СюжетыОбщество

«Бриллиант» в короне московской оппозиции?

Уличного музыканта Сергея Хавского оштрафовали как организатора незаконного митинга за игру на гитаре

Этот материал вышел в номере № 82 от 28 июля 2014
Читать
Уличного музыканта Сергея Хавского оштрафовали как организатора незаконного митинга за игру на гитаре

Общественные защитники уличного музыканта Сергея Хавского по прозвищу Diamond («Бриллиант») обещают уже сегодня 25 июля, подать апелляционное заявление на приговор Тверского районного суда Москвы. Ранее, 17 июля, судья Алеся Орехова приговорила Хавского к штрафу в размере 10 000 рублей за организацию «несанкционированного митинга», который «мешал проходу граждан» в районе Никольской улицы в центре Москвы. Защитники Хавского уверяют: никакого митинга не было — Сергей Diamond просто играл на гитаре.

Статья 20.2 (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), в последнее время стала «родной» для участников протестных митингов и акций. По ней же был приговорен к штрафу и Сергей Хавский, его гитара и усилитель.

— 10 июля я просто играл на гитаре на Никольской, — казалось, оправдывался Хавский корреспонденту «Новой». — Десять человек точно не соберётся днём, чтобы долго стоять и слушать. Такого количества слушающих там и не было. Да, некоторые подходили, благодарили, хвалили, но никому я не мешал.

Уже в отделении полиции выяснилось: все же мешал — женщине, которая и пожаловалась полиции на музыку и шумную толпу.

Полиция церемониться не стала, а сразу забрала музыканта.

— Обычно предупреждают, говорят: здесь нельзя играть, я сразу ухожу, но в этот раз все было не так, — вспоминал Сергей Diamond.

Никто из слушателей, о которых впоследствии скажут, что они участвовали в митинге Хавского, не вступился за музыканта, хотя, говорит Сергей, часто «те, кому так нравится игра, делают это», — говорит Сергей.

В отделении Хавского информационно обработали: пообещали, что штраф будет не более двух тысяч, потому и нечего, мол, на адвокатов разоряться. 17 июля Сергей явился в суд, и тут уже выяснилось, что он, его гитара и усилитель должны государству не две и не три, а десять тысяч рублей.

— Их (Суд — Ред. ) очень мало интересовало, что такое игра на улице, как мы работаем с людьми. «Рассказывать по существу» — и всё! Куда пришёл, когда, зачем, что делал, — вспоминает обстоятельства заседания Сергей Хавский.

Его доводы о том, что слушателей было гораздо меньше, чем указано в полицейском протоколе, суд счел голословными. При вынесении приговора судья Орехова, как сказано в постановлении, учла «характер и степень общественной опасности» и «личность виновного». Руководствовалась Орехова показаниями той сознательной женщины, что вызвала полицию, а также учла рапорта полицейских, где говорилось о толпе «в количестве не менее 10 человек», которую без соответствующего уведомления в органы исполнительной власти «организовал» незаконопослушный гражданин Хавский.

Сергей до сих пор не может примерить на себя роль, которую ему отвел суд в приговоре. Цитата: «…организовал не являющееся публичным мероприятием массовое одновременное пребывание граждан в общественном месте, создав тем самым помехи движению пешеходов и доступу граждан к объектам социальной инфраструктуры».

— Я играл, народ ходил мимо! В чём мои организационно-распорядительные функции!?, — возмущается Хавский, сам того не замечая переходя на корявый язык протоколов.

Друзья музыканта — такие же, как он — вызвались помочь Хавскому обжаловать несправедливое, на их взгляд, решение суда. Даже не столько затем, чтобы вернуть деньги, сколько для того, чтобы потом самим не оказаться на месте Сергея. Дело может стать печальным прецедентом: кто помешает сердобольным гражданкам и впредь назначать оппозиционерами любую группу людей на улице, тем более с гитарой?

Узнав о деле из соцсетей, помочь музыканту вызвалась и известная по делу Pussy Riot и «болотному процессу» адвокат Виолетта Волкова.

— Ситуация на самом деле абсурдная, — рассказала она «Новой». — Уличный музыкант действительно ничего не нарушал и ничего не организовывал, специально не собирал публику, а стоял и играл спокойную музыку. Голословные аргументы предъявлял не он, а как раз полиция и суд. Ведь так же можно оштрафовать вообще любых граждан, которые «мешают проходу»! Это просто ошибка и полицейская, и судейская. Надеюсь, у нас получится обжаловать решение.

Олег Мокряков, друг Хавского, сам играет на улице уже больше двадцати лет. Благодаря его сообщению в социальных сетях история превращения Сергея из музыканта в злостного оппозиционера стала широко известна. Мокряков уверен: музыканты должны ответить на беспредел митингом солидарности. Раньше о такой политической активности они и думать не могли, но теперь — обстоятельства обязывают.

— Мы обдумываем провести большую уличную акцию, пикет или митинг, так как поняли, что беспредел беспокоит всех. Раньше нас ругали за использование звукоусилителей, теперь обвиняют в организации незаконных массовых мероприятий, мы должны ответить», — говорит Олег.

Валерия КУЦ

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow