СюжетыКультура

Кухня.Doc

В подвале на Трехпрудном ждут перемен

Этот материал вышел в номере № 82 от 28 июля 2014
Читать
В подвале на Трехпрудном ждут перемен
Изображение

В Театре.Doc — бенефис. В этот вечер в подвал на Трехпрудном пришли те, кто хотел поддержать некоммерческий независимый проект — документальный театр, в основе которого — противоречивая, насыщенная проблемами реальность, прямые высказывания, социальные конфликты. Поводом стал тревожный прогноз: с весны 2015-го театр, скорее всего, не сможет получить ни одного гранта.

Открывая вечер, арт-директор фестиваля «Любимовка» Михаил Дурненков говорил о «не самых простых временах», наступивших для театра. Главная цель мероприятия — консолидироваться, быть вместе. И сохранить за собой площадки, которых осталось не так много:

— Площадки, где твой голос ничем не стеснен, где можно дискутировать и приходить к чему-то новому, не спускаемому сверху, а рождаемому здесь. Театр. Doc — одна из немногих таких площадок.

Сюжет вечера поддержки — читка пьес главных драматургов Doc,а Михаила Угарова, Елены Греминой и Максима Курочкина.

Из трехчастной «Кухни ведьм» Угаров выбрал две части: «Ужин» и «Шишел-вышел», они построены на разговоре двух старух и ребенка. В роле старух Наташи и Ольги Даниловны — Илья Тамеев и Владимир Баграмов. Важную функцию в действии выполняют предметы. В первой — это восемь грохочущих сковородок и кастрюли, во второй — «яблоки за рубль сорок», как заведенные скачущие и кружащиеся по столу. Диалоги старух, которые больше напоминают детей, чем двух опытных пожилых людей, заставляют зал смеяться. «Когда «Кухня ведьм» была написана, — сказал Угаров, предваряя читку, — ее заявили в репертуаре 15 или 20 театров, но тайна заключается в том, что ни одной премьеры не вышло…»

В перерыве между пьесами народ высыпает на улицу. В толпе перемешиваются артисты, друзья театра и просто зрители. Курят и обсуждают услышанное.

Автор второй пьесы — «Охота к перемене мест» — директор театра Елена Гремина. Люди в зале напряженно вслушиваются в речь актеров. Сюжет следует за жизнью Андрея и Галины Сидоровых в квартире на окраине Москвы, в которой уже лет пять вот-вот должен начаться ремонт. Логопеду и преподавателю Андрею снится один и тот же сон: дом на берегу озера, рыбная ловля вдалеке от ненавистного ему города, где жизнь людей — повторяющийся ритуал бессмысленных действий. Галина отчаянно пытается помочь; все, что ей нужно, — чтобы Андрею было хорошо. Лейтмотивом всей этой несчастливой семейной жизни становятся скороговорки, без конца повторяемые «косноязычным учеником» Андрея…

Третья пьеса — «В ожидании подробного глобуса» — исполняется самим драматургом Максимом Курочкиным и Еленой Маховой. Диалоги переносят нас в довоенный Киев, где на Владимирской горке гуляет влюбленная пара. Он рассуждает о последней речи канцлера Германии и угрозе СССР, а она больше любит музыку. Он читает о деле Соболева, она — «Анну Каренину». Пьеса идет всего пять минут.

После читки традиционно обращаются к зрителям. Елена Гремина, директор театра, рассказывает о грядущих проектах — спектаклях «Афинская школа», «Демон», документальной пьесе, посвященной РСДРП, ежегодном фестивале «Любимовка». В этом году она дебютировала как режиссер со спектаклем «150 причин не защищать Родину»:

— Это оказалось куда приятнее, чем писать пьесу. Там сидишь в истерике перед чистым листом бумаги, а тут тебя любят артисты, ты на это поддаешься, чувствуешь себя значительным, тебе наливают чаю. Совсем не то, что сидеть в депрессии у себя за компьютером…

— Что нужно Doc,у? — задают вопрос из зала.

— Свобода. В случае если консервативный поворот будет продолжаться и сотрудничество ни с какими фондами в России будет невозможно, Doc хочет продолжать работать. Театр дешевый, здесь все устроено как маленький заводик по производству событий. Такие вечера, даже в случае самых плохих прогнозов, позволят нам продолжать работать. Есть у вас какие-нибудь пожелания?

— Не меняться! — слышится голос из зала.

— Мы и не изменяем себе. Мы — это вы. Вы — это мы. Мы будем работать и будем по-прежнему Doc,ом, не чурающимся самых острых тем.

Арина МЕСНЯНКИНА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow