Сюжеты

Непаханое поле экспериментов

Фестиваль цифрового искусства в природной среде прошел с 4 по 6 июля в парке Никола-Ленивец в рамках перекрестного года России и Великобритании

Фото: «Новая газета»

Культура

 

Фестиваль цифрового искусства в природной среде прошел с 4 по 6 июля в парке Никола-Ленивец в рамках перекрестного года России и Великобритании


Фото автора

«Ничего не видно, но очень красиво!», — раздается позади голос. Определить кто говорит сложно: людей много. Все двигаются в одну сторону — к «Вселенскому разуму». Вокруг действительно ничего не разобрать. Зависшие в воздухе светящиеся шары, белые лучи в небо, непонятные постройки, музыка, словно взятая из фантастического фильма — все напоминает футуристический мир.

Картина будущего раскинулась в пространстве арт-парка Никола-Ленивец в Калужской области, где уже третий год проходит фестиваль «Ночь новых медиа». Постоянные архитектурные сооружения Николая Полисского, Александра Бродского и Бориса Бернаскони на два дня становятся площадкой для экспериментов. С 00.00 до 4.30 арт-объекты переосмысляются молодыми художниками с помощью меппинга и аудиовизуальных эффектов.­

Первые лучи прожекторов и музыка появляются уже в 10 часов вечера. Выступление Миры Каликс, композитора из Великобритании, становится прологом к медиа-ночи. Мы сидим на берегу пруда, а в его середине на плавучей сцене — девушка в наушниках под огромным белым зонтом. Прошлой ночью на ее месте был Dj Илья Рихтер. Волны электронной музыки и световых лучей распространяются по берегу. На протяжении часа зачаровывающе звучит эмбиент. Когда все затихает, толпа организованно покидает берег и движется по направлению к «Вселенскому разуму», увлекая нас за собой.

Наше внимание привлекают голубые, синие, оранжевые, желтые шары. Светящиеся сферы «Connecting lights» формируют оптическую коммуникационную сеть, являются своеобразным проводником в ночную сказку. «Стартрек» выводит нас к главному «кораблю» — работе Николая Полисского «Вселенский разум».

Архитектурный исполин имеет вполне определенную композицию. Двойная колоннада ракет ведет к огромной фигуре, символизирующей два полушария механического мозга. Именно на него ребята из Radugadesign проецируют трехмерный меппинг «Universal mind opening».

 — Каждый год программа шоу разная. И это невозможно описать, — с восторгом говорит Максим, не первый раз приезжающий на «Ночь новых медиа». — Сейчас все сами увидите, — добавляет парень, садясь на землю. Мы следуем его примеру, как и остальные гости фестиваля. По полю распространяется мощный бит. Яркие лучи упираются в небо, образуя конус. Открытие задерживается. «Детка, это Россия», — комментирует мальчик из детского лагеря, лежащий на траве в компании друзей.

Наконец, шоу начинается — 10 минут света и музыки, которые сложно передать, — Максим оказался прав. «Вселенский разум» переливается, искрится во всевозможных узорах, и, казалось, даже двигается.

После «Universal mind opening» толпа разбредается в разные стороны: проекты рассредоточены на маршруте протяженностью около 2 км. Самым притягательным для зрителей оказались «Арка» Бориса Бернаскони, с которой связаны интерактивная инсталляция студии Hello Computer «Трансформация» и многослойная проекция «Циклотрон II» команды «Фосфор». Приехали на фестиваль и выставляющаяся по всему миру инсталляция Light Barrier англо-корейского дуэта Kimchi and Chips: световые лучи пересекаются в пространстве, создавая в воздухе иллюзорные геометрические фигуры.

Создавали атмосферу на фестивале и молодые группы, отобранные сайтом «Афиша-Волна». Кроме того, участниками «Ночи новых медиа» стали выпускники студенты Школы Родченко: простояв очередь, можно было сфотографироваться в «Зеркальной капсуле» или зарядить свой iphone у «iКостра» Софьи Мавзалевской.

— Я три года надеялся, что придут эти молодые ребята, которые выросли и выдадут этот совершенный продукт, — рассказал художник и скульптор Николай Полисский. — Если раньше искусство понимали только аристократы и интеллигенты, то теперь каждый может прийти и создать что-нибудь свое.

Так и поступили молодые ребята в рамках программы «Притащи Свой Проектор в лес».

Например, большая интерактивная голова от «Integrity friendly interactions», реагирующая на движения правой руки.

— Мы организация, занимаемся коммерческими проектами, делаем голографические презентации для разных компаний, в основном, Shell, Samsung. Голову мы спонтанно это сделали, на самом деле, часа за три, — смеется генеральный директор «Integrity» Сергей Старцев. — Хотели придумать что-то интересное, а интерактив интереснее, чем простая проекция. Наша работа абсолютно ничего не выражает. Это просто голова.

Или пилотный проект «Глюкосфера»:

— 20 человек ложатся по кругу головой в середину шатра и смотрят в потолок, на который делается проекция различных образов. Инженер сам выбирает их в онлайн режиме, в зависимости от того, кто приходит, — рассказал один из авторов проекта Владимир Кнут. — А вообще сегодня ты можешь взять проектор, прийти в любое место и высветлить свою идею. Это непаханое поле экспериментов, — добавляет Владимир, пережевывая печенье.

«Притащила свой проектор» и творческая группа «Н|О». Студентка Литературного Института имени А.М.Горького Екатерина Ненашева рассказала о том, что основным концептом видео «6» является число: как данность или случайность, фатум, беспричинность чего-либо. «Это соотношение жизни и смерти, это и война и мир в какой-то степени», — замечает Екатерина.

Изображение на экране делится на две части: на левой стороне — женщина, произносящая монолог, а на правой — фотографии квартиры ее погибшего мужа. «Каждый раз фото и видео на экране взаимодействуют по-разному подобно игре воспоминаний человека. Это хаотичное взаимодействие видео и фото в формате мультимедиа», — объясняет девушка.

Желающих «высветить свою идею» в лесу оказалось много. Кто-то даже делал это на лесном массиве. Многие ребята обещали приехать в следующем году.

Однако ночь заканчивается, и с рассветом карета превращается в тыкву: архитектурные объекты скидывают с себя световую оболочку, стихает музыка, и все мерцающее и блестящее заволакивает туман. В 4 утра, когда проекты еще в действии, но небо уже светлеет, заходим в «Ротонду» работы Александра Бродского. Круглое здание с окнами и открытыми дверьми по всему периметру выражает идею борьбы с клаустрофобией. Медиа-ночь сделала из сооружения синэстетический павильон. Одна из составляющих содержания объекта — «Посвящение Скрябину» — проект Дмитрия Морозова, в котором обоняние выступает как канал коммуникации с окружающим.

— Когда вы попадаете в «Ротонду», вы понимаете мысль художника посредством трех медиа — звука, света и запаха, которые поочередно сменяют друг друга, — рассказал один из кураторов фестиваля Владислав Добровольский. — Медиа в переводе с греческого — «мост», то есть это средство передачи какой-либо информации. Соответственно «новые медиа» — это новые способы коммуникации.


Фото автора

Арина МЕСНЯНКИНА,
Кристина МИНЕЕВА

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera