Сюжеты

Здравствуй, Маша, я — Поддубный

На российских экранах — байопик о легендарном русском борце.Еще одна ласточка-тяжеловес из первого отряда социально значимых проектов долетела до зрителя

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 83 от 30 июля 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

На российских экранах — байопик о легендарном русском борце.Еще одна ласточка-тяжеловес из первого отряда социально значимых проектов долетела до зрителя

Если помните, несколько лет назад был обнародован список из названий фильмов особой государственной важности, на которые отдельно строкой были выделены субсидии. У «Поддубного» помимо Фонда поддержки кинематографии спонсором и промоутером значится канал «Россия». Среди «важных» фильмов, призванных охватить самую широкую аудиторию, оказались беспомощные, провалившиеся в прокате «Калачи» — о заветной мечте простого паренька пойти послужить в армию; дурновкусный «Гагарин. Первый в космосе» (при бюджете $7 миллионов сборы едва перевалили за $1 миллион); ура-патриотический «Август восьмого» — о недавней войне в Южной Осетии (при бюджете $19 миллионов лента собрала во всем мире $12,5 миллиона). Самым успешным из проектов стала «Легенда № 17» ($10 миллионов — бюджет, сборы — почти $28 миллионов).

Новый байопик студии «ТриТэ» Никиты Михалкова посвящен легендарному борцу, шестикратному чемпиону мира по классической борьбе. Безусловно, как и в случае с фильмами о Харламове, Высоцком, Гагарине, — это продюсерский проект. Режиссер Глеб Орлов («Наша Russia. Яйца судьбы») должен был стать генератором масштабных идей прославления нашего давнего и недавнего прошлого, олицетворенного в славных именах великих соотечественников. Менее всего фильм Орлова напоминает спортивные драмы вроде «Бешеного быка», «Рокки», «Рестлера», «Бойца». Кинематограф издавна любит истории с документальным привкусом. Благодаря экрану зритель узнал о судьбе «Джейка» Ламотта, за неукротимый нрав прозванного Бешеным быком, Моххамеда Али, Рубина Картера по прозвищу Ураган (за эту роль Дензел Вашингтон получил «Золотой глобус»), Микки Уорда по кличке Ирландец и многих других боевитых, но страдающих героев. В «Нокдауне» история Джеймса Брэддока, которого сыграл Рассел Кроу, была сплетена с размышлениями о социально-политических проблемах 70-х, прежде всего о расовой дискриминации. Али борется за гражданские права, выступает против войны во Вьетнаме.

В отличие от напряженных и неоднозначных драм Скорсезе, Манна, Ховарда, «Поддубный» — кинобылина, житие выдающегося атлета, прославлявшего Русь богатырскую… Точнее, Русь условную — родом богатырь с Полтавщины, из села Богодуховка Золотоношского уезда. То есть запорожский казак Иван Максимович — наследник по прямой Тараса Бульбы и сноровистых крепких его сыновей. Впрочем, как и положено мифу, место действия (Россия, Франция, Германия) — лишь красочные открытки, вышиванки, или расписной задник, на фоне которого еще зримее необыкновенность сильного телом и духом.

В основе своей фильм «ТриТэ» опирается не столько на биографические источники, сколько на симпатичную ленту 1957 года «Борец и клоун». Многие эпизоды той давней в меру, цветной картины чуть ли не буквально перепеты в новой работе. И диалог этих двух фильмов примечателен. В картине Бориса Барнета и Константина Юдина доверчивый и простодушный самородок Поддубный являет собой природную стихию, контрастируя с цивильным, образованным, язвительным Дуровым. Клоун читает крамольные стихи о шутах, бросающих правду в лицо царям. В том фильме продемонстрирована и цензура в действии в лице полицеймейстера и градоначальника Зелёного (ему и дерзит «шут Дуров», изображая на арене «казенных свиней»). В «Поддубном» времен России, вставшей с колен, власть благородна, елейно справедлива. Полицеймейстер угрожает нечистому на руку хозяину цирка, обидчику борца. Великий князь Владимир Александрович, несмотря на протесты кабинета министров, своей волей отправляет спортсмена защищать честь страны на чемпионат мира в Париже. К косноязычному великану, деревенскому увальню «прикрепляют» учителей благородных манер, а также опытного французского тренера (в микророли снялся любимец Леоса Каракса Дени Лаван).

Перед боем удалец истово молится. Он показательно не употребляет спиртного и, в отличие от своего кинопредшественника, не уличен в связях с легкомысленными женщинами (министр культуры аплодирует стоя). И любовь у героя одна-единственная (а не несколько жен, как в действительности). Его избранница — легкокрылая воздушная гимнастка. Самоотверженная и прекрасная Мими, вне арены — «просто Маша» (Екатерина Шпица).

В старом фильме и Борец, и Клоун — прежде всего артисты цирка. Вся волшебная мишура: арена, запах опилок, затаившая дыхание публика — главный магнит их жизни. Поддубный-2014 прежде всего спортсмен-победоносец, неукротимый чемпион. Его пытаются обманывать проходимцы-антрепренеры, на нем наживаются иностранцы. Иноземные соперники, обмазанные прованским маслом, бьют ниже пояса. Жадные американцы пьют его кровушку. Но «русский Медведь» покорит и Америку.

Бывший батрак и портовый грузчик завоевывает олимп славы в честном бою. Он — рыцарь без страха и упрека, уравнявший победу со смыслом жизни.

В исполнении природно-одаренного, органичного в своей простодушности Михаила Пореченкова русский витязь-увалень выглядит вполне живо, инфантильно, по-сказочному обаятельно. Жаль, перемены костюмов и грима (мы наблюдаем за жизнью борца до его 55 лет) — единственное, что меняется в этом могучем характере. Потому что никакая это не ЖЗЛ, а миф с мифическим же образом в центре. Автор сценария Юрий Коротков придумал испытание — временную потерю рассудка… Но и из этого боя богатырь выйдет победителем.

Известно, что реальный Поддубный, многократный чемпион мира среди профессионалов, после революции не хотел примыкать ни к белым, ни к красным. Что был арестован одесской ЧК. Что в годы немецкой оккупации вел себя как уникум. К примеру, показательно носил орден Трудового Красного Знамени, отказался ехать в Германию и тренировать немецких спортсменов. При этом немцы разрешили всемирно известному спортсмену открыть при госпитале бильярдный зал. Еще одно чудо: гэбэшные комиссары после многодневных проверок не нашли в деятельности спортсмена, мирно сосуществовавшего с вражеским режимом, ничего предосудительного. Впрочем, жизнь стареющего атлета после войны была далека от волшебства и мифов. Нищета и голод вынудили его распродавать коллекцию медалей. Такая история, такие зигзаги судьбы могли бы заинтересовать Кена Лоуча или Оливера Стоуна. В наших песнях о главном по-прежнему прекрасное борется с хорошим. Финальным гонгом в лучезарной раскраске с хорошими актерскими работами будет неотвратимый хеппи-энд. Так что раззудись, плечо, размахнись, рука. Богатырь Иван Поддубный с молодецким посвистом, геройским покриком, с пудовой стальной тростью к нам идет.

Будет все как в сказке Салтыкова-Щедрина: «И прошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить?..»

P.S. Фильм стоимостью $12 миллионов, снятый с голливудской обстоятельностью и адресованный «массовой аудитории», я смотрела вскоре после официальной премьеры. В кинозале «5 звезд» кроме меня было еще 4 зрителя…

P.P.S. А 28 июля Госкино Украины запретило показ «Поддубного» в стране за «пренебрежение к украинскому языку, народу и государственности». За то же под запрет попал и фильм «Белая гвардия».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera