Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 84 от 1 августа 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Немассовый Хич

Сказать, что Альфред Хичкок — один из самых знаменитых режиссеров в истории кино, ничего не сказать. И однако же его первые десять немых фильмов 1925–1929 годов, из которых сохранилось только девять, известны очень ограниченному кругу любителей и специалистов, которые относят эти ленты к числу величайших достижений британского немого кино.

Восстановление немых фильмов Хичкока стало для Британского института кино (BFI) крупнейшим реставрационным проектом, реализация которого оказалась возможной только с появлением новых цифровых технологий.

С 1 по 9 августа во дворе Института «Стрелка» можно будет увидеть все девять картин — десятая, «Горный орел» (1926), до сих пор не найден и возглавляет список пропавших фильмов, поисками которого занимается BFI. Передать атмосферу каждой из ранних работ мастера поможет живая музыка от ведущих британских композиторов, в сопровождении которой будут проходить кинопоказы.

Первым в пятницу вечером состоится показ «Ринга» (1927), специально для которого в Москву выписали ансамбль известного альт-саксофониста Соуэто Кинча. Субботнее «Шампанское» (1928) — легкая комедия о том, как миллионер решает разрушить помолвку ветреной дочери с неподходящим женихом, притворившись банкротом. Воскресный «Человек с острова Мэн» (1929) стал последней немой лентой Хичкока и в конечном счете оказался лучшей и наиболее зрелой из его ранних работ. Помимо кинопоказов, хичкоковский фестиваль представит лекции на тему и различные мастер-классы. Вход всюду бесплатный, но необходима регистрация по ссылке: http://goo.gl/cHIfra.

Берсеневская наб., 14, стр. 5А. Начало кинопоказов в 22.00.

 

Старый новый «Убивец»

Не успел в клубе Ray Just Arena умолкнуть вокал обиженного на весь мир великовозрастного подростка Дейва Мастейна под фирменную гитарно-ударную молотилку Megadeth, как в столицу приезжает коллектив из «большой четверки» трэш-металла — Slayer.

В прошлом году у группы формально началась новая эра: после увольнения по причине «финансовых разногласий» ударника Дэйва Ломбардо и смерти от пьянства основателя группы Джеффа Ханнемана от классического состава осталась ровно половина — в лице гитариста Керри Кинга, теперь главного ответственного за музыку, и басиста-вокалиста Тома Арайи. Формальность новой эры заключается в том, что «новый» ударнику Полу Болстафу уже приходилось замещать Ломбардо в его предыдущие уходы, а гитарист Гэри Холт то и дело подменял покойного Ханнемана аж с 2011 года. Так что закономерно, что на звук «новый» Slayer мало чем отличается от старого: хорошо знакомая фанатам яростная, скорострельная и очень плотная канонада, в которой, однако, можно расслышать каждый инструмент.

Если бросить взгляд на сет-лист концерта 4 августа, то там сплошь классика с пластинок периода расцвета, то есть 1980-х — начала 1990-х, буквально пара вещей с последнего пятилетней давности альбома World Painted Blood, а также первая за пять лет новая композиция Implode, которую музыканты представили широкой публике в апреле этого года.

Ленинградский пр-т, 31, стр. 4. Начало в 21.00.

 

 

Фантомная прекрасная эпоха

Светлое будущее в отдельно взятой стране, которого никогда не было и которое не могло случиться, до сих пор заставляет память воспроизводить фантомное ностальгическое чувство. Выставочный проект «Фантомная память о прекрасной эпохе», открывшийся в четверг вечером в парке искусств «Музеон», состоит из ткани прошлого, настоящего и будущего: архивные фотографии как несохранившихся, так и ныне существующих памятников советской эпохи до сих пор напоминают нам об «утраченном несбывшемся».

Они становятся площадкой для диалога о возможных вариантах развития будущего, контекстом для разговора о настоящем и подходящей атмосферой для осмысления исторических процессов современным искусством.

Проект состоит из двух частей. Экспозиция на фотостендах «Городская скульптура 1930-х годов», посвященная второму этапу реализации Ленинского плана монументальной пропаганды, представлена фотографиями городской скульптуры Москвы и Ленинграда. Тоталитарная эстетика, распространившаяся на все сферы культурной жизни СССР в 1930-е годы, все еще обладает большой притягательностью для исследователей, попеременно сравнивающих советское искусство с искусством фашистских Германии и Италии. Определенное сходство формы и стиля не делает социалистическое искусство идентичным фашистскому, поскольку первое иначе мотивировано.

Вторая часть — это видео и серия фотографий «Социализм во сне», в которых художник Антонина Баевер задумывается о том, откуда берется и как функционирует ностальгия по советскому в современности. Благодаря приемам сюрреализма, минималистическому интерьеру фотолаборатории/допросной и резкому монтажу зритель видит все как будто сквозь сон героини. Четко выстроенный рассказ не выдерживает позитивного давления социальной утопии и рассыпается на мелкие бытовые нарративы, усугубляющие общую тревогу от текущего положения дел и несбыточные мечты возродить то, чего никогда не было.

Крымский вал, 2. До 14 августа.

 

Как я провел лето в Муми-доле

Туве Янссон, главный и единственный хроникер событий в Муми-доле, не всегда успевала записывать истории по горячим следам, часто она зарисовывала их в виде комиксов. Теперь эти комиксы можно прочесть и по-русски — не только и в данном случае не столько в книжках, но на выставке в Библиотеке иностранной литературы, открывшейся в начале недели.

Дело в том, что — и об этом знают на удивление не многие — канонический вид Муми-Тролля, его родителей и друзей, включая Снусмумрика, бездомного философа Выхухоли, Морры и Туу-Тикки создала сама писательница, чьи сказки давно стали своего рода детским фольклором. Будучи самобытной художницей, ключевой фигурой финской живописи «золотого периода» позднего модернизма, Янссон всю жизнь ощущала, что Муми-тролли сбили ее с пути живописца, на который она пыталась вернуться всю жизнь. Но именно иллюстрации к собственным книгам — выразительная и обаятельная графика — стали куда более известны, чем ее масляные картины, хотя, повторим, не многие знают, кто их автор.

Ул. Николоямская, 1. До 31 августа.

 

Weekend в стиле танго

2 и 3 августа в музее-заповеднике «Царицыно» превратятся в «Weekend в стиле танго». Танго будут танцевать, его будут играть, о нем будут рассказывать. Начнется своеобразный мини-фестиваль в субботу в Баженовском зале Большого дворца выступлением ансамбля Ars Una и вольных музыкантов с программой «Винтажное танго», включающей в себя музыку аргентинского танго, а также популярные произведения европейских и советских композиторов — Оскара Строка, Александра Вертинского, Пабло де Сарасате, Ежи Петерсбурского и др.

Ближе к вечеру эстафету у них подхватит — уже в Атриуме Хлебного дома — литературно-музыкальная программа «Танго в стиле танго» в лице артиста театра и кино Петра Татарицкого с произведениями Борхеса и Иосифа Бродского и ансамбля аргентинского танго «Астор-клуб» — с музыкой Астора Пьяццоллы, Карлоса Гарделя, Херардо Родригеса и др. На отрытой площадке парка, меж тем, Военный Образцовый оркестр Почетного караула России будет играть шедевры мирового танго. Там же случится флэшмоб «Танго со звездами» в стиле милонга и мастер-классы танго для всех желающих.

На 3 августа намечены три музыкальные программы в залах Большого дворца и завершающий концерт «Брызги шампанского» в Екатерининском зале с участием Ады Родригес, Юрия Медяника и Emotion Orchestra.

Ул. Дольская, 1. Начало в 15.00.

 

Генрих — 4-й, часть — 2-я

Некоторые критики и театралы, следуя давно сложившейся традиции, до сих пор называют вторую часть «Генриха IV» менее удачным сиквелом части первой. Считается, что баланс между королевской, исторической и «фальстафовской» половинками пьесы слишком заметно перекошен в сторону последней; что в пьесе недостаточно чисто сюжетных коллизий (пути-дорожки Фальстафа и принца Хэла пересекаются по ходу действия лишь дважды); что она «недраматична». Даже режиссер нынешней версии Королевской Шекспировской компании Грегори Доран лукаво называет продолжение «Генриха» «блуждающим Шекспиром».

Все это, по меньшей мере, странно; особенно, если учесть, что именно во вторую часть попали наиболее пронзительные и, одновременно, самые одиозно шутовские моменты дилогии. С одной стороны, ­– ностальгические реминисценции Фальстафа и Шеллоу о «полуночных колоколах» юности (давшие название одноименному шедевру Орсона Уэллса) и трагедия предательства Фальстафа Хэлом; с другой — безудержное комикование оголтелого вояки Пистоля. Все эти моменты оживают самым незабываемым образом в постановке Дорана, которую в рамках Летнего театрального кинофестиваля можно будет увидеть в кинотеатрах сети «Формула кино»: 2 августа — в «Витязе», «Сити» и «Чертаново», а 3 августа — в «Горизонте» и «Европе».

 

Бубновый туз Целкова

Олег Целков — один из ярких представителей круга неофициальных советских художников, прошедший незаурядный и сложный путь от подпольных выставок до всемирной известности. Главные герои его полотен — «морды», «маски», «личины» — появились еще в 1960-е годы и стали отличительной и самой узнаваемой чертой его живописи.

В залах культурного фонда «Екатерина» в рамках персональной выставки художника «Бубновый туз» показывают более 45 произведений, охватывающих период с 1968 по 2011 год, — из собрания автора, государственных музеев и частных коллекций. Это первая московская экспозиция, представляющая творчество Целкова в такой полноте — от ранних работ до совсем недавних произведений. Название выставки было предложено самим художником. «Бубновыми тузами», как известно, называли каторжников. Для Целкова — это не столько фигура артиста, стоящего на котурнах, сколько образ лихого хулигана, характерного персонажа «низовой» культуры, одинокого каторжника, апатрида.

Кузнецкий мост, 21/5, п-д 8, вход с Большой Лубянки. До 10 августа.

 

Электропоп на крыше

Англоязычный электропоп-проект Tesla Boy — это в некотором роде отечественный вклад в возрождение восьмидесятых, начавшееся в нулевые. Хипстерская по виду и «фирменная», то есть, как говорится, на уровне мировых стандартов, по звучанию, группа, возглавляемая Антоном Севидовым активно разъезжает с гастролями, причем — редкий случай — не только в России, побывав даже на страницах авторитетного британского музыкального журнала Q.

2 августа группу занесет на крышу центра ArtPlay, где она в рамках полнометражного концерта представит новый сингл Strong с последнего альбома The Universe Made of Darkness — с где-то неожиданными роковыми закосами в духе поздних The Police вместо привычных драм-машин и арпеджиаторов. Впрочем, последние вернуться в компании кабриолетных джазовых клавишных в ремиксе на песню от продюсера и гитариста группы Стаса Астахова.

Ул. Нижняя Сыромятническая, 10. Начало в 20.00.

 

Анализ красоты

До сих пор неясно до конца, зачем Уильяму Хогарту, великому британскому живописцу и граверу XVIII века, понадобилось писать трактат «Анализ красоты»: сам он с юности ко всякого рода теориям в искусстве относился с немалым недоверием. Впрочем, если вдуматься, этот трактат — не столько научный труд, сколько универсальное пособие по тому, что и как считать в искусстве красивым, а что — безобразным. А к декларациям, как правило обвинительным, ироничный Хогарт тоже был склонен с юности.

В основе его эстетической системы лежит распространенная для тех времен мысль о том, что единственно верный путь для профессионального художника — «обращение к природе», но самобытно понятая: по Хогарту, художник должен «доверять чувствам» и создавать произведения, в которых отражаются события повседневной жизни. «Красота заключается в многообразии», — вот девиз, которым мастер руководствовался долгие годы.

Это многообразие, явленное в его собственном творчестве, можно увидеть в 68 гравюрах, представленных в экспозиции «Уильям Хогарт: анализ красоты» в ГМИИ им. Пушкина. Его восхищала суета лондонских улиц, лица горожан, забавные сценки в пабах, на рынках и в церквях Лондона. Вероятно, вследствие этого его произведения подобны короткометражным фильмам, запечатлевшим рождение мегаполиса, в котором уживаются столь непохожие друг на друга характеры — проститутки, моты, игроки, представители богемы, городские повесы, обитатели утреннего города.

Ул. Волхонка, 12. До 7 сентября.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera