Мнения

Павел ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Малайзийский «Боинг» — ошибка, которую никто не признает

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 79 от 21 июля 2014
ЧитатьЧитать номер
Политика

Павел ФельгенгауэрОбозреватель «Новой»

 

Фото: РИА Новости

Уже практически ясно, что малайзийский «Боинг-777» над Донбассом был сбит на высоте около 10 км, а все 298 человек на борту убиты — выстрелом управляемой ракеты зенитно-ракетного комплекса (ЗРК), скорее всего системы «Бук». Косвенные улики очевидно указывают на повстанцев-сепаратистов из самопровозглашенной Донбасской Новороссии, которые могли принять Boeing за украинский транспортный борт, хотя прямых доказательств пока маловато. Донбасс уже несколько месяцев — зона боев, там сепаратисты сбили немало украинских самолетов и вертолетов, но высоко, выше 8 км продолжали летать транзитом пассажирские самолеты — у сепаратистов, казалось, не было средств сбивать что-то на такой высоте, а украинские силовики вообще не использовали ЗРК.

За последнюю неделю ситуация кардинально изменилась: на российской границе идут ожесточенные и кровопролитные бои, в которых решается судьба сепаратистского восстания. Если украинские военные сумеют перерезать линии снабжения из России, откуда притекают бойцы-волонтеры, вооружения и припасы, то неизбежен окончательный разгром повстанцев, которые с конца апреля и так только отступали, огрызаясь.

Бои идут в донских степях, в июле, когда, как в 1942-ом или в 1943-ем, господство в воздухе — определяющий фактор, а оно пока у украинцев: штурмовики Су-25 и вертолеты наносят воздушные удары, транспортные борта везут припасы изолированным частям и гарнизонам. Военный разгром сепаратистов, очевидно, политически неприемлем, потому из России в последнее время потоком идут подкрепления и всё более мощные вооружения, широко применяются системы залпового огня и артиллерия, есть указание на использование российских военных беспилотников для корректировки «Градов» и, возможно, новейших «Торнадо-Г». В зоне боев появляются более мощные ЗРК: 14-го июля был сбит украинский транспортный Ан-26 на высоте больше 6 км, куда не могут добить ПЗРК «Стрела» и «Игла», которые раньше использовали сепаратисты. ЗРК «Бук-М1», мог, например, попасть в Донбасс из Крыма, где российские военные захватили в марте много украинских ЗРК, и было время привести их в боеготовое состояние, и подобрать расчет из добровольцев. В украинских войсках также много "Буков", но пока над Донбассом российских (или сепаратистских) ВВС нет, то и стрелять им не с чего.

Пресс-служба самопровозглашенной Луганской народной республики, правда, объявила, что «очевидцы, наблюдавшие полет пассажирского «Боинг-777», наблюдали атаку на него штурмовика Су-25 ВВС Украины. После атаки украинский штурмовик был сбит». Лучше бы промолчали: бронированный и тихоходный Су-25 в роли высотного перехватчика — очевидная нелепость, могли бы, скажем, придумать, что истребитель Су-27 или МиГ-29. Впрочем, увидеть с земли на 10 км атаку транспортного борта боевым самолетом, разглядеть его тип и принадлежность «очевидцы» всё равно не могли. И если «украинский самолет был, вправду, потом сбит», то выходит у сепаратистов всё же есть ЗРК, способные бить на большой высоте. Получилось, что сами себя сепаратисты с испуга подставили. На воре опять шапка горит.

Теперь, очевидно, начнутся дальнейшие препирательства, которые могут парализовать всякое объективное расследование. Сепаратисты, над территорией которых «Боинг» был подбит и упал, хотят отдать самописцы («черные ящики») самолета для расшифровки в Москву в Межгосударственный авиационный комитет (МАК), и того же требует руководитель Росавиации Александр Нерадько, что противоречит основам международного права о гражданской авиации: расследование должны проводить украинские власти, очевидно при поддержке иностранных экспертов, а "черные ящики" следует отправить для начала в Киев. Впрочем, пока реально расследованием на месте занялись ничего во всем этим не понимающие местные милиционеры и пожарные, перешедшие на сторону сепаратистов.

Организованной системы контроля воздушного пространства у повстанцев нет, ошибиться они могли легко, а признаваться теперь — сложно. Привычно-лживая российская пропаганда тут не поможет — она малоэффективна за пределами страны. В 2001 году, когда украинский ЗРК С-200 из района Феодосии в Крыму по ошибке сбил борт Ту-154 над Черным морем, американские военные, у которых есть технические возможности объективного контроля воздушной обстановки в регионе, достаточно быстро установили, откуда примерно ракета вылетела, куда летела, во что попала, и сегодня то же самое возможно. Было бы лучше, если бы сепаратисты и российские власти перестали врать, фантазировать и «возлагать ответственность на Украину», а признали бы побыстрее собственную вину сколько её есть, не отягощая непреднамеренное ошибочное злодейство преднамеренным сокрытием обстоятельств и вполне возможным уничтожением или искажением доказательств.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera