КолонкаПолитика

Июльское дежавю

100 лет назад на европейский континент пришла мировая война

31 июля закрылась Берлинская биржа, немецкие банки понизили обменный курс российского рубля — с 216 марок до 206 за 100 рублей. Не стоит тереть глаза или считать, что автор сошел с ума. Телеграммы с такой новостью русские газеты публиковали на самом деле 31(18) июля, но только ровно 100 лет назад.

Даже простое сравнение хронологии июля 1914 года с тем, что происходит сегодня в отношениях России и Запада, поражает совпадением, конечно же, не деталей — исторические факты уникальны, неповторимы и параллели здесь недопустимы, а той логикой, которая их жестко связывает в одну цепь и образует, таким образом, закономерный процесс, когда от воли и желания отдельных людей, пусть и стоящих на самом верху политической власти, уже не зависит ход событий, неотвратимо приближающих катастрофу.

Список персоналий российской элиты, попавших под визовые ограничения и заморозку счетов, точечные экономические санкции в отношении некоторых госкорпораций, банков и фирм нельзя буквально сопоставить с объявлением Австро-Венгрией ультиматума Сербии, всеобщими мобилизациями в России, Германии и в других странах Антанты и Тройственного союза, после чего война, стоившая 17 миллионов человеческих жизней, стала неизбежной.

Тем не менее, возникает и все более крепнет дежавю. К сравнению двух июлей добавляются ощущения-воспоминания времен холодной войны, постоянно балансировавшей на грани горячей. Из 60-х годов — Карибский кризис, Вьетнамская война, августовская Прага 68-го. Из 70-80-х — афганская война, бойкот московской Олимпиады, сбитый южнокорейский «Боинг».

Сегодня, к сожалению, историческая память не пользуется популярностью в России, ее подменяют патриотическими мифами. Об этом наглядно говорят итоги опроса, которые ВЦИОМ провел 28 июля — в день 100-летия начала Первой мировой войны. В общей сложности почти 60 процентов опрошенных не смогли назвать ее причины и непосредственный повод, зачинщиками же, по мнению некоторых россиян, были Англия, Франция и США. При таком раскладе и с учетом тотальной пропаганды совсем не удивительно, что две трети населения сегодняшней России убеждены: за боевыми действиями на востоке Украины стоят западные державы во главе с США.

Возвращение советских пропагандистских штампов о «вражеском империалистическом окружении», «происках Запада по подрыву национальной безопасности» и т.д. из воспоминаний превратилось в реальность. Более того, они, навсегда, казалось бы, уже сданные в архив истории, покрытые пылью и тронутые плесенью, стали необычайно востребованными новыми ударными силами телевизионного фронта и, что самое печальное, нашли благодатную почву в сознании большинства российского населения. В этой связи, констатирует немецкая Süddeutsche Zeitung, западные санкции не имеют реальных перспектив изменить позицию Путина, поскольку «российскому народу каждый следующий шаг будет представлен, как подтверждение того, что его хотят поставить на колени».

Тем временем эфирная пропагандистская эскалация украинского кризиса продолжает набирать обороты, повышая градус общественного настроения. Еще чуть и прозвучит с экрана трагически известная фраза: «Я спрашиваю вас: хотите ли вы тотальную войну? Если потребуется, хотите ли вы более тотальную и радикальную войну, чем вы вообще можете сегодня представить?» Тогда, в феврале 1943 года, немцы на эти вопросы Геббельса ответили да, о чем вспоминали и страшно сожалели еще долго после мая 45-го. Но это было потом. В текущей череде драматических событий трудно, а зачастую, невозможно разглядеть и выделить то последнее, после которого не будет возможности что-либо изменить и остановить наступление трагической развязки.

Именно об этом напоминает, по информации онлайна портала Der Spiegel, заявление Европейского сообщества лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение ядерного оружия, в котором высказываются серьезные опасения в виду непредсказуемости последствий дальнейшей конфронтации отношений между Западом и Россией. «Мы считаем, — пишут авторы заявления, — что конфликт в Восточной Украине подвергает опасности безопасность всей Европы». С учетом того, что с российской и западной сторон в боевой готовности находятся тысячи ядерных боеголовок, предупреждают известные эксперты, политическим лидерам необходимо тщательно взвешивать каждый шаг, поскольку ситуация, как это уже случилось из-за гибели малазийского «Боинга», может в любой момент выйти из под контроля. Под этим заявлением, в частности, поставили свои подписи бывшие министры обороны Германии, Великобритании, Франции, Польши и Турции. Есть под документом и российские фамилии — бывших министра иностранных дел Игоря Иванова и главы внешней разведки Вячеслава Трубникова, хотя не факт, что они это сделали на самом деле.

Между июлем 1914-го и июлем 2014-го, с одной стороны, огромная временная дистанция, а, с другой, они стоят совсем рядом для тех, кто помнит, что мир очень хрупок, а плата за амбиции может быть очень высокой. В Первой мировой войне погибли три мировые империи — Российская, Германская и Австро-Венгерская, рухнули большинство европейских монархий.

Такое дежавю.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow