СюжетыСпорт

Назад, в девяностый, но — через национальную катастрофу

Два полуфинала: сенсационно зрелищный и предсказуемо унылый — все же сделали битву за Кубок мира межконтинентальной. Точной копией финала 1990 года. Тогда победили немцы

Этот материал вышел в номере № 75 от 11 июля 2014
Читать
Два полуфинала: сенсационно зрелищный и предсказуемо унылый — все же сделали битву за Кубок мира межконтинентальной. Точной копией финала 1990 года. Тогда победили немцы
Изображение
Изображение

Да никто не предполагал — кроме двух дилетантов, которые поставили жалкие пять фунтов и 20 долларов соответственно на победу сборной Германии. В первом полуфинале чемпионата мира. Над Бразилией. Со счетом 7:1. То, что эти безумцы обогатились один на 2,5 тысячи фунтов, а другой на 46 тысяч долларов, ничего не значит — ну попали, случается. А вот то, что так страшно попали хозяева чемпионата, да еще бразильцы, да еще в первый раз за годы участия во всех финальных турнирах…

Эксперты оказались посрамлены, ни один их прогноз не сработал, объяснения вроде бы лежат на поверхности, но полностью вопроса не исчерпывают. На гудящее над планетой «почему?» ответа нет: полуфинал в Белу-Оризонти уже вписан в историю мирового футбола не только как «разгром на «Минейрао» и самое сильное унижение для бразильской сборной, но и как явление в высшей степени загадочное и непознанное.

Ну хорошо, выбыл из-за травмы лидер атаки Неймар, получил дисквалификацию из-за глупейшей второй желтой карточки самый надежный игрок обороны Тиагу Силва, адекватной замены не нашлось, но кто скажет, что основной защитник «Баварии» Данте или «карманный форвард» из донецкого «Шахтера» Бернард — футболисты никчемные? Почти каждый из бразильцев — звезда своего клуба, как правило, топового, состав можно назвать скромным разве по сравнению с прежними чемпионскими сборными, немецкому он даже в ослабленном варианте не уступал.

Перегрузили футболистов ожиданием непременной и обязательной победы? Так все хозяева так или иначе через давление проходят, пусть и с переменным успехом: последними из больших сборных «домашний синдром» удалось преодолеть блистательным французам в конце прошлого столетия (в том финале-98 они, кстати, как раз и нанесли бразильской сборной единственное крупное поражение). Понятно, что в сумасшедшей футбольной Бразилии, 64 года ждавшей чемпионата мира, своих любимцев совсем затерзали — но и они не мальчики, всякое успели повидать, да и тренерская бригада во главе с Луисом Фелипе Сколари — едва ли не самая опытная и титулованная, знает, как снять напряжение.

С командной игрой и вообще с тактикой, правда, возникали проблемы, и немалые. И хорватов, и мексиканцев, и чилийцев, и колумбийцев главные фавориты побеждали не без проблем — за счет драйва, мастерства отдельных футболистов и прежде всего Неймара. С другой стороны — те же обладающие вполне поставленной командной игрой немцы едва унесли ноги от Ганы, долго мучились с Алжиром, да и в четвертьфинале против Франции ничем особенным не блеснули. Про Аргентину тоже нельзя было сказать, что она показывает идеальный футбол, да и сборная Голландии при всем своем блеске не являлась образцом стабильности.

Может быть, латинский турнирный путь сборную Бразилии слегка убаюкал, к благосклонности судей она слишком привыкла, но это все не определяющие факторы. Во всяком случае, дичайшего разгрома хозяев ничто не предвещало: шансы четырех соискателей примерно равны, ждали упорной борьбы. Но в Белу-Оризонти произошел не просто разгром, а с футбольной точки зрения нонсенс, переворачивающий сложившиеся представления об игре как о явлении, все-таки подчиняющемся некой логике. Вот смотрите: бразильцы превзошли соперника по количеству ударов, в том числе и в створ ворот (13 против 12), по количеству угловых (7 против 5), меньше нарушали правила (11 против 14), и в то же время к первому получасу игры тренеры могли выкидывать полотенце — если бы это было не зеленое поле, а ринг.

Они ведь очень легко, даже самоуверенно начали, и не прекратили поддавливать сборную Германии даже после того, как беспечно упустили Томаса Мюллера в штрафной после подачи углового. Но гол неутомимого Мирослава Клозе, сделавший 36-летнего ветерана рекордсменом финальных турниров, прорвал плотину — дальше началась самая кошмарная пятиминутка в истории сборной Бразилии. Хозяева впали в необъяснимый ступор: немцы их обыгрывали, как детей, как любителей, невесть каким образом попавших на мировой футбольный форум. Если бы соперник захотел, он бы и больше забил.

Сколари, золотой тренер-2002, только воздевал руки к небу. Тайм-аутов в футболе не бывает, а придумать что-то неординарное, чтобы остановить катастрофу, ни многоопытный специалист, ни его подопечные не успели. К 30-й минуте все было кончено. Бразильцы опустили головы — доминирующим чувством стало чувство стыда за происходящее, вот почему даже когда сборная Германии позволила себе в начале второго тайма расслабиться, и Мануэля Нойера трижды пробивали в упор, мяч в ворота не шел. А мексиканский судья Марко Родригес оказался к хозяевам совсем неблагосклонен и в такой безнадежной для них ситуации — ну, если уж он пару раз не дал пенальти в пользу бразильцев, немцы после издевательского дубля 23-летнего Андре Шюррле сами дали забить Оскару гол, который даже голом престижа назвать сложно.

Случаются в футболе явления, которые нужно выводить за скобки, — они ни во что не встраиваются, их нереальность и невозможность не поддается осознанию и анализу. Так и сейчас — происшедшее на «Минейрао» мир оставило в недоумении, а бразильцев как нацию придавило до такой степени, что даже грандиозных погромов не вызвало. Так, дежурно побуянили в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, еще кое-где, сожгли с десяток автобусов, десяток зачинщиков арестовали. Но и самба тоже звучала — как протест против незаслуженной небесной кары, как выплеск отчаяния. Сборной этого позора не простят, даже если она по призыву президента Дилмы Русеф отряхнет пыль поражения с колен и вернется в игру. Может, даже возьмет бронзовые медали.

Что касается медалей золотых, то я бы не спешил заранее объявлять действительно великолепных немцев чемпионами. Они прекрасно воспользовались потерей ориентации у соперников, разложили их на составляющие с хладнокровием патологоанатома, но не исключено, что это был все-таки казус Бразилии, а не подвиг сборной Германии под руководством Йоахима Лева.

…А накануне умер Альфредо ди Стефано. Почетный президент мадридского «Реала», великий аргентинский и испанский бомбардир, кумир дотелевизионной эпохи. Второй полуфинал начался с минуты молчания, и у сборной Аргентины помимо непосредственной причастности к этому печальному событию был еще один повод отдать все для победы — День независимости. Голландцам же ничего дополнительного не требовалось — они и без того были самой обделенной главным титулом коман­дой из квартета полуфиналистов.

Вот эта игра в Сан-Паулу на «Арене Коринтианс», в отличие от предыдущей, мой прогноз в «Новой» оправдывала полностью — лоб в лоб, кость в кость, тяжелая работа с редкими проблесками голевых моментов и почти полным отсутствием риска. У голландцев потерялся Арьен Роббен, у аргентинцев до поры чуть заметнее партнеров был Лионель Месси, но до перерыва звезды не блистали, и дело сразу пахло ничейным результатом, дополнительным временем и даже послематчевыми пенальти. Самые непредсказуемые тренеры бразильского чемпионата Луи ван Гал и Алехандро Сабалья были показательно сдержанны, а их команды — осторожны и осмотрительны, турецкий судья Джюнейт Чакыр — предельно внимателен. На контрасте с происходившим накануне в Белу-Оризонти (по-своему уникальное действо собрало рекордное количество откликов, став самым ярким событием интернетовской эпохи) это исполненное внутреннего нерва, но внешне лишенное изыска зрелище клонило в сон.

Но спать было нельзя. Нельзя было пропустить одно-единственное мгновение, и его мог сотворить на последних секундах основного времени именно Арьен Роббен, который все-таки проснулся и вскрыл аргентинский железобетон с левого края — но нога Хавьера Маскерано встала на пути мяча, направленного в дальний угол ворот Серхио Ромеро.

Голландцы были чуть лучше, но первый удар в створ нанесли лишь к середине первого дополнительного тайма. Аргентинцы были чуть хуже, но во втором овертайме Родриго Паласио мог поставить точку. В Белу-Оризонти случился один прекрасный ужас, в Сан-Паулу — совсем другой, с нулевым исходом и серией пенальти. Бразильский мундиаль на исходе выдал два разных, даже абсолютно противоположных действа, каждое из которых и по содержанию, и по духу празднику не соответствовало. Но футбол по заказу не живет.

Может, и хорошо, что эмоций почти не осталось. Это я про серию пенальти и руки голкипера Серхио Ромеро, буквально втащившие Аргентину в финал.

Этот финал все-таки будет межконтинентальным. В точности повторяющим финал 1990 года, который мало чем запомнился. Разве только тем, что победили немцы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow