Сюжеты

Невидимое кино

На фестивале Open Cinema прокатные удостоверения имеют семь фильмов из двадцати двух

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 79 от 21 июля 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья ШкуренокНовая газета

 

На фестивале Open Cinema прокатные удостоверения имеют семь фильмов из двадцати двух

С 1 июля 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Согласно поправкам, прокатное удостоверение должны получать все без исключения «аудиовизуальные произведения» — видео-арт, мультфильмы, дебютное игровое кино или документальный короткий метр. Не только те, что выходят на широкий экран, но и те, что созданы для фестивальных и любых некоммерческих показов, в том числе — для разовых показов на фестивалях.

Первым под каток нового заградительного закона попадает Международный фестиваль Open Cinema, который уже в 10-й раз должен пройти в Петербурге при поддержке Минкульта РФ и Комитета по культуре города. Сейчас из-за требования прокатных удостоверений фестиваль фактически оказался под угрозой срыва.

Всего на конкурс в этом году поступили 270 российских работ. Жюри отобрало к показу в рамках фестиваля 22 картины. Но оказалось, что только 7 из них имеют прокатные удостоверения. Значит, показ всех остальных фактически будет незаконным.

Как рассказала «Новой газете» Тамара Ларина, директор Open Cinema, организаторы сразу стали звонить в Министерство культуры.

— Нам однозначно сказали: никаких исключений, — говорит Тамара Ларина. — Мы пытались объяснить чиновникам, что многие режиссеры в отпуске, у кого-то съемки, а сроки фестиваля нельзя перенести. Но ответ был жесткий: надо получать — и всё. Причем в Минкульте только два человека выдают эти прокатные удостоверения — два человека на всю страну: там стоят толпы ожидающих. Мы поняли, что никакой лазейки нет, начали звонить режиссерам и просить: получите удостоверения!

Получение прокатного удостоверения уже является обязательным с конца 90-х годов для всех отечественных полнометражных фильмов. Авторы давно уже закладывают в бюджет производства картин деньги специально для этого, получением удостоверений занимаются специально нанятые для этого люди. Но сейчас получать прокатное удостоверение должны даже те, кто делает разовые картины, — специально для показа на фестивале, для кого фестиваль — единственная прокатная площадка.

...А фильмы из обширной ретроспективной программы, в которую входит кино, снятое до 2012 года: представьте, режиссер сделал когда-то фильм, который один раз показал на фестивале лет 15 назад. Сейчас мы хотели сделать его ретроспективу — то есть еще раз показать фильм. Но приходится требовать от режиссера получения прокатного удостоверения. Мы уже услышали от многих авторов: «Да я принципиально не буду плясать под дудку этого безумного закона!»

Участие в Open Cinema не сможет принять киношкола Марины Разбежкиной: знаменитая документалистка принципиально отказалась хлопотать о прокатных удостоверениях для экспериментальных работ своих учеников. И само новое «правило игры» она считает антиконституционным. Парадокс закона в том, что он прямолинеен как фонарный столб, без всяких нюансов: теперь если вы даже соберетесь со своими друзьями посмотреть свое собственное кино —  вы рискуете подпасть под статью… Потому что в статье однозначно сказано: любые публичные показы требуют прокатного удостоверения. Даже если речь идет об учебном кино. Хотя учебные фильмы показывать можно — но только в рамках защиты дипломов. Все остальные учебные показы-просмотры тоже требуют получения прокатного удостоверения. А штраф за каждый показ-просмотр фильма без удостоверения — 50 тысяч рублей.

Отказался от получения прокатного удостоверения Максим Шавкин, автор короткометражного фильма «14 шагов», победившего на последнем ММКФ. Не увидят питерские любители кино и забавную игровую короткометражку «Рекорды» Тимура Хабицова. В результате большая часть фильмов, которые увидят зрители на Open Cinema, будут зарубежными.

— Но хочется показывать отечественное кино, не зарубежное, а законодатели фактически обрубают выход российского кино! — говорит Тамара Ларина. — У российского авторского кино и так нет прокатного потенциала, нет зрительского будущего: его никто не показывает, дебютные, студенческие фильмы нигде нельзя увидеть, кроме как на фестивалях. Я понимаю, если бы прокатное удостоверение, выданное любому фильму, даже крошечному мультику, гарантировало его прокат, если бы Минкульт, выдавая эти удостоверения, брал бы на себя обязанность обеспечить фильму прокат — тогда это, возможно, было бы оправдано. Но прокатом отечественного кино государство как раз и не занимается!

Сейчас под угрозой оказались и другие отечественные кинофестивали, которые должны проходить в ближайшее время: «Окно в Европу», «Послание к человеку», «Начало», «Мультивидение». Организаторы Open Cinema обращались к ним с просьбой: давайте вместе выступим против нелепых поправок! Но только «Послание к человеку» высказалось критически, остальные — даже не откликнулись.

— Может, остальные кинематографисты ждут, что как-нибудь все само рассосется? — удивляется Тамара Ларина. — Не рассосется, этот безумный градус абсурда могут снизить только профессионалы-кинематографисты. Прежде чем принимать такие законы, их нужно было бы обсудить с профессиональным сообществом. Может, законодателям объяснили бы, что закон должен быть разумным.

А сейчас, по сути, это какая-то бессмысленная цензура, которую вводят люди, абсолютно не разбирающиеся в кинопроизводстве. Мы все равно проведем фестиваль, но очень жаль отечественный кинематограф: огромное количество фильмов ляжет на полки мертвым грузом, зрители никогда их не увидят! И это — поддержка отечественного кино?!

P.S. 16 июля министр культуры Владимир Мединский на брифинге пообещал ввести «поправку к поправке» — разрешить фестивальные показы фильмов без прокатных удостоверений. Но — поправку к поправке сформулируют только осенью. Увы: сезон отпусков у законотворцев совпадает с сезоном фестивалей.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera