СюжетыПолитика

Как мы собрали подписи этим летом

Москвичи — глазами волонтера из штаба кандидата в депутаты Мосгордумы Марии Гайдар

Этот материал вышел в номере № 78 от 18 июля 2014
Читать
Москвичи — глазами волонтера из штаба кандидата в депутаты Мосгордумы Марии Гайдар
Изображение

Поначалу всё выглядело безнадежным. Первая неделя сбора уже подходила к концу, а подписи прибавлялись слишком медленно. Сборщиков почти не было: немногочисленные волонтеры приходили на тренинги, слушали выступления «великолепного Андрея Матвеева», бизнес-тренера и наставника прошлогодней команды Навального, после чего расходились по домам. По своим домам. Стоять на кубах весь день и собирать подписи, а тем более ходить по квартирам вечерами, ни у кого не было ни времени, ни сил. Самый разгар лета: половина людей уже в отпуске, вторая половина — допоздна засиживается на работе, «подбивая» последние дела перед летним отдыхом. А тут какие-то кандидаты в депутаты со своими выборами, подписями и фильтрами.

В холоде и отчаянии

Марии Гайдар, кандидату в депутаты Мосгордумы по 43-му избирательному округу, нужно было собрать 5000 подписей. С учетом запаса на отбраковку — 6000. Времени на сбор — 3 недели. Задача невероятно сложная.

Первая неделя сбора была ужасной: все время лил дождь. Мы с ребятами из пресс-службы стояли за красным пластиковым столом посреди площади и каждые полчаса, подхватив этот стол, мчались под навес у станции метро. Дождем заливало и нас, и наших подписантов: бабушка долго ищет в сумке свой паспорт; ей необходимо объяснить и показать, где именно поставить подпись; она, не торопясь, проставляет дату и расписывается в нужной графе… Дождь усиливается, и, в конце концов, едва успеваешь выдернуть бесценный подписной лист из-под потока летнего безудержного ливня! Каждая подпись была для нас действительно бесценной. За семь часов работы на кубе мы на троих собрали не больше 20 автографов — эффективность просто ничтожная. Дождь, холод, отчаяние…

Люди без паспорта

Сбор подписей у станций метро в Центральном округе — это по-настоящему трудно. Ты стоишь с планшетом и значком «За Марию Гайдар!», а тысячи людей проходят мимо. Тысячи людей просто не знают, что в Москве в сентябре будут выборы депутатов; тысячи людей не понимают, что это за выборы, и уж тем более — для чего нужно ставить подпись за выдвижение кандидата:

— Выборы в сентябре? Вот в сентябре приду и проголосую. Зачем мне подпись сейчас ставить?..

— Да мы же вроде уже выбирали муниципальных депутатов два года назад! Это другие депутаты? А чем депутаты Мосгордумы отличаются от муниципальных?

И это еще те, кто хоть как-то реагирует на подбежавшего к ним человека с планшетом.

Не очень приятное открытие: большинство молодежи (той самой активной молодежи, которая на выборах мэра весь город заклеила стикерами Навального) на улицах невозможно привлечь подписаться. Юноши и девушки идут по городу в наушниках и не обращают внимание на то, что происходит вокруг. Можно прыгать перед ними, размахивать планшетом или листовкой, они не остановятся, обернутся. Бич уличной агитации — личное пространство, огороженное музыкой в наушниках.

Самое непростое в центре города — найти местных жителей. Люди здесь работают, гуляют, но, кажется, почти не живут. «Здравствуйте! — подхожу я к человеку. — Мы собираем подписи за выдвижение Марии Гайдар в кандидаты в депутаты Мосгордумы»… Потом — долгое объяснение, зачем это нужно, потом — разглядывание листовки и обсуждение кандидата, потом, наконец, — подпись, которую… гражданин не может поставить, потому что прописан в другом районе. А у этого паспорта нет. У этого есть, но он отказывается давать свои паспортные данные, потому что жулики могут получить по этим данным кредит.

Сколько уже сказано о прошедших праймериз, но, на мой взгляд, их плоды мы еще только начинаем пожинать. Многих окончательно запутало июньское голосование. Несмотря на провальную явку, игрушечные праймериз хорошо ассоциировались у людей именно с выборами. «Вы не беспокойтесь, — говорили нам люди, — мы уже проголосовали за Машеньку. В школе у нас недавно были выборы. Как это праймериз? Это что? Мы же выбирали депутата!»

Думаю, весь этот фарс с праймериз еще аукнется катастрофически низкой явкой.

«Я хочу поставить подпись!»

Насколько ужасала аполитичность людей на улицах, настолько поражало какое-то восхитительные единство и безупречность людей в интернете. На сайте Марии Гайдар был раздел для сообщения «Я хочу поставить подпись». Эти заявки приходили в штаб, и мы связывались с людьми и ориентировали их, где и каким образом они могут подписаться. При необходимости — приезжали к ним домой (да, мы действительно боролись за КАЖДУЮ подпись!). Как правило, это касалось либо пожилых людей, либо больших семей, которые хотели подписаться все вместе. Часто заявки оставляли люди крайне занятые — но очень сочувствующие кандидату. Они просили, чтобы волонтер приехал к ним на работу или встретился с ними в дороге. Наши волонтеры собирали подписи в «Москва-Сити», в университетах, офисах и редакциях; встречались во время обеденных перерывов с избирателями в кафе…

Очень тронуло сообщение российского ученого, который живет сейчас в Англии, но переживает за то, что происходит в его родном городе. Несмотря на то что он не мог подписаться, он организовал своих москвичей-родителей, а те подключили родственников, соседей — в общем, вышло, что вместо одного человека подписи оставили целых 10! Кстати, c курьером DHL к нам приехал подписной лист от находящейся за границей Татьяны Лазаревой, которой его передал муж Михаил Шац. Такой вот лист-путешественник, проехавший половину Европы!

Вот наш волонтер Марина, живущая в Нижнем Новгороде, специально приехала в столицу, чтобы помочь нам на кубе. Неравнодушные жители, которые проводят лето на даче, специально возвращались на один день в Москву. Чтобы поставить подпись. А кто-то брал у нас подписные листы и шел по своим знакомым. Мне особенно запомнилась прекрасная, интеллигентная дама 1924 года рождения, оставившая заявку на нашем сайте. Когда я пришла к ней за подписью, она стала обзванивать своих друзей — интеллигентных коренных москвичей. Не прошло и получаса, а я уже сидела на кухне ее приятельницы (1919 года рождения!), поражаясь живостью осведомленности этой женщины в политике и экономике.

От двери к двери

Сезон отпусков не только «украл» значительную часть наших потенциальных подписантов — он лишил нас и большого числа помощников. Люди, которые могли бы стать волонтерами, разъехались по дачам и курортам. Было тяжело найти людей даже для работы на кубах — не говоря уже про поквартирный обход. Пришлось делать ставку на профессиональных сборщиков.

В штабе постоянно появлялись новые люди, едва ли не круглосуточно шли инструктажи и тренинги. Были и скандалы, и уличения недобросовестных сборщиков в махинациях. Помимо студентов, желающих подработать во время каникул, в команде появились настоящие профессионалы — люди, которые годами занимаются социологическими опросами и анкетированием, для которых технология работы «от двери к двери» знакома и понятна. Это были преимущественно женщины среднего возраста, с приятной речью и внешностью. Понятно, что им куда охотнее открывали дверь, чем шумной компании студентов-волонтеров. На мой взгляд, наиболее эффективно работали именно эти команды.

На завершающем этапе поиск сборщиков и логистика их работы превратились в хорошо отлаженный механизм, хотя готовых форматов для такого рода кампаний нет. Вместе работали волонтеры и жители города, профессиональные юристы, социологи и политологи и, конечно же, сами сборщики подписей, по нескольку раз вдоль и поперек исходившие все три района — Хамовники, Арбат и Пресню.

Были задействованы всевозможные каналы информирования жителей. Каждый вечер Мария Гайдар проводила по три-четыре встречи во дворах, а днем сама участвовала в поквартирном обходе и работе на кубах. Ее приходили поддержать известные москвичи — Евгений и Ирина Ясины, Дмитрий Быков, Михаил Шац, Александр Винокуров, Ольга Романова…

Необходимое число подписей мы собрали за 3 дня до установленного законом срока (почти тысячу — сверх требуемого количества).

Наталья МАЛЫШЕВА — специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow