Сюжеты

Вагон подбросило вверх. Почему?

По делу о катастрофе в Московском метрополитене прошли первые задержания, но причина трагедии еще не установлена

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 78 от 18 июля 2014
ЧитатьЧитать номер

По делу о катастрофе в Московском метрополитене прошли первые задержания, но причина трагедии еще не установлена

ИТАР-ТАСС

Версия следствия

В среду Следственный комитет сделал первое серьезное заявление в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту трагедии, и сообщил о задержании двух подозреваемых. По версии СК, главной причиной катастрофы между станциями столичного метро «Парк Победы» и «Славянский бульвар», унесшей жизни 23 человек, мог стать стрелочный механизм, смонтированный на основных путях для того, чтобы связать их с новым строящимся участком подземки.

Как заявил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, задержаны и допрошены старший дорожный мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов и помощник дорожного мастера пути Юрий Гордов, которые имели «непосредственное отношение к работам по укладке стрелочного перевода». «Работы были проведены с грубейшими нарушениями, — сообщил Маркин. — В частности, стрелочный механизм был зафиксирован обычной трехмиллиметровой проволокой, обрыв которой, по предварительной версии следствия, и стал причиной этой трагедии».

 

Мнения специалистов

Активные работы в районе будущей стрелки начались еще в мае.

События ночи в канун трагедии попытался восстановить главный редактор портала «Мир метро» Дмитрий Аксенов: «Накануне аварии положили остряки — движущиеся части стрелки, переводящие поезд на другой путь. Стрелку до ввода в эксплуатацию нужно было «зашить» — надежно закрепить. Самая простая зашивка — вбить костыли с обеих сторон. Но, очевидно, работы не успели закончить и сделали «времянку», то есть не навесили замок, а зафиксировали проволокой. Все стрелки в Московском метрополитене подчинены единой базе, сигнал о неполадках с ними сразу поступает на пульт диспетчера. Но эта еще не была включена в сеть, то есть машинист не мог узнать о ее смещении».

Аксенов считает, что причина аварии в человеческой халатности.

«Стрелку временно замотали проволокой, чтобы в среду ночью продолжить работы. Такие времянки кладут на путях, где максимум один поезд в день со скоростью пять километров в час ходит, или на строящихся линиях. Но на действующей ветке такое недопустимо! Это как дверь машины примотать проволокой».

«Когда я услышал первые сообщения о сходе с рельсов трех вагонов, у меня было два предположения — либо излом рельса, либо стрелка, — рассказывает активист Независимого профсоюза Московского метрополитена машинист депо «Варшавское» Василий Шеляков. — Информация о том, что такая катастрофа могла быть вызвана экстренным торможением, не поддается критике — кто-то, видимо, насмотрелся фильма «Метро». Вероятно, стрелка отошла в промежуточное положение, попала под гребень первой колесной пары, вагон на скорости подбросило. Кроме того, составы «Русич» — облегченные, их подкидывает очень хорошо. Ну и соединительная «гармошка» в середине вагона сыграла свою роль — эта конструкция, на мой взгляд, очень небезопасная для пассажиров. Скорее всего, вагон подбросило вверх, он начал падать и загибаться по «гармошке».

Версия с проволокой не устраивает Василия Шелякова: «Неиспользуемую стрелку должны были поставить на струбцину. Очевидно, стрелка не была нормально закреплена, но чтобы на проволоку… Я даже не могу представить, к чему ее там можно примотать? К шпалам? Она мгновенно разболтается. Кроме того, проволока растягивается, как ни приматывай».

По версии еще одного источника «Новой» в метрополитене, первая колесная тележка проехала через стрелку нормально, а вторая «споткнулась» об нее, вагон занесло на другой путь. Остальные вагоны вдавили поезд в стену.

В четверг появилась еще одна версия крушения. Как сообщил «Коммерсантъ», на совещании под председательством зам мэра по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина была озвучена информация о том, что эксперты, осматривавшие место крушения, обнаружили множественные свежие сколы на бетоне между рельсами в 50 метрах от места схода вагонов. Отсюда новое предположение: возможно, причиной аварии стала не стрелка, а посторонний предмет, оказавшийся под днищем вагона.

1. Рамный рельс. 2. Подвижный остряк. 3. Механизм блокировки остряка. 4. Здесь должен был быть замок

Подозреваемые

Задержанных 65-летнего дорожного мастера службы путей Валерия Башкатова и 43-летнего помощника дорожного мастера Юрия Гордова подозревают в несоблюдении требований транспортной безопасности. Мастер дорожных путей и его помощник отвечают за состояние рельсов, стрелок и кабеля в тоннеле. Они же контролируют и принимают работу компаний-подрядчиков.

Гордов всю жизнь проработал в метрополитене. Стаж — больше 20 лет, в должности помощника дорожного мастера — восемь. Последний месяц он работал без выходных, иногда ставили семь дежурств подряд — после ночного надо выходить с утра, плюс дневные проезды.

Вспоминает гражданская жена Гордова Изабелла Юдина: «Гоняли, как Сивку-Бурку, а теперь решили окончательно доконать. Мужа вызывали на работу в выходной день — единственный за месяц. Тогда в составе инспекции Юрий следил за работами на строящемся участке. Он с работы не вылезал, не было ни прогулов, ни отгулов. Его могли вызвать даже ночью, он буквально жил на работе. Он очень ответственный, считал, что все в метро зависит от него, педантичный в исполнении своих обязанностей».

Гордова допрашивали в среду утром. Юдина утверждает, что на ее мужа давили, косвенно заставляя признать вину, — она слышала, как следователь вел беседу, потому что муж забыл нажать кнопку сброса на мобильном. «Он в таком подавленном состоянии, его сейчас могут убедить, что это он виноват в смерти людей! Он не спал двое суток, у него хронические заболевания, которые сказываются на нервах…»

 

Кто, кроме стрелочника

Как заявил официальный представитель СК Владимир Маркин, «круг подозреваемых по этому уголовному делу будет, конечно же, расширяться». Кроме Башкатова и Гордова допрошено руководство компании-подрядчика ООО «СМУ Ингеоком» и субподрядчика ООО «Спецтехреконструкция», которые выполняли строительные работы в районе участка тоннеля, где произошла трагедия. Кстати, Следственный комитет до сих пор однозначно не сообщил, кто именно монтировал стрелку — мастер службы путей и его помощник или подрядные организации.

Работники метрополитена также настаивают на том, чтобы список тех, кто должен нести ответственность за случившееся, был расширен — в сторону руководства подземки.

«В метро очень много проблем, мы часто о них говорим, было заседание в Общественной палате, посвященное безопасности метрополитена. Но нас не слышат, — объясняет активист Независимого профсоюза Василий Шеляков. — Основная проблема сегодня — это отсутствие запчастей. Так, в депо «Варшавское» сейчас есть 6 резервных поездов 760-й серии (это современные составы, которые Московский метрополитен закупает в том числе для новых линий.Прим. ред.), которые используются просто как доноры — больше запчасти негде взять. Для того чтобы не сбивать графики движения и чтобы в очередной раз в СМИ не появилась информация о неполадках в метро, руководство может заставить нас выходить на линию с неисправностями в составе. Кроме того, новые поезда очень тяжелые и быстрее изнашивают пути, так что необходимо усиливать контроль за путями и стрелками».

 

Статистика

По официальной статистике московской подземки, количество сбоев, происшествий и аварий каждый год неуклонно падает. Как заявил в апреле этого года начальник столичного метрополитена Иван Беседин, за последние 14 лет количество сбоев в работе метро сократилось более чем в два раза: с 4928 таких случаев в 2000 году до 2064 — в 2014-м. Если верить начальникам метро, статистика улучшается по всем показателям, в том числе по «нарушениям безопасности движения», приведшим к сбоям в движении на полчаса и час. Мнение москвичей об увеличении количества аварий — якобы, напротив, ложно и вызвано не реальной ситуацией в подземке, а распространением информации в соцсетях, которыми горожане раньше так активно не пользовались.

Однако активисты Независимого профсоюза метрополитена говорят о том, что ориентироваться на эту статистику нельзя, так как в последние годы изменились правила учета неисправностей. Кроме того, происшествия могут скрываться. «Например, в конце июня в воскресенье на Серпуховско-Тимирязевской линии один из составов простоял в тоннеле больше 20 минут из-за технической неисправности, однако информация об этом событии нигде опубликована не была. Попал случай в статистику или нет — большой вопрос», — сообщил «Новой» Василий Шеляков.

 

Справка «Новой»

Как расследуются аварии в метро

Самый серьезный сбой последних лет, предшествовавший трагедии на Арбатско-Покровской линии, произошел 5 июня 2013 года. В утренний час пик на старейшей — Сокольнической — ветке московского метро в туннеле между станциями «Библиотека им. Ленина» и «Охотный Ряд» начался пожар. Из подземки было эвакуировано около 5 тысяч пассажиров, движение на центральной части Сокольнической линии было приостановлено на 6 часов.

Мэр города Сергей Собянин извинился за происшествие перед москвичами, поручил провести все возможные расследования и проверки, найти виновных, наказать, а также предупредил начальника ГУП «Московский метрополитен» Ивана Беседина о персональной ответственности за случившееся. Иван Беседин, в свою очередь, заявил о том, что объявит строгий выговор главному инженеру метрополитена и освободит от должности начальника электроснабжения.

Столичные власти пообещали создать специальную комиссию по расследованию этого ЧП, метрополитен — провести свое внутреннее расследование. К делу подключилось и московское управление Следственного комитета, которое заявило о проведении проверки по факту пожара, в ходе которой будет дана «правовая оценка по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Все эти заявления прозвучали в первую неделю после пожара. С тех пор официальной информации по происшествию в публичном пространстве не появлялось. Результаты проверок и расследований не обнародованы.

 

Комментарии

Мы решили найти свидетелей катастрофы и поговорить с ними

 

Ксения Захарова

- Наш поезд подъезжал к станции "Парк победы". Сначала погас свет, и мы остановились. Это было где-то в 8.35-8.40. Все были спокойны, но стало душно, и кто-то из соседнего вагона попросил машиниста открыть двери. Машинист ответил, что не может это сделать, так как полона состава осталось в туннеле. Мы ждали минут 10-15, потом двери открыли и все вышли. Не знаю, что было с последними вагонами. Я была в самом первом.
Мы стояли на платформе и не знали, что делать. Мимо прошли электрики и через пару минут вышли спасатели.  Нам объявили, что по техническим причинам поезд дальше не поедет –  просьба - «всех пользоваться наземным транспортом». Я пошла в переход, хотела вернуться в центр, но там сказали тоже самое. Затем я двинулась к выходу, мимо меня спускалось несколько групп МЧС.  Из метро я вышла в 9.05-9.15, вся площадь около него уже была в оцеплении: машины полиции, пожарные и скорая помощь.

Марк Богатырев

- Да, я был на месте катастрофы. Честно говоря, это был ужас, люди бежали, везде был дым, поезд просто всмятку! Я был с другом, хотели зацепить поезд, – то есть проехать зайцами. Мы уже собрались идти в конец платформы. И тут произошла эта катастрофа…

Алина Щепина (пост Вконтакте) 

- С утра предложила коллеге подхватить его возле метро. Он сказал, что вагон метро, в котором он ехал, стоит на месте уже 20 мин. Как выяснилось, соседний поезд сошел с рельс, состав остановился. Он по счастливой случайности опоздал на этот поезд, просто задержался дома... С утра был один погибший, а сейчас уже 20! 50 человек в тяжелом состоянии. Семьям погибшим ВВ обещал выплатить по 3 млн. Но разве они могут вернуть человеческие жизни?!

Валерий Таганов

- Зашел в метро примерно в 8.30. Вагон начало трясти, выключился свет. Потом резкий удар! Я оказался под составом. Где-то в 9.30 меня уже вынесли. Все это время я был в сознании. Двигаться не могу – перелом позвоночника.

Екатерина Павлюк

- Я особо не успела понять, что произошло. Мне нужно было до Киевской добраться, я решила поехать по синей ветке. В итоге, между Площадью Революции и Курской поезд встал. Долго стояли. Потом медленно доехали до Площади Революции, и нас всех высадили из вагонов. Сказали, что дальше поезда не будут идти по синей ветке, пересаживайтесь на наземный транспорт. В обратную сторону (до Курской) тоже поезда не ехали. Многие решили вернуться на Курскую. Мы долго ждали. В итоге люди начали выходить – кто-то начал пересаживаться на другие ветки, а кто-то на наземку пошел. Никто не объяснял, что произошло под землей. На кольцевой вообще коллапс творился. Очень много людей. Но паники при этом не было. Скорее всего, из-за того, что мало кто понимал и знал, что там произошло на самом деле. Никто не объявлял о случившимся. Все было достаточно спокойно. В общем, мой путь от Курской до Киевской занял больше часа.

Игорь Полтавецодин из очевидцев катастрофы рассказывать о ней соглашается только за гонорар. Так нам и написал.

- Извините но только за гонорар. – пунктуация и орфография сохранены.  

Иван Паникаров

- Всех сразу отбросило. В том числе и меня. Поезд немного наклонило влево, потому что он отделись от основания. Вагон шатало вправо-влево, потом подбросило, и все полетели к первому вагону. Я ехал во втором вагоне, но когда произошел удар, меня откинуло к первому. Рюкзак меня спас. В нашем вагоне пол был поднят, как будто взорван. Был похож на вулкан. Я стоял как раз в этом месте. Около третьей двери.  Вспышка была с характерным звуком - типа слабой петарды, но с сильным светом. Длилось  это все секунды две. Кто-то говорил, что лучше сидеть в вагоне, мол, всех спасут, а кто- то призывал выходить, предпринимать какие-то действия. Я на свой страх и риск вышел из вагона и понял, что рельсы, которые под напряжением находятся на другой стороне. Когда врезались, было много пыли. Проход к первому вагону был завален. Первый вагона смяло жестко. Когда вылез – охренел. Мы поняли, электричество вырубили и включили вентиляцию. Колеса были справа. Я вылезал, наступая на них. Вагон полностью сошел с рельсов. Потом когда вышли из вагона, прошло уже минут восемь, раздалась вспышка. Пошел резкий и стойкий запах гари. У нас в вагоне почти никто не пострадал, только женщина разбила себе голову. Сильных травм не было. Выбирались сами. Нам никто ничего не говорил, МЧС еще не подошли к тому моменту.

Около нашего вагона была дверь. Думали, открывать ее или нет. Мы сломали дверной замок и выбрались по соседнему туннелю. Там решетка и еще одна дверь. Выход был заблокирован. В итоге мы согнули решетку и выбрались. Перешли во второй тоннель. Рабочий показал нам выход. В это время сам позвонил по рации другим строителям, чтобы они вышли нам на помощь. Шли метров 300 по грязи и глине, пришли к лифту. Нас по 10 чел поднимали наверх, там какая-то стройка. Это где-то в районе Парка победы.

Сегодня ехал так же как вчера на тренировку по Филевской линии, было немного стремно после вчерашнего. Кстати, был вчера на дебатах.  Там обсуждали все случившееся. Один мчсник, который был на терактах в московском метро, говорит, что есть много вариантов, почему же это произошло. Например, в соседнем туннеле ведутся взрывные работы, - возможно, из-за этого на участке плохая почва. Другие участники дискуссии все валили на электричество, но это же бред! Если его выключают - поезд просто останавливается.  Да, резко. Но не сходит с рельс. Сейчас смотрю канал Москва 24. Там говорят, что во всем виновата стрелка. Она была обмотана проволокой. Точную причину объявят позже.

подготовил Артем Земцов

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera