Сюжеты

Отпетый Крым

В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» рыдали все — зрители, актеры, билетерши…

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 77 от 16 июля 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Александра Гармажаповакорреспондент «Новой газеты в Петербурге»

 

В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» рыдали все — зрители, актеры, билетерши…

Пресс-служба театра «Санктъ-Петербургъ Опера»

Опера «Крым» поставлена по произведению сталинских времен «Севастопольцы». От сценария 70-летней давности мало что осталось. Его переписали с учетом остроты текущего политического момента: под музыку лауреата Сталинской премии Мариана Коваля «в сортире мочат» украинских фашистов, Яценюка, Порошенко и Госдеп США.

Попасть в зал, где играли спектакль, оказалось непросто: на входе трясли почище, чем в аэропорту. То ли из-за того, что ждали вице-губернатора Василия Кичеджи с чиновниками, то ли боялись, что в оперу прорвется «Правый сектор». Возможно, и в неразберихе с местами виноваты бандеровцы: я приобрела билет в амфитеатр, но после долгих пререканий с организаторами (место оказалось занято) была посажена на дополнительный стульчик в первом ряду.

Было объявлено, что вырученные за билеты деньги пойдут в помощь беженцам из Донецка. Однако из разговоров в фойе следовало, что лишь малая толика людей покупала билеты, в основном народ шел по контрамаркам, а почти весь первый ряд был зарезервирован табличками VIP.

Попав в компанию випов, я тут же начала знакомиться. Рядом сидел вице-адмирал Петр Светашов, который жаловался соседу на плохую вентиляцию и на то, что его усадили в угол, а обещали — в центр. Но ни духота, ни вид сбоку не помешали адмиралу в финале спектакля со счастливой улыбкой подытожить: «Крым вернулся в СССР».

Оказавшись вместо амфитеатра практически на сцене, я слегка оробела: кругом гремело неадекватное количество оружия и лилось такое количество крови, что занервничал бы даже Тарантино Квентин. На сцене лежали театральные трупы, носились медсестры с кровавыми бинтами, на потолок проецировались кадры бомбежек, гремели выстрелы, и рвались бомбы.

По задумке авторов, перед нами должна была пройти 150-летняя история — Крымская война, Великая Отечественная и сегодняшний «#зато-крымнаш». Однако весь сюжет можно уложить в несколько слов: плач, взрыв, патриотический стих, снова плач, бинт, снова стих… И да — хор беженцев.

После спектакля режиссер Юрий Александров принимал в фойе поздравления, и я спросила его, не перегнул ли он палку, нагнетая истерию. Народный артист России обиженно возразил: «А вы видели сегодня новости об Украине?»

Был момент, когда показалось, что зрителям покажут позитив (ведь Крым-то наш). Под звуки вальса появились танцующие, смеющиеся дети, но… тут же упали навзничь (их убило снарядами), а над бездыханными телами заплакала изможденная женщина.

В программке значился «Человек от театра». Напрямую Путиным режиссер не решился его назвать, но манерами тот очень напоминал президента РФ. Когда на сцене становилось совсем плохо, «человек» декламировал:

«За что, мой Крым, тебе такой удел? Ты выстоял! Она твоя — победа! Но зверь коварен, ненасытен, зол, и мощь его, томясь в забвенье, крепла! Огнем он борется за дьявольский престол, желая превратить живое в горстку пепла, но будет суд Всевышнего, тогда за все ответит мира нечисть!»

Когда загремела очередная автоматная очередь и женщины, обнимающие детей, закричали: «Среди врагов, среди врагов, среди врагов! Не оставляйте нас!», а дети начали дергать «Человека от театра», взывавшего к суду Всевышнего, стало ясно: это он — президент-спаситель.

12-летняя актриса Евдокия детским голоском прокричала: «Но кто посмел селить нам в душу страх?! Кому дозволено лишать детей крова?! Кто разжигает грязную войну, кто стравливает мирные народы?» —  «Путин» обнял ее и обратился к залу:

— Народа братского нежданная беда нам разрывает душу?

— Да! — ожидаемо взревел зал.

— Детей и стариков разбитая судьба вам надрывает сердце?

— Да!

— Кто может запретить родной язык? Он наша путеводная звезда!

— Да!!! — уже рыдал зал.

— Заокеанским козням…

— Нет!

— Не сломит нас ни ложь, ни клевета! За нами правда!

— Да! Да! Да!

Захотелось выпить.

Но на этом сеанс белой магии не закончился. На сцену вышла женщина в наряде крымских татар и запела про единение с русскими (напомним: Россия закрыла въезд в Крым лидерам крымских татар Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову).

В финале зал встал, многие плакали…

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera