кинга – это шаг к свободе, оправданный идеализмом и непобедимой силой духа. «Я мечтаю» - слова, которые толкают к новым свершениям в те времена, когда на сцене жизни главную роль играют конфликты и катаклизмы. Мартин Лютер Кинг говорил: «Я мечтаю сегодня!», и современные молодые художники мечтают сегодня.

В двух огромных залах Музея Москвы (площадка для основного проекта IV биеннале) представлены работы, где каждый из художников по-своему представил свой мир мечтаний: у кого-то он утопический и непогрешимый, а для кого-то это арена, где антиутопия противостоит чудовищной реальности. Проходя по залам выставки, сначала теряешься в череде экспонируемых работ, смысл которых приходится отгадывать самому (экспликаций не предусмотрено). Но как говорится в пословице «Чем дальше в лес, тем больше дров», так и на выставке каждая последующая работа дорисовывает представление посетителя о теме биеннале.

Слово «мечта» вызывает ассоциации с чем-то прекрасным, но на биеннале грезы преломляются реальностью, под гнетом которой даже самые радужные мечты превращаются в безумные наваждения. Видеоарт «Конец индустриальной эпохи» Владимира Логутова – один из первых экспонатов на выставке. Название работы говорит само за себя: руины, на месте которых в будущем построят панельные дома. Но пока видеоряд - это затянувшееся настоящее, статичность которого пугает и отталкивает. Продолжением концепции Логутова является инсталляция Владимира Чернышева и Артема Филатова «Пустой дом». Их работа – это перекошенный домик, доски для которого художники собирали по деревням близ Нижнего Новгорода, где жили в детстве. «Пустой дом» - апофеоз упадка традиционной культуры России. В этом же зале находится работа тайского художника Пратипа Сутхатхогтхай «Товар: медальон» из серии «Священное производство». На огромной доске разместились медальоны с лицами святых: талисманы, которые раньше являлись сакральным атрибутом, сегодня играют роль коммерческой продукции, поставленной на конвейер.   

Выставка оголяет проблемы, назревшие в обществе: «Посмотрите и мечтайте предотвратить этот ужас». Время мечтать сделать наш мир лучше – так можно уточнить  девиз проекта Дэвида Эллиота. Помимо тематической составляющей биеннале, куратор ставил задачей  открыть новые имена и создать пространство для генерации новых идей и стратегий. 

Помимо основного проекта  в Музее Москвы  выставка включает стратегический проект и три программы: специальная, параллельная и образовательная. Экспозиции можно посмотреть практически на всех выставочных площадках столицы: ГЦСИ, ММОМА, ИПСИ, Центр современного искусства Винзавод, Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и тд.

В рамках специальной программы на Винзаводе проходит выставка «Одно место рядом с другим», кураторами являются Анастасия Шавлохова и Лукас Топфер. Четыре составляющие современной реальности ютятся в мрачном пространстве большого винохранилища, в залах которого располагаются экспозиции. Выставочные залы прочертили пунктирные линии, которые соединяют идейные параллели экспозиции: природа, технологии, власть и анархия. В подвале Центра современного искусства Винзавод серия графических работ «Гербарий» Ильи Долгова (символ преклонения перед необузданной природой) встретилась с шестнадцатью солдатами ОМОН - инсталляция Юлиуса фон Бисмарка (метафора безграничной власти и силы). А художественная группа «ЗИП» со своей работой «Третья Лагуна» (материализованная анархия) мимикрировала с визуализированной скоростью звука Карстена Николаи «334 м/с». Залы Винзавода акцентируют внимание на взаимоотношение идей в пространстве реальности.

Каждая из программ биеннале имеют собственную тему, которая либо дополняет главную, либо является ее продолжением.  Так что «Время мечтать» - все лето.

Ксения  КУЛЯСОВА

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera