СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 81 от 25 июля 2014
Читать
Культурные события следующей недели

Суббота и воскресенье — последний уикенд работы выставки «Только Италия! Архитектурная графика XVIII–XXI веков» в Третьяковской галерее, и в этот «уходящий поезд» безусловно стоить запрыгнуть: в экспозиции представлено около 200 листов разных эпох. Среди них — значительный круг произведений мастеров XVIII столетия, золотого века архитектурной графики, которая возникла в Италии благодаря восторгу художников и архитекторов разных стран перед пластической выразительностью, мощью и совершенством форм местной архитектуры.

Казалось бы, что может быть прозаичнее, чем изображения зданий и их деталей. А между тем передача взаимоотношений объемов и пространства итальянского зодчества предстает чистой визуальной поэзией, которая осталась таковой, даже когда наступило время — это была первая четверть XIX века — научного подхода. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на гравюры несравненного Джованни Баттисты Пиранези, рисунки Жана Тома де Томона, во многом определившего в начале пушкинского века облик Санкт-Петербурга, фантазии-проекты Василия Баженова, декорации Пьетро Гонзаго, акварели Сурикова, этюды Врубеля, Бенуа и Кустодиева, наброски многих советских архитекторов — все они вдохновлялись Италией. Вдохновитесь и вы.

Лаврушинский пер., 12

В прошлом году самая не от мира сего — в наилучшем смысле самобытности и неповторимости — группа «АукцЫон» задорно отметила свое фейковое тридцатилетие (фейковое, потому что, строго говоря, возраст группы немного больше), но продолжает концертировать так, словно и не ветераны вовсе, а та самая молодая шпана, о которой пел Борис Гребенщиков, тоже весьма давно.

Вот и в субботу вечером «заведующий всем» Леонид Федоров, долговязая душа группы Олег Гаркуша, ее уникальный язык — Дмитрий Озерский и блестящие музыканты Виктор Бондарик, Борис Шавейников, Михаил Коловский, Николай Рубанов, Владимир Волков, Юрий Парфенов, а также бессменный звукорежиссер группы Михаил Раппопорт дадут большой летний концерт на крыше центраArtPlay. Будет все, что полагается: неизменная бескомпромиссность, абсолютная искренность и полная самоотдача на сцене. Плюс большой бэк-каталог прекрасных песен и полное отсутствие предсказуемых банальностей в музыке.

Ул. Нижняя Сыромятническая, 10. Начало в 20.00.

Здесь и сейчас, прошлое и настоящее

26–27 июля в Никола-Ленивце, что в Калужской области, в девятый раз пройдет фестиваль «Архстояние», для которого художники и архитекторы создают беспрецедентные по своему творческому посылу арт-объекты. Тема этого года «Здесь и сейчас», не сказать, что звучащей как-то особенно по-новому, эксперименты над открытым пространством продолжатся в русле синтеза лэнд-арта с другими формами искусства, прошлого с настоящим, основательности с эфемерностью.

Собственно заявленная тема раскрывается в том, что все представленные на фестивале произведения рассчитаны на короткий жизненный цикл и выражают понятие архитектуры «здесь и сейчас». Объект-хэдлайнер, бельведер «Ленивый зиккурат» проектной группы «Поле-дизайн», будет установлен в ландшафтном парке «Версаль» и завершит систему высотных бельведеров вместе с ранее возведенными— «Ротондой» Александра Бродского с Архстояния’2009 и «Аркой» Бориса Бернаскони, оставшейся после фестиваля двухлетней давности. «Подфонят» «Ленивому зикукурату» инсталляции авторов из Германии, Франции, Японии и России.

Подвижные «Ленивецкие часы» Марка Форманека представят время как обычную конструкцию; художница Сашико Абе в рамках перформанса «Ножницы и бумага» за несколько часов создаст причудливые конструкции из белоснежной паутины, а интерактивная «Купель» Александра Алефа Вайсмана расширит грани объективной реальности. Не меньше…

Никола–Ленивец находится в 220 км от Москвы и 80 км от Калуги. Как туда добраться, смотрите на сайте: http://nikola-lenivets.com/directions.

Координаты для посадки вертолета: 54.75782, 35.60123

Из журналистов в рокеры, из рокеров в документалисты — творческий путь Елены Погребижской оказался весьма извилист, но плодотворен: перед ее последней и нынешней ипостасью вполне можно поставить эпитет «талантливый».

Вышедший год с небольшим назад фильм «Мама, я убью тебя» — о том, как именно живут в российских детских домах дети, — стал не просто резонансным. После него прокатилась волна проверок детских домов и коррекционных интернатов по всей стране. Хочется верить, не безрезультатных. Это, впрочем, зависит уже не от режиссера.

Такой же эффект «непосредственного действия» имели ее предыдущие ленты «Доктор Лиза» и «Продавец крови», благодаря которым кто-то прожил дольше, кто-то избавился от страхов и панических атак, кто-то пришел помогать доктору Лизе, кто-то дал денег на чью-то операцию…

31 июля в Еврейском музее и центре толерантности состоится встреча — с элементами мастер-класса — с Еленой Погребижской. Разговор пойдет о творческих замыслах и путях их реализации: о положенном на полку проекте «Неврозы» и о том, почему фильм «Панические атаки» пользуется самым устойчивым зрительским интересом, о том, через какие фильтры пропускается окружающая жизнь – на примере кино «Мальчишки с улицы свободы», и о не смонтированной еще ленте «Васька» — на сырые материалы фильма можно будет взглянуть одним глазком. Будет представлен и проект на тему «Не быть жертвой», над которым работа только начинается.

Вход на встречу свободный, но каждый гость сможет поддержать этот новый проект.

Ул. Образцова, 11, стр. 1а. Начало в 19.00.

26 июля в саду «Эрмитаж»журнал Seasons of Life проводит ежегодный летний фестиваль More Amore— «Море Любви» в русской интерпретации названия — легкий и симпатичный open-air, «гвоздем» которого ожидается Алина Орлова. Трогательная литовская певица с кристальным голосом, тургеневская девушка за клавишами, представит российскому зрителю то, что французскому она показала еще в прошлом году на фестивале Les Boréales в Нормандии, а именно: как она поет не только под привычный сублимированный рояль, но под целый оркестр. В качестве последнего в «Эрмитаже» выступит камерный Baltic Light Orchestra с Александром Шимелисом за дирижерским пультом.

Оркестровку трехъязычных песен Орловой сделал знаменитый литовский композитор Видмантас Бартулис. Разогревать публику перед этим культурным блицкригом будут московская группа Rekevin, играющая многослойные конструкции на стыке трип-хопа и эйсид-джаза, и Artemiev, сольный поп-проект выходца из кошмарного бойз-бенда отечественного разлива «Корни» Павла Артемьева.

Концерты начнутся в 18.00. Но в течение всего дня фестиваль будет функционировать как лаундж-зона в сердце Москвы — с шезлонгами, дизайн-маркетом, детской площадкой и традиционным для фестиваля шествием Нептуна.

Каретный ряд, 3. Начало в 12.00.

Танго нуэво

IVфестиваль искусств «Архангельское. Мистерия» — плод трудов многих мастеров своего дела: музыкантов, режиссеров, сценографов, художников, скульпторов и фотографов. Их усилиями зрители получают возможность погрузиться в атмосферу XVIII–XIX веков, пронизанную сочетанием уточненной европейской куртуазности и праздностью русского поместья. Ибо проходят все тематические представления фестиваля в архитектурном памятнике усадьбы Архангельское — Большом дворце, построенном в конце XVIII века.

26 июля Овальный зал дворца примет открытиефестиваля: скрипач Родион Замуруев и ансамбль солистов «Мобилис» будут привычно искать единения Вивальди и Пьяццолы. Венецианец написал «Времена года» в 1723 году, аргентинец «ответил» в 1968-м. И практически сразу после этого начали появляться многочисленные интерпретации, то осмотрительно сопоставляющие, то смело и неожиданно сталкивающие concerto grosso классического европейского барокко и авторски преображенного танго.

Эстафету последнего в фестивальном концерте «Лето в Буэнос-Айресе» 2 августа подхватит инструментальный дуэт Compromise Duo в составе баяниста Григория Середина и гитариста Дмитрия Притулы при участии пианиста Анны Элизабет Майорга-Войцеховской (фортепиано), Юрия Таштамирова (саксофон), а также маэстро аргентинского танго Хуана-Мануэля и Лизы Росалес.

5-й км Ильинского шоссе. Начало концертов в 19.00.

В конце ХIХ – начале ХХ века во многих городских семьях имелись любительские альбомы с фотографиями, которые зачастую украшали снимки дачного отдыха. Какие-то из этих снимков были постановочными, для чего приглашался специальный фотограф-художник, другие — любительскими, семейными, но все неизменно передавали — и передают до сих пор — дух летней сельской жизни: неторопливый и расслабленный, вдали от городской суеты и наполненный, хотя бы на время, чувством, что ты владельцем пусть маленькой, но все же усадьбы.

Дачная жизнь стала массовым социальным явлением. «Дачемания», «Великое дачное переселение», «Дачный бум» — как только тогда ни называли газеты эту новую моду, широко представленную и в русской литературе — достаточно вспомнить рассказы Чехова, Бунина, многочисленные воспоминания и письма их современников. Образ старой дачи с домашними спектаклями, обедами на веранде с непременным самоваром, букетами полевых цветов в фарфоровых кувшинах, походами по ягоды и по грибы, катаниями на лодках был невероятно притягателен.

Именно этот образ лег в основу открывшейся в Северном флигеле Конного двора Музея русской усадебной культуры «Влахернское-Кузьминки» выставки «Дачная жизнь в фотографиях конца ХIХ – начала ХХ века», в которой собственно фотографии удачно дополняются предметы дачного быта того времени из коллекции музея.

Ул. Старые Кузьминки, 13. До 30 апреля 2015 г.

Москва в 1970-е… Какие образы остались в памяти, кроме киношных? Вереницы огней вечернего Нового Арбата, аппараты с газировкой на улице, густые клубы пара над бассейном «Москва»… Классики советской фотографии Дмитрий Воздвиженский и Нина Свиридова запечатлели столичную атмосферу на пике развитого социализма. Работы этого семейного творческого союза экспонировались в СССР и за рубежом и удостаивались высоких наград просто потому, что схватывали в окружающего мира что-то очень человеческое, очень хорошее, понятное без перевода, что-то о любви — к людям и к жизни.

С открытия в арт-центреVinyl выставки фотографий «Время любить» Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского 29 июля в 19.00 начнется своеобразный фестиваль «Московские каникулы 70-х». 30 июля в 19.30 он продолжится кинопоказ и обсуждение фильма Михаила Калика «Любить», снятый в 1968-м, выпущенный на экраны крохотным тиражом (то ли 8, то ли 12 копий) — и только после того, как из ленты были вырезаны многие документальные кадры — и частично восстановленный в 1990-м. А автор всего лишь пытался осмыслить значение слова «любовь» для своих современников — отсюда и непривычное название жанра картины, сочетающей методы поэзии и социологии: «Несколько обычных историй с анкетами и наблюдениями».

Завершится фестиваль показом 31 июля, а затем 7 августа (в 19.00) спектакля режиссера Лилии Борнашовой «Вивальди…Перезагрузка» — лирическая комедия в стиле 1970-х о жизни старшеклассников, о первой любви, о «своей судьбе». Герой — начинающий скрипач и ему шестнадцать. Его сердце искренне верит в любовь. Но нерешительность и неуверенность в себе не позволяют ему отправить свое фото подруге по переписке — девушке, которая скоро приедет в Москву на каникулы.

Ул. Образцова, 14. Вход с Октябрьского переулка.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow