СюжетыОбщество

Конечная

И московские, и федеральные власти считают, что у трагедии в метро есть реальные причины и конкретные виновники. Только определив и назвав их, можно остановить череду катастроф в подземке

Этот материал вышел в номере № 77 от 16 июля 2014
Читать
И московские, и федеральные власти считают, что у трагедии в метро есть реальные причины и конкретные виновники. Только определив и назвав их, можно остановить череду катастроф в подземке
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Авария произошла в 8.39 утра во вторник. Поезд сошел с рельсов между станциями метро «Славянский бульвар» и «Парк Победы»: несколько вагонов всмятку, один встал поперек тоннеля — его разорвало пополам. И это все, что на данный момент можно с точностью утверждать.

К настоящему времени медики подтвердили гибель двадцати одного человека, но еще около 160 находятся в больницах. Многие — в реанимациях в крайне тяжелом состоянии, поэтому врачи не торопятся называть точные данные.

Родным погибших уже пообещали компенсации в три миллиона рублей (1 миллион от мэрии и 2 миллиона — от метрополитена), а пострадавшим — до 1,5 миллиона рублей (500 тысяч от мэрии и миллион — от подземки).

В «Фейсбуке» появилось свидетельство пассажира, оказавшегося в одном из сильно пострадавших вагонов, Александра Загнибеды:

«Мой вагон всмятку. Я вылетел из центра вагона в крайнюю секцию. Висел на обрывке поручня. Попросил парней сорвать форточку, а потом выбить окно. Высота около 4 метров. Вылезли по кабелям. Столько трупов… Людей без сознания. Выйти было некуда. Нашли проем, закрытый жестяными листами, арматурой и толстыми кабелями. Дым, запах гари, паленого кабеля, все кричат, паника. Нашелся мужик с молотком. Сбили молотком мелкие арматуры, выдавили жестяные листы. Пока рубили, приходилось подсвечивать, принимать людей сверху, успокаивать людей, пытаться дышать гарью. Я рад, что я не потерял сознание, потому что можно было там и остаться».

Но почему состав поезда могло так сплющить — не знает, похоже, никто, хотя версий много. Изначально московские власти заявили, что причиной аварии могло стать падение напряжения в сети, из-за чего сработал режим экстренного торможения. Падение напряжения в рельсе могло быть вызвано пожарной сигнализацией, объяснили «Новой» в Петербургском государственном университете путей сообщения. Однако эксперты спорят, могло ли это привести к трагедии. При экстренном торможении катастрофы не происходит, рассказал «Новой» заведующий кафедрой «Тоннели и метрополитены» Петербургского государственного университета путей сообщения Александр Ледяев:

«Когда поезд сходит с рельсов, особенно первый вагон, это говорит о том, что колеса были, видимо, намертво заблокированы и не крутились. Экстренное торможение не мгновенно, колеса не блокируются намертво — поезд продолжает катиться, но с зажатыми колодками тормозов. Он останавливается постепенно, но чуть быстрее, чем при подходе к станции».

Что исключили сразу — так это версию теракта. Об этом заявил заммэра Петр Бирюков, после чего власти взяли тайм-аут, а расследование обстоятельств произошедшего передали в руки Следственного комитета.

В свою очередь, мэр столицы Сергей Собянин пообещал, что за случившимся «последуют не только увольнения, но и уголовные дела».

А потом появилась новая теория: представитель электродепо заявил Life News, что основная версия случившегося — сбой стрелки. Источник утверждает, что стрелка не успела встать в нужное положение, когда произошел скачок напряжения, в результате поезд врезался в стену, разделяющую два тоннеля.

Эту версию в разговоре с «Новой» оценил как вероятную Василий Скрябин, машинист депо «Планерная»: «Стрелка стояла не по маршруту следования поезда, была не доведена. Стрелку проверяют каждую ночь, как все пути и все шпалы. Предыдущие поезда с 5.40 могли нормально проехать: если какие-то работы производились, на первые поезда давались предупреждения, чтобы они ехали аккуратно. Но стрелка сбилась. Значит, ее плохо обслужил тот, кто отвечает за нее, не уследил. Или аппаратура могла повредиться из-за вибраций, вызванных ремонтными работами. Там такое место, скорость набирают под 70–80 километров в час. Машинист, видимо, скорость набрал, но поздно увидел стрелку. Когда мы проезжаем ее, мы обязательно должны посмотреть, по маршруту она или нет. Если нет, срочно применять экстренное торможение. Версии, что авария случилась из-за резкого торможения, — это все фигня. У нас тормоза сделаны так, чтобы поезд остановился без всяких последствий. То, что они приняли за торможение, — это поезд уперся в стенку и ею уже тормозил. Наши машинисты уже побывали на месте аварии и подтвердили эту версию. Кабина машиниста всмятку, двумя вагонами ее дожало, говорят, еще поврежден последний вагон».

Год назад профсоюз «Защита», в который входят работники завода Метровагонмаш, бил тревогу: по их словам, рабочих заставляли ставить бракованные детали в систему торможения вагонов. Им приходилось буквально молотками стыковать детали, в которых из-за брака отсутствовала резьба. Этой весной особенно отчаянных активистов с завода уволили. Тогда же Метровагонмаш обнародовал заявление, называя сообщения о некачественных деталях «информационной атакой»: «Официально заявляем: на Метровагонмаше никогда не использовались и не используются некондиционные компоненты. Каждый элемент оборудования проходит через многоступенчатую систему контроля…»

Связать установку некачественных деталей с этой аварией в профсоюзе пока не могут: данных мало и они противоречивы. «Неизвестно, те ли это вагоны, что завод поставлял в прошлом году, — пояснил пресс-секретарь профсоюза «Защита» Владимир Комов. — Но ситуация с бракованными деталями в вагонах все равно серьезная: если не сегодня, то завтра что-то случится».

Москвич Сергей Молоствов две недели назад отправлял в метрополитен сообщение о неполадках в тоннеле между «Киевской» и «Славянским бульваром».

Он заметил, что именно на этих двух перегонах поезд трясет так, что трудно удержаться на ногах. Всего за неделю до аварии служба пути прислала ему ответ — все в порядке: «Путь содержится в соответствии с техническими нормами и допусками, отступлений в содержании стыков не выявлено, размеры стыковых зазоров соответствуют техническим нормам».

ЧП в метро:

Как вели себя такси и обычные водители

Три таксомоторные компании: «Новой желтое такси», «Формула такси» и «Такси 956» — подписали совместное соглашение с московским правительством, руководством полиции и столичным главком МЧС. Пострадавшие в аварии на метрополитене и эвакуированные из тоннеля и со станции граждане с утра могли воспользоваться услугой «бесплатное такси». Эту информацию «Новой» подтвердили представители всех трех компаний.

Генеральный директор «Нового желтого такси» Селик Маргарян в комментарии «Новой» отметил: «Нужно понимать, что мы перевозим пассажиров бесплатно только от одной станции метро к другой. И не надо предлагать денег водителям и просить подкинуть вас до подъезда. Будьте солидарными, сейчас творится тихий ужас».

Старший диспетчер компании «Такси 956» заявил, что они перевозят пассажиров туда, куда они скажут. И это тоже совершенно бесплатно.

Тем не менее в социальных сетях в первой половине дня появлялись сообщения о том, что таксисты, напротив, резко взвинтили цены на провоз пассажиров. В ветках, где пользователи изливали свое возмущение, почти сразу стали появляться и предложения по борьбе с цинизмом:

«Люди, снимайте на видео таксистов, которые наживаются на чужом горе. Страна должна знать своих «героев».

Практически сразу, как только о чрезвычайной ситуации стали сообщать радиостанции (самое популярное СМИ среди автомобилистов), заработала и социальная сеть «Однопробники». Пользователи мобильного сервиса «Яндекс.Карты», в обычное время извещающие друг друга о ДТП и ругающие московские пробки, в экстремальной ситуации самоорганизуются быстрее и более умело остальных. Водители, проезжавшие вблизи станций «Славянский бульвар» и «Парк Победы», стали размещать сообщения о готовности взять на борт попутчиков. Все строго по делу: направление, количество свободных мест и ориентировка - марка и цвет машины или телефон владельца.

«В сторону Киевского семерых подвезу 89037307746»; «Довезу до Строгино бесплатно»; «Через 15–20 мин. 3–4 человека в сторону проспекта Мира 89851240343»…

Тут уж никаких ограничений.

Изображение

Как предупреждали людей о трагедии: волонтеры или СМС-оповещение?

В 13.32 в официальном сообществе Московского метрополитена в «Фейсбуке» (с момента трагедии прошло уже более 4 часов) бросили клич: срочно требуются волонтеры для расклеивания объявлений на остановках о «компенсационных» маршрутах, так как сделать это оперативно своими силами невозможно. В 16.20 сбор был приостановлен: откликнулось достаточное количество людей.

Прочитав об этом, мы задались вопросом:

а где же оперативное СМС-оповещение, необходимое как раз для подобных случаев?

С этим мы обратились к представителям тройки основных мобильных операторов. Нас интересовали конкретные данные: была ли рассылка, когда ее осуществляли и каков был текст рассылки.

В 9.27 столичный «МегаФон» получил предписание от MЧС на рассылку экстренных сообщений, через несколько минут клиенты «МегаФона», находящиеся в радиусе 5 км от эпицентра аварии в метро, стали получать сообщения о случившемся, заявили «Новой» в пресс-службе оператора. «Билайн» также оповещал своих абонентов об аварии на протяжении двух часов с 9.40 до 11.40, уверяли нас представители компании по телефону.

МТС

Чтобы проверить эти данные, мы обратились к пользователям социальных сетей.

На странице «Новой газеты» в «Фейсбуке» мы попросили наших читателей из Москвы ответить на те же вопросы по поводу оперативного СМС-оповещения.

Из 126 читателей, принявших участие в опросе, только двое получили СМС — от «МегаФона».

Один из пользователей подтвердил и геолокационную привязку: он находился вблизи места ЧП. «Внимание! Движение метро от ст. «Киевская» до ст. «Молодежная» остановлено в направлении центра. Пользуйтесь наземным транспортом», — цитировали текст эсэмэски читатели. Однако время получения СМС-сообщения в обоих случаях расходилось с заявленным сотовым оператором: 13.40 и 14.35. О том, что система оперативного оповещения в столице сбоит, говорят и другие данные. Несколько поучаствовавших в опросе читателей признались: никаких уведомлений им не пришло, хоть живут они неподалеку от станций метро, где произошла трагедия.

Хроника техногенных аварий на московском метрополитене

Сегодняшняя трагедия — не первый случай аварии в московском метрополитене, но она уже стала самой масштабной по числу человеческих жертв.

17 февраля 1982-го. Авария на эскалаторе на станции «Авиамоторная»

Первой крупной техногенной катастрофой стала авария на станции «Авиамоторная» в 1982 году. 17 февраля примерно в 5 часов вечера из-за увеличенного потока пассажиров на спуск был включен еще один эскалатор, а уже через несколько минут он развил скорость, примерно в 2 раза превышающую нормальную. Люди не могли удержаться на ногах и падали вниз. Многие, чтобы спастись, прыгали на балюстрады, которые под тяжестью людей начали проваливаться. По официальным данным, 8 человек погибли, задавленные массой навалившихся на них людей.

Март 1994-го. Серия аварий на Серпуховско-Тимирязевской линии

30 и 31 марта 1994 году на Серпуховско-Тимирязевской линии произошла серия аварий. Сначала в перегоне между станциями «Нагорная» и «Нахимовский проспект» поезд врезался в состав, тормозивший перед прибытием на станцию. В результате пострадали 16 человек. Затем в 5.30 утра столкнулись два поезда: 3 вагона одного из них сошли с рельсов и перегородили тоннель. Чтобы убрать вагоны, их пришлось разрезать. Еще одно столкновение произошло в 9.14 на станции «Петровско-Разумовская». После этого три человека обратились за медицинской помощью.

25 мая 2005-го. Крупнейший сбой в энергосети

25 мая 2005 года произошел самый масштабный сбой в энергосети за всю историю работы московского метрополитена. Тогда обесточенными и таким образом выключенными из работы оказались 52 из 170 станций. В тоннелях на разных линиях остановилось более 40 составов, в которых находилось примерно 20 тысяч человек. Эвакуировать их пришлось пешком по темным тоннелям, однако массовой паники это не вызвало.

5 июня 2013-го. Задымление на Сокольнической линии

Последняя до сегодняшнего дня крупная авария случилась 5 июня 2013 года. Тогда между станциями «Охотный Ряд» и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии загорелся кабель, и произошло сильное задымление. Около 5 тысяч пассажиров были эвакуированы, более 40 человек обратились за медицинской помощью.

Июнь—август 2013 года

За лето 2013 года произошло более десяти сбоев в работе московского метрополитена. Так, 5 июня 2013 года, в тот же день, когда из-за задымления на Сокольнической линии были эвакуированы несколько тысяч человек, в перегоне между станциями «Петровско-Разумовская» и «Тимирязевская» поезда остановились на 25 минут из-за технического сбоя. Всего через 6 дней, 11 июня 2013 года, на той же серой ветке между «Тульской» и «Серпуховской» из-за неисправности состава отключили электроснабжение на этом участке. В результате пострадали 14 человек. Через неделю, 19 июня, между станциями «Бульвар Дмитрия Донского» и «Аннино» из-за неисправности одного из вагонов поезда на 15 минут было остановлено движение составов. 21 июня на открытом перегоне между «Текстильщиками» и «Волгоградским проспектом» загорелись кабели. Благодаря оперативным действиям машиниста, который самостоятельно потушил пожар, движение поездов не останавливалось. 27 июня короткое замыкание произошло недалеко от станции «Полежаевская», однако обошлось без пострадавших. Всего через 3 дня, 1 июня, на станции «Марксистская» было зафиксировано задымление в вагоне поезда. Последствием этого стала остановка движения на 10 минут. 10 июля на станции «Спортивная» из-за технической неисправности вышел из строя состав, жертв удалось избежать. На следующий день, 11 июля, между станциями «Люблино» и «Братиславская» произошло короткое замыкание светофора, пострадавших не было. 18 июля было ненадолго прервано движение поездов по Кольцевой линии от станции «Киевская» до станции «Октябрьская» из-за падения напряжения в контактом рельсе. 9 августа между станциями «Цветной бульвар» и «Менделеевская» возникло задымление из-за технической неисправности тормозной системы одного из поездов. Тогда движение было остановлено на 20 минут, а эвакуация не проводилась.

Над материалами работали: Мария ЕПИФАНОВА, Наталия ЗОТОВА, Евгения НЕКРАСОВА, Антон ПРОНЮШИН, Ольга ПРОСВИРОВА, Максим ПРОШКИН, Екатерина ФОМИНА, Анна ЯЦКИНА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow