СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 75 от 11 июля 2014
Читать

Полевые работы

Завтра и послезавтра Парк искусств «Музеон» проведет Первый международный фестиваль авангардной и экспериментальной музыки FIELDS.

Итак, что? Вдумчивый эмбиент, джазовый авангард, разноформатная электроника, фолк, краутрок и академическая музыка. Как? Самобытно, как минимум. Уникальность авторского почерка и «приключения в звуке и музыке» (передирая слоган британского журнала Wire) гарантированы. Потому что известно, кто. 13 проектов, которые не грех перечислить все.

Первым хедлайнером можно было бы назвать берлинского пианиста Волькера Бертельманна, известного как Hauschka — мастера препарированного фортепиано и нетривиальных сюжетов в композициях при отсутствии избыточной драматизации, свойственной его коллегам по неоклассической сцене. Финно-американо-бельгийское трио Шарлеманя Палестина, Мики Вайнио и Эрика Тилеманса — вообще супергруппа, которую мэтры собрали не так давно и услушать которую живьем будет крайне интересно: что за гибрид получился из импровизационного минимализма вне строгих композиторских форм Палестина, электронного нойза и остроугольного техно Вайнио (любители должны помнить его по участию в культовом дуэте PanSonic) и джазово-перкуссионного бэкграунда Тилеманса. Как аккомпаниатор PanSonic засветилась еще одна участница фестиваля — исландская виолончелистка Хильдур Гуднадоттир. Talvihorros — британский, несмотря на финское название, проект мультиинструменталиста Бена Чатвина, человека-оркестра, движущегося от интровертного дроуна к медитативному эмбиенту, от акустических гитар к аналоговым синтезаторам — и обратно. В сете в «Музеоне» к нему присоединится брат Джордан со своими ударными.

Стиан Вестерхус — виртуозный авангардный гитарист из Норвегии, достающий из привычного на вид инструмента совсем не привычные и даже не характерные для него звуки —не только и не столько с помощью разнообразных «примочек», сколько посредством своеобразной манеры звукоизвлечения.

Остальные участники фестиваля — из России: Антон Маскелиаде с эфемерно-циркулярной электроникой, иногда вываливающейся в песни; проект Foresteppeс акустикой гитары, металлофона, мандолины и пианино, закольцованной в пространные саунд-коллажи; дуэт «Эхолов» с пластической электроникой; группа Brinstaar с месмерическими эмбиентными ритмами; one-man-project Ника Завриева Ambidextrous, в рамках которого он в IDM и эмбиент подмешивает замысловатые этнические мотивы; трио «Бром» с немного выпендрежным авант-джаз-панком и, наконец, группа с нередким названием «Лес», но с редкими для наших палестин импровизационными чащами дроуна с просеками эмбиента и техно. В целом фестиваль FIELDS почти что обязателен к посещению всеми, кто в теме. Остальным, впрочем, тоже.

Море внутри

В московском спальном районе открылся первый арт-пляж – инсталляция «Море спального района» художницы Марины Звягинцевой в парке «Кузьминки». Вместе с небезызвестными кураторами Виталием Пацюковым и Борисом Клюшниковым она рискнула предположить, что за отдыхом не нужно ехать куда-то далеко и в своем паблик-арт-проекте разрушает сей распространенный стереотип, показывая, что здесь и сейчас у нас есть свое собственное море прямо под ногами – прирученная человеком и спрятанная в городские подземные коммуникации вода.

Звучит и выглядит как издевательство, но как занимательное издевательство.

Ул. Юных Ленинцев, 52. До 31 октября.

Про музыку конкретно

Основатель и руководитель центра электроакустической музыки и мультимедиа «Термен-центр», заведующий сектором мультимедийных проектов Московской консерватории, создатель и арт-директор Московского оркестра лэптопов Cyberorchestra, куратор многочисленных международных фестивалей электроакустической музыки — это все один человек по имени Андрей Смирнов.

Сегодня вечером этот один человек прочтет в Государственном центре современного искусства лекцию, из которой можно будет узнать об экспериментальной музыке 1950 – 1970-х годов, Джоне Кейдже и концепции случайности, Пьере Шеффере и концепции «звукового объекта», Герберте Аймерте и первой студии электронной музыки WDR, вообще о том, что есть «электронная», а что — «конкретная» музыка, и что значит слово «акустматика». Далее по ходу произойдет знакомство со звуковыми ландшафтами, «художниками свободной музыки» и изобретателями шумовых инструментов. Вход свободный.

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2. Начало в 19.30.

Созерцание

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку работ японского фотографа Шигеру Йошида «Тихое странствие».

22 черно-белых авторских снимка выполнены в деликатной, как японская каллиграфия, технике Fresco Giclée. В ней сочетаются заводская технология покрытия листа нежнейшей бумаги гашеной известью и пигментная архивная чернильно-струйная печать. И это придает очарование работам Шигеру, которое лучше один раз ощутить в прямом смысле своими глазами.

Смотреть придется на фотографии из серии «Границы», которую мастер начал в 2011 году, потрясенный разрушениями в родной Японии от цунами. Это пейзажные работы в японской традиции, в которой, как и в гравюре, сильно влияние философии Дзен, полагающей, что истина приходит через созерцание.

Например, фотограф смотрит на водную гладь — и раскрывает ее сакральное значение, сохраняя мировоззрение, свойственное японской культуре, по которому водяной поток означает течение жизни, неразрывную связь человека с природой. Минималистичность изображений только усиливает философский лад.

Выставку 15 июля отроет сам Шигеру Йошида, прочитав к тому же лекцию.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 21 сентября.

Браво, шестидесятые!

12 июля на крыше центра ArtPlay состоится большой концерт группы «Браво», который станет заключительным септаккордом однодневного фестиваля музыки и стиля Back to the 60s.

Кто-то до сих пор признает только «Браво» с Агузаровой, кто-то ностальгирует по временам Валерия Сюткина — временам настоящей «бравомании», самые преданные поклонники принимают и нынешний, с Робертом Ленцем у микрофона, состав, которому ни много ни мало 18 лет. Но всегда выступления группы — это не «просто так». Вот и в этот раз группу будет сопровождать биг-бэнд из тринадцати духовых инструментов. Евгений Хавтан сотоварищи исполнят не только собственную «классику» и новые песни, но также композиции из наследия 1960-х с приглашенными музыкантами: Яной Блиндер, Александром Болотовым из The Riots, Надеждой Грицкевич («Наадя»), Михаилом Родионовым (The Retuses) и другими.

Ну а перед «Браво» на площадке ArtPlay бурную атмосферу шестидесятых с их культурной и сексуальной революцией, модами, хиппи, рокабиллами и рудбоями, Керуаком и Сартром, Ленноном и Колтрейном, Уорхолом и Монро, жаждой протеста и всеобщего счастья — эту атмосферу попробуют воссоздать сразу на двух сценах серф-психоделик-трио Messer Chups, брасс-джаз коллектив ½ Orchestra, авторитетные московские гаражники The Thunderbeats и рок-группа «Моды». За диджейские сеты будут отвечать Мика Шлиммер, большой любитель серфа, джаза и психоделии, и DJ Spaceman, организатор культовых рокабилли-вечеринок Shag! и бывший арт-директор «Солянки». Кроме того, на фестивале ожидается танцевальный перформанс от Matreshkas in Jazz, виниловый маркет от магазина DIG и мастер-класс по игре на укулеле от «Укулелешной». В завершение всего это на сцену снова поднимется Евгений Хавтан, но уже в качестве диджея — с сетом на час.

Ул. Нижняя Сыромятническая, 10. Начало в 17.00.

Полупроводниковые материалы

Обычно считается что художник — проводник в пространство искусства. Но на самом деле правильнее назвать его полупроводником, ведь творческий акт — синтез сознательной и бессознательной деятельности, и художник хотя бы вполовину ведомый: медиум, лишенный собственной воли. С другой стороны, художник — полупроводник, потому что, выступая в роли проводника для зрителя и предоставляя тому возможность войти в художественное пространство, без зрителя он не способен создать феномен искусства. И, конечно, полупроводник — также и сам зритель. Подчиненный произведению, он в тоже время выступает обязательным условием для его свершения, не являясь, возможно, последним звеном в цепи общей проводимости.

Исходя из вышесказанного, надо ли говорить, что спецпроект молодых художников, представляемый Stella Art Foundation в рамках IV Московской международной биенале молодого искусства, называется «Полупроводники». Ключевой темой выставленных работ является интерпретация пространства — социального, личностного, экзистенциального, сакрального.

От художницы Алисы Йоффе будут две инсталляции: серия пейзажей для одного зрителя и масштабная работа Study of theWound of the Christ. Полина Канис покажет видеопроект, в котором неожиданным образом преломляются забытые и невидимые социальные ритуалы. А Кирилл Савченков организует аудио-прогулку по идеальному району города-утопии — собирательному образу российских окраин, которые автор снимал в течение последнего года. Совриск как он есть.

Скарятинский пер., 7. До 15 августа.

Прима

Сегодня вечером на Новой сцене Большого театра состоится юбилейный вечер знаменитой балерины и хореографа Наталии Дмитриевны Касаткиной.

Для нескольких поколений любителей балета она — легенда, возраст которой не имеет значения. Поклонники ее творчества снова смогут увидеть «Весну священную» — знаменитую постановку Касаткиной и ее мужа Владимира Василёва, созданную для Большого театра в 1965 году, а также отрывки из новых балетов театра. Солисты ведущих театров — Большого, Мариинского и других — представят свои номера-поздравления.

И еще. В честь юбилея примы до 30 июля на сцене театра «Новая опера» будет идти балетный фестиваль, в ходе которого покажут лучшие постановки Государственного академического театра классического балета. Касаткина и Василёв уже почти сорок лет возглавляют этот театр.

Театральная пл., 1. Начало в 19.00.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow