СюжетыКультура

В фильме «Косухи» никаких «косяков»

Здесь старшее поколение исповедуется младшему

Этот материал вышел в номере № 78 от 18 июля 2014
Читать
Здесь старшее поколение исповедуется младшему
Изображение

Фильмов социальной направленности у нас мало, а таких, которые бы смотрела молодежь, практически нет. Она идет в кино на какой-нибудь блокбастер, после просмотра которого восхищается в основном спецэффектами. И, в общем, этому есть объяснения. Или ты смотришь про себя и то, что тебя волнует, или про другую жизнь, задевающую тебя своей непохожестью на твои будни. Фильм чилийца Себастьяна Аларкона «Косухи», премьера которого состоялась на московском кинофестивале, сразу попал в поле интереса молодых. Что не случайно: это кино про них, их проблемы, стремления, про выбор пути, который так волнует именно в начале жизни.

Фильм рассказывает об одном дне из жизни трех молодых московских парней: сына олигарха (Александр Шам), интеллигента (Дмитрий Смирнов) и рабочего (Тимур Аларкон) — именно в этот день празднующих свой день рождения. Не по своей воле они оказываются причастными к распространению наркотиков. Один из героев начинает бороться с этим злом, подвергая свою жизнь опасности. Все, что происходит с героями, заставляет задуматься о происходящем в обществе, обратиться к собственной жизни, а главное, решить для себя: может ли позиция отдельного человека что-то изменить в этом мире.

Этот вопрос Себастьян Аларкон для себя решил, когда в 1968 году приехал из Чили в Россию и поступил во ВГИК, а после переворота на родине остался в СССР, стал политэмигрантом. Дальнейшая жизнь подтвердила его выбор. Первой успешной режиссерской работой стала его картина «Ночь над Чили» (1977), удостоенная специальной премии жюри Х Московского кинофестиваля. Известность принесли фильмы «Выигрыш одинокого коммерсанта» (1984), «Ягуар» (1986), «История одной бильярдной команды» (1988). Но в 90-е годы он снова резко меняет жизнь и возвращается в Чили. Обретает там стабильность, однако через 10 лет с семьей приезжает в Россию. Почему? Говорим с режиссером о сложности выбора — и личного, и общественного.

Изображение

У чилийского режиссера был проект, который он хотел осуществить еще в 70-е годы, но не удалось. В его основе лежал роман венесуэльского писателя Мигеля Отеро Сильвы «Когда хочется плакать, не плачу». Этот проект Себастьян трансформировал с учетом тех вопросов, которые его волновали, и за месяц написал новый сценарий.

— Можно сказать, что я делал фильм, опираясь на три ключевых разговора главных героев — молодых людей с представителями старшего поколения. Они крайне важны, и, по сути, в них выражен основной смысл картины. Вопреки мнению многих, я считаю, что наша молодежь думающая, она задается вопросами: почему все пошло не так после распада Советского Союза? возможно ли изменить сегодняшнее положение?

Именно черты думающей молодежи режиссер воплотил в образах своих персонажей. Потому эти разговоры — самые важные для всей картины. Это столкновение критики молодых и исповеди старших.

Режиссеру сразу было понятно, что это история не коммерческая, на продюсерские компании рассчитывать не приходится, и Себастьян Аларкон предложил ученикам сделать картину вместе. Те в один голос ответили: «Рассчитывайте на нас!» В итоге режиссер и несколько студентов создали свою юридическую фирму «Независимый план», собрали 2 миллиона рублей и на эти деньги сделали фильм.

— Малобюджетное кино сейчас мало кто берется снимать. Но у нас получилось. И хотя ребята были готовы работать бесплатно, мы всем заплатили деньги, небольшие, но заплатили. Кроме денег студенты получили бесценный опыт работы. Я хотел научить их, как стать хорошими ассистентами режиссера, вторыми режиссерами, актерами… Я благодарен многим людям, которые пошли со мной за идею, а не ради денег. Если бы вы знали, сколько людей нам помогало. Это родственники, друзья, друзья наших друзей, которые, например, разрешали бесплатно снимать у них в квартирах, или использовать на съемках свои машины и мотоциклы. Огромная помощь была со стороны «Мосфильма» во время постпроизводства. Когда материал был отснят, Карен Шахназаров посмотрел фильм и помог нам закончить картину. Хочется отметить и помощь известных артистов, которые сыграли три ключевые роли старшего поколения, — Сергея Газарова, Александра Адабашьяна и Юрия Назарова. Поскольку наш бюджет был очень мал, мы не могли заплатить подобающие гонорары и предложили им небольшие суммы. Они отказались от денег.

Еще одной особенностью картины «Косухи» стала нестандартная стилистика фильма. У каждого персонажа свое мировоззрение, и Себастьяну Аларкону было важно рассказать историю их собственным языком, то есть в разных форматах. Бедный парень снят камерой GoPro с длинными планами, интеллигент — на фотоаппарат с использованием кривых горизонтов, а олигарх — при помощи цифровой видеокамеры. Получилось три разных фильма в одном.

— Я рисую, и если перевести моих персонажей на язык живописи, то один парень должен быть изображен графикой, второй — акварелью, а третий — маслом.

По сценарию, главные герои умирали в конце, но студенты повлияли и на финал — попросили режиссера оставить их в живых. И тот пошел им навстречу, решил вселить надежду в сердца зрителей и своих помощников. Не случайно в конце фильма есть кадр, когда молодые люди идут втроем неизвестно куда. Себастьян Аларкон создал образ перепутья: с одной стороны светит солнце, а с другой — грозовое небо разрывают молнии.

— Я до сих пор задаюсь вопросом: что будет с этими ребятами, ведь никто не знает, куда заведет их судьба. В этом и заключается оптимизм. Я искренне верю, что они могут сдружиться, начнут задавать друг другу вопросы. Я даже чуть не поддался соблазну в конце картины написать: «Продолжение следует». Картина «Косухи» Себастьяна Аларкона выйдет в начале осени.

Екатерина КУЗИНА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow