СюжетыЭкономика

Восход сланца

Восстановление американской экономики после рецессии 2007—2008 годов эксперты связывают прежде всего с «энергетическим ренессансом» в США

Этот материал вышел в номере № 77 от 16 июля 2014
Читать
Восстановление американской экономики после рецессии 2007—2008 годов эксперты связывают прежде всего с «энергетическим ренессансом» в США

Америка стала энергетической сверхдержавой неожиданно для самой себя. Мне довелось стать свидетелем ролевой игры в 2007 году в Вашингтоне. Тогда отставные политики — бывший министр финансов Р. Рубин, первый замгоссекретаря Р. Армитидж, пресс-секретарь президента Клинтона М.Маккари — разыграли сценарий действий Белого дома на случай мирового энергетического кризиса.

Воображаемый кризис начинался в мае 2009 года. Условия игры: «Резко возрос спрос на нефть со стороны Китая, Индии и других. Из-за политических волнений Нигерия и Ирак резко сократили продажу нефти. Иран находится на грани создания своего ядерного оружия и против него введены жесткие санкции. Цена на нефть на рынке составляет 93—96 долларов за баррель. Из-за взрывов остановлен нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан, в Азербайджане волнения, объемы подачи нефти из Казахстана тоже сокращаются. Цена за сутки возрастает до 115 долларов. На мировых рынках обвал».

Штабные маневры подкреплялись вымышленными выпусками новостей, биржевыми сводками, докладами специалистов.

Учения воссоздавали ситуацию: Америка на пороге энергетической катастрофы. «Новоявленные министры» делали самые разные предложения — от распечатывания стратегических запасов (700 млн баррелей в условиях полной энергетической блокады хватило бы на 56 дней) — до призыва к американцам ездить со скоростью не выше 50 миль в час. Вторая часть игры — новые вводные. Еще через 4 месяца Иран вводит ответные санкции против Запада, ограничивая продажу нефти. Иранцев поддерживает Уго Чавес. Дефицит на рынке нефти составляет 700 тысяч баррелей в день, а цена за «бочку» — уже 165 долларов. «Хотя всё это — игра, она легко может стать реальностью» — такой плакат был вложен в вымышленный номер лондонской «Таймс».

В 2014-м Америка избавилась от этих фобий. Сценарий 7-летней давности устарел и кажется смешным. Как отметил в послании к конгрессу президент Обама, благодаря «сланцевой революции» его страна обеспечена собственным природным газом на 100 лет вперед. Президент отметил, что благодаря сланцевым технологиям выбросы углеродов в атмосферу в США в 2013 году стали самыми низкими за почти 20 лет.

Отсчет «сланцевой революции» в США — 2007 год. Джордж П. Митчелл и его команда разработали и внедрили технологию добычи природного газа из залежей сланцевых пород. Fracking — новую технологию добычи газа — назвали крупнейшим событием в мировой энергетике в последние полвека. Сын греческих иммигрантов, пионер горизонтального бурения и гидравлического разрыва пласта, техасский бизнесмен и филантроп, умер в прошлом году. 94-летний Митчелл успел застать расцвет «сланцевой революции».

В 2007 году накануне сланцевого бума агентство энергетической информации США предсказывало, что к 2020 году Америке нужно будет импортировать 20 процентов природного газа. В соответствии с прогнозом, в Техасе уже начали строить хранилища под его закупки. А сейчас это же агентство предсказывает, что к 2020 году Америка станет крупнейшим в мире экспортером газа. В 2000 году сланцевый газ в США составлял всего 2%, а в 2011-м — уже 37% от общего объема добычи. Отрасль растет как на дрожжах: миллион новых рабочих мест только в США и 42 тысячи скважин.

Как водится, представители традиционной энергетики с помощью экологов пытаются доказать, что новая сланцевая энергетика серьезно угрожает окружающей среде. Главная проблема — утечка метана в атмосферу и истощение водных ресурсов. Однако и эта проблема решаема, заверяют американские производители. В целом сланцевая энергетика намного экологичнее традиционной, говорят ее сторонники, а ее противники уже не могут просто игнорировать «сланец».

Параллельно объем производства собственной нефти в США впервые за много десятилетий превысил объемы ее импорта. Америка уже сейчас по совокупности — крупнейший в мире производитель нефти и газа. После 40 лет запрета на экспорт нефти американским компаниям разрешено экспортировать легкую газообразную нефть (конденсат). К концу этого года экспорт может достигнуть 300 000 баррелей в сутки. Американский нефтяной бизнес получил выход на рынки, прежде всего Латинской Америки и Азии, а в перспективе американцы могут составить конкуренцию традиционным игрокам на Ближнем Востоке и в Африке.

Сигналом для коренного пересмотра энергетической политики в США и Европейском союзе стали украинские события. В результате реформ будет ликвидирована разница в цене на газ в европейских странах, создана общая инфраструктура для переброски газа и электричества из одного конца Европы в другой, будут ликвидированы так называемые «энергоострова», вроде Балтийских стран, чья энергосеть соединена с Россией, но ни с одной другой частью Европы.

Проблемы у проекта «Южный поток». Он не соответствует требованиям так называемого Третьего энергетического пакета ЕС, предписывающего, чтобы половина мощностей сухопутной части резервировалась для альтернативных поставщиков топлива. Москва добивается для «Южного потока» исключений. Вопрос после Крыма и событий на юго-востоке Украины перестал быть «чисто энергетическим». Экспорт энергоресурсов никогда и не был для нынешних российских властей вопросом «чисто экономическим», скорее «конкретно политическим».

Американские власти снимают ограничения на экспорт американских энергоресурсов. Этого от президента потребовали конгрессмены после Крыма. Тот редкий случай, когда Обама не стал им возражать. Американцы, переставшие бояться собственной зависимости от импортных энергоресурсов, готовы теперь снять ее с других европейских стран, в первую очередь с Украины. Американские энергетики рвутся в Европу. Политические и экономические плюсы налицо. Вопрос — в сроках. Реализация проекта поставок газа в Украину займет не менее 2 лет, а то и больше.

Цена на американский газ неизбежно поднимется, делают вывод российские аналитики, предрекающие «полный провал сланцевой энергетики», «экологические катастрофы» и «отказ» американских компаний развивать эту отрасль. В США подобных разговоров не слышно. Но алармистские комментарии в российских СМИ основаны не только на энергетических или экологических расчетах. Сланцевый газ — это проблема выживаемости некоторых политических режимов в разных частях планеты. Помните песню Юрия Шевчука с красноречивым названием «Когда закончится нефть»?

Удастся ли снять зависимость Европы от российских поставок? Американские эксперты об этом действительно спорят. Выступая недавно в Вене, российский президент объяснил активность Америки не заботой о территориальной целостности Украины, а элементарной конкуренцией. Американские «партнеры», мол, сами хотят поставлять свой сжиженный газ в Европу, энергетическая независимость ни при чем. Кроме того, транснациональные корпорации мечтают разрабатывать месторождения сланцевого газа, обнаруженные в мятежных областях Украины. Энергетический аспект «западного выбора» украинских властей вызывает раздражение в Москве. Для сегодняшней России главное — бесперебойная работа труб, отмечает Джулия Нанай, эксперт консалтинг-фирмы Ihs energy: «Продажа нефти и газа оставляет примерно 70% экспорта России, 50% бюджетных поступлений, 40% налоговых сборов. Эта отрасль обеспечивает примерно треть ВВП страны. Для разработки новых месторождений России необходимы зарубежные инвесторы. Но те обратили внимание на залежи сланцевого газа в Украине. «Шелл» подписал соглашение о разработках на востоке, «Шеврон» — на западе».

Две аксиомы, в которые верит Кремль. Первая: Запад не сможет принять санкции против российского энергетического сектора. И вторая, о которой заявил президент Путин: в связи с появлением сланцевых технологий нефть не подешевеет. Американские аналитики от столь категоричного прогноза воздерживаются. Можно предположить, что справку о сланцевом газе российскому президенту готовили те самые люди, которые заказывали в СМИ материалы о фиаско «сланцевой революции» в США.

А вот предположение о нереальности масштабных энергетических санкций пока подтверждается. ЕС сопротивляется Вашингтону, добивающемуся введения масштабных (секторальных) санкций против России. Тому есть простейшее объяснение: «Газпром» — единственный поставщик топлива в 6 европейских стран, еще в 5 зависимость от российского газа составляет 60 — 90 процентов. Потребуются годы и значительные вложения, чтобы ситуация изменилась, отмечают скептики, называющие себя «реалистами».

Вашингтон

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow