КолонкаПолитика

Теперь можно договариваться

Этот материал вышел в номере № 77 от 16 июля 2014
Читать

В Восточной Украине еще война, в истоке которой была попытка предотвратить соглашение о европейской интеграции Украины, а в Брюсселе представители основных фигурантов уже разговаривают о том, как лучше выполнять это соглашение - подписанное 27 июня и ожидающее ратификации.

О том ноябрьском бикфордовом шнуре украинского кризиса, кажется, уже забыли. Война обрела самостоятельное существование и собственную логику, убивая все больше людей, а экономическая тема вернулась назад к «домайдановскому» рубежу. С той лишь разницей, что поставленная противниками евроинтеграции цель провалилась.

Министр экономического развития России Алексей Улюкаев встретился в пятницу с главой МИД Украины Павлом Климкиным и в разговоре с нами отметил «конструктивный, позитивный настрой» украинского собеседника (ни слова о «хунте»).

Такая же атмосфера, по его словам, была на трехсторонней встрече, в которой участвовал еще и европейский комиссар по торговле Карел Де Гюхт. Украинский партнер оказался даже сговорчивее, чем брюссельский (в том, что «есть чувствительные зоны и к ним нужно соответствующим образом отнестись»).

В совместном документе участники встречи отметили, что либерализация торговли между ЕС и Украиной изменит условия торговли и инвестиций на украинском рынке.

«В то время как новые правила торговли направлены на позитивные экономические перемены для всех сторон, их выполнение может повлечь за собой некоторые потенциальные экономические риски в отношениях между Россией и Украиной, в том числе и для хозяйствующих субъектов», - говорится в документе, который подписали Улюкаев, Климкин и Де Гюхт.

Каждый трактует эту фразу по-своему. Для Улюкаева – это признание Украиной и Европой того, в чем их долго пыталась убедить Россия. Для Климкина и Де Гюхта – констатация того, что соглашение будет полезно всем.

По итогам первой встречи на политическом уровне Россия, Украина и ЕС договорились создать трехсторонний механизм консультаций, оценки и устранения потенциальных рисков для торговли и экономического развития. Российская сторона обязалась до 20 июля представить партнерам конкретный список проблем, которые, на взгляд Москвы, могут появиться при выполнении украинско-европейского соглашения, со своими комментариями. Украина и ЕС, считая, что существенных рисков для России все же не будет и что Москва сгущает краски, согласны все же рассмотреть ее список.

В российском списке, отметил Улюкаев, будут указаны возможные проблемы, связанные с техническим регулированием, стандартами, таможенной администрацией, санитарным и фитосанитарным контролем, а также другие потенциальные угрозы.

Эксперты России и Украины, а при необходимости и Еврокомиссии подготовят аналитический доклад и представят его участникам следующей министерской встречи 12 сентября. Они определят, какие риски можно снять на экспертном уровне, а какие потребуют политического решения.

Значит ли это, что до 12 сентября соглашение между ЕС и Украиной блокируется по воле России, не будет ратифицировано и не вступит в силу? Улюкаев, отвечая на этот вопрос, дал понять, что ожидает именно такого развития событий.

«Это имеется в виду, хотя в тексте (согласованного документа) этого нет, и предполагается добрая воля сторон», - сказал он, добавив, что «в целом все участники встречи проявили позитивный, конструктивный настрой, добрую волю и желание найти развязки для конкретных проблем».

В перерыве между встречами он сказал нам, что Россия настаивает, чтобы без устранения рисков, возникающих для нее из свободной торговли между ЕС и Украиной, соглашение не вступало в силу. Но ни о каком праве вето России или изменении текста соглашения не может быть речи, и все проблемы придется решать полюбовно. Это в интересах в том числе и российских хозяйствующих субъектов.

Раз уж соглашение подписано, бороться с ним – только вредить себе. Лучше действительно минимизировать возможные издержки. Если что-то не сложится, Россия, по словам Улюкаева, готова перевести Украину с преференциального режима в торговле, принятого в СНГ, на режим наибольшего благоприятствования, гарантированный ВТО. Такой же подход и к соглашениям, которые подписали с ЕС 27 июня Грузия и Молдавия.

«Молдавия уже ратифицировала этот документ, и мы будем вправе нивелировать негативные последствия для российской экономики, которые, как мы считаем, повлечет за собой выполнение этого соглашения», - заявил Улюкаев.

Российская экономика уже понесла серьезные потери из-за поддержки Кремлем врагов евроинтеграции Украины, а «секторальные» экономические санкции Запада, которые пока не применялись, продолжают висеть дамокловым мечом. «Затокрымнаш» и рейтинг президента зашкаливает. Теперь по экономике можно договариваться. Тем более, что по проекту «Южный поток» Брюссель под давлением стран-членов, в том числе Австрии, Венгрии и Италии, видимо готов пойти на уступки и сделать для Газпрома исключения из своего антимонопольного «третьего пакета».

Кстати, ни о ценах на газ для Украины, ни о проблемах с «Южным потоком» на этих брюссельских встречах не говорили вообще.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow