СюжетыПолитика

Брак по расчету

В окружных комиссиях сделали все возможное, чтобы забраковать подписи главных независимых кандидатов — Ольги Романовой и Марии Гайдар

Этот материал вышел в номере № 78 от 18 июля 2014
Читать
В окружных комиссиях сделали все возможное, чтобы забраковать подписи главных независимых кандидатов — Ольги Романовой и Марии Гайдар

Мосгоризбирком уже 21 июля должен ответить, кто из кандидатов, подавших документы, будет допущен до участия в выборах в Мосгордуму. Самый простой способ выбраковки — признать недействительными подписи, которые все кандидаты, кроме членов парламентских партий и «Яблока», должны были сдать в МГИК до 11 июля.

Судя по всему, на этом основании откажут в регистрации журналисту и правозащитнице Ольге Романовой (округ 44) и журналисту Марии Гайдар (округ 43) — фактически единственным независимым кандидатам, которым удалось собрать подписи.

В понедельник в Мосгоризбиркоме заявили, что 116 кандидатов уже зарегистрированы, еще семерым отказали — имена пока не разглашаются. Из независимых кандидатов собрать подписи смогли только Ольга Романова и Мария Гайдар, а также муниципальный депутат Максим Кац. Остальные — Николай Ляскин, Илья Яшин, Любовь Соболь, Андрей Быстров, Вера Кичанова и многие другие — не успели за 30 дней собрать необходимые 5 тысяч подписей.

В четверг стало известно, что Ольга Романова и Мария Гайдар скорее всего будут вынуждены сойти с дистанции. В подписных листах Гайдар обнаружили порядка 22% брака, рассказал «Новой» Андрей Бузин, наблюдающий за проверкой подписей в 43-й окружной комиссии. У Ольги Романовой обнаружили чуть больше 19% брака. При этом окончательное решение еще не принято, подчеркивают в штабах обеих кандидаток.

По словам Бузина, за вчерашний день, когда подписи Гайдар проверяли члены рабочей группы, нашли около 3% брака — при максимально допустимых 10%. Но сегодня пришла справка из УФМС: основные претензии у них. В УФМС забраковали порядка 900 подписей. Окружная комиссия должна решить, допускать ли Гайдар до выборов, 19 июля.

— Нужно проверять, что именно не так с подписями Гайдар, — говорит Бузин. — Ошибки могли быть допущены не только при сборе, но еще и при переводе данных в базу УФМС.

Штаб Ольги Романовой также пока не намерен сдаваться. «Забраковали порядка 20% подписей. Основания — технические», — такая запись появилась вчера в группе поддержки Романовой на «Фейсбуке».

— Технические ошибки — это огромный перечень вариантов, — рассказал «Новой» помощник Романовой Алексей Федоров. — Их можно оспорить. Главное — что у нас нет никаких «мертвых душ», все подписи настоящие, живые.

Окружная комиссия №44 должна принять решение 21 июля.

Тем временем эксперты движения «Голос» подготовили доклад по итогам первой стадии избирательной кампании и нашли несколько любопытных закономерностей. Да, 5 тысяч подписей собрали не все — многим не хватило чуть-чуть. Но интересно, что при этом независимые кандидаты все равно «побили» результаты кандидатов от власти, которые победили на так называемых «народных праймериз». Все помнят, с каким размахом готовилась эта якобы общественная инициатива: как тренировали наблюдателей и членов комиссий к дню голосования, как Мосгоризбирком помог с прозрачными урнами, как Москва была завешана агитками с призывом прийти на участки 8 июня — и все это при медийной поддержке, настолько широкой, что некоторые граждане даже решили, что их зовут не на репетицию, а на настоящие выборы. А независимые кандидаты почти полным составом проигнорировали праймериз. В конечном счете явка чуть превысила 250 тысяч. Результаты «победителей» в сравнении с результатами тех, кому пришлось собирать подписи, довольно скромны.

Так, заместитель главврача ГКБ №1 Марина Оленева победила на праймериз в округе №37, набрав 575 голосов. В том же округе Илье Яшину из РПР-ПАРНАС удалось собрать 4436 подписей. Или округ №20: на праймериз в нем победил глава Перовского клуба инвалидов и ветеранов войны в Афганистане Андрей Шибаев с результатом в 2921 голос; находящийся под следствием соратник Навального Николай Ляскин собрал там же 4400 подписей.

Еще один вывод, который делают эксперты «Голоса», — к выборам хорошо подготовились. В законодательном смысле — к 2014 году было принято немало поправок к московскому и федеральному избирательному праву, которые ужесточили правила игры. Действительно, время открытых фальсификаций, когда бюллетени рисовали и перерисовывали пачками, вроде прошло (в Москве, по крайней мере) — приходится искать другие пути.

А на общем фоне всех законов, принятых за последнее время, избирательные поправки кажутся еще не самым страшным. Но кандидатам сильно усложняют жизнь. Во-первых, тот самый заградительный барьер в виде подписей избирателей, которые благодаря инициативе депутатов Госдумы теперь надо собирать не только самовыдвиженцам, но еще и кандидатам от всех партий, кроме представленных в парламенте или набравших более 3% на предыдущих выборах в региональное Заксобрание. Во-вторых, переход на мажоритарную систему, осуществленный меньше чем за год до выборов, — в результате партиям пришлось срочно менять стратегию подготовки. В-третьих, нарезка округов, которая была опубликована только в мае: из-за этого кандидаты в самый последний момент узнали, какой будет территория выборов.

Еще одна характерная черта этой кампании, отмеченная в докладе, — сильное давление на кандидатов всеми возможными способами, вплоть до уголовного преследования. Если кампания прошлого лета, когда готовились выбирать мэра, запомнилась прежде всего уголовным делом по «Кировлесу» против Алексея Навального, которому чуть не дали реальный срок, то эта запомнится гонениями на его сторонников. Фигурантами дела о мошенничестве и нарушениях в финансировании прошлогодней кампании Навального стали Константин Янкаускас — один из самых популярных муниципальных депутатов, который в результате оказался под домашним арестом и снят с выборов, и Николай Ляскин, получивший подписку о невыезде, — его как раз в последний день сбора подписей, 10 июля, вызвали в Следственный комитет. Многих пытались очернить через СМИ.

Так, телеканал НТВ выдал сюжет, главной героиней которого стала Ольга Романова: журналисты «раскопали» историю о том, как она якобы связана с националистами украинского «Правого сектора». А Life News, специализирующийся на такого рода «сливе», опубликовал фрагменты переговоров Ляскина и Максима Каца, которые якобы организовывали незаконный сбор подписей. Впрочем, стоит отметить адекватность избирателей: так, волонтеры, собиравшие подписи за Романову, отмечали, что для многих граждан антипиар, подготовленный НТВ, превратился, наоборот, в «знак качества».

«Особый» подход к некоторым кандидатам проявляется и при подсчете подписей. Ольга Романова и Мария Гайдар оказались под самым пристальным наблюдением. Как рассказал Андрей Бузин, проверять подписные листы Марии Гайдар приехали представитель Мосгоризбиркома Фаяс Халилулин и целых семь экспертов-почерковедов. При этом при проверке подписей Ярмольника, который выдвинулся от «Гражданской платформы» по тому же округу, присутствовал всего один почерковед.

Представители Мосгоризбиркома приехали и на пересчет подписей Ольги Романовой, привезя с собой нескольких экспертов. Членам команды Романовой пришлось долго добиваться того, чтобы всех экспертов вписали в протокол.

Других кандидатов проверяли куда менее строго. Так, на участке №36 наблюдатели от оппозиционных кандидатов недоумевают, почему подписи Ольги Шараповой, которую поддержала «Единая Россия», в принципе не проверил графолог. Более того, фамилии и имена четверых сборщиков совпадают с фамилиями и именами четверых членов комиссии: это также нарушает законодательство.

— Технологии выбраковки подписей с помощью экспертов настолько отработаны, что отказать в регистрации можно всегда, — считает Андрей Бузин. — Так что если подписи принимают, это говорит не об их качестве, а о том, какое решение в отношении кандидата было принято заранее.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow