Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 84 от 1 августа 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

 

Немассовый Хич

Сказать, что Альфред Хичкок — один из самых знаменитых режиссеров в истории кино, ничего не сказать. И однако же его первые десять немых фильмов 1925–1929 годов, из которых сохранилось только девять, известны очень ограниченному кругу любителей и специалистов, которые относят эти ленты к числу величайших достижений британского немого кино.

Восстановление немых фильмов Хичкока стало для Британского института кино (BFI) крупнейшим реставрационным проектом, реализация которого оказалась возможной только с появлением новых цифровых технологий.

С 1 по 9 августа во дворе Института «Стрелка» можно будет увидеть все девять картин — десятая, «Горный орел» (1926), до сих пор не найден и возглавляет список пропавших фильмов, поисками которого занимается BFI. Передать атмосферу каждой из ранних работ мастера поможет живая музыка от ведущих британских композиторов, в сопровождении которой будут проходить кинопоказы.

Первым в пятницу вечером состоится показ «Ринга» (1927), специально для которого в Москву выписали ансамбль известного альт-саксофониста Соуэто Кинча. Субботнее «Шампанское» (1928) — легкая комедия о том, как миллионер решает разрушить помолвку ветреной дочери с неподходящим женихом, притворившись банкротом. Воскресный «Человек с острова Мэн» (1929) стал последней немой лентой Хичкока и в конечном счете оказался лучшей и наиболее зрелой из его ранних работ. Помимо кинопоказов, хичкоковский фестиваль представит лекции на тему и различные мастер-классы. Вход всюду бесплатный, но необходима регистрация по ссылке: http://goo.gl/cHIfra.

Берсеневская наб., 14, стр. 5А. Начало кинопоказов в 22.00.

 

Старый новый «Убивец»

Не успел в клубе Ray Just Arena умолкнуть вокал обиженного на весь мир великовозрастного подростка Дейва Мастейна под фирменную гитарно-ударную молотилку Megadeth, как в столицу приезжает коллектив из «большой четверки» трэш-металла — Slayer.

В прошлом году у группы формально началась новая эра: после увольнения по причине «финансовых разногласий» ударника Дэйва Ломбардо и смерти от пьянства основателя группы Джеффа Ханнемана от классического состава осталась ровно половина — в лице гитариста Керри Кинга, теперь главного ответственного за музыку, и басиста-вокалиста Тома Арайи. Формальность новой эры заключается в том, что «новый» ударнику Полу Болстафу уже приходилось замещать Ломбардо в его предыдущие уходы, а гитарист Гэри Холт то и дело подменял покойного Ханнемана аж с 2011 года. Так что закономерно, что на звук «новый» Slayer мало чем отличается от старого: хорошо знакомая фанатам яростная, скорострельная и очень плотная канонада, в которой, однако, можно расслышать каждый инструмент.

Если бросить взгляд на сет-лист концерта 4 августа, то там сплошь классика с пластинок периода расцвета, то есть 1980-х — начала 1990-х, буквально пара вещей с последнего пятилетней давности альбома World Painted Blood, а также первая за пять лет новая композиция Implode, которую музыканты представили широкой публике в апреле этого года.

Ленинградский пр-т, 31, стр. 4. Начало в 21.00.

 

 

Фантомная прекрасная эпоха

Светлое будущее в отдельно взятой стране, которого никогда не было и которое не могло случиться, до сих пор заставляет память воспроизводить фантомное ностальгическое чувство. Выставочный проект «Фантомная память о прекрасной эпохе», открывшийся в четверг вечером в парке искусств «Музеон», состоит из ткани прошлого, настоящего и будущего: архивные фотографии как несохранившихся, так и ныне существующих памятников советской эпохи до сих пор напоминают нам об «утраченном несбывшемся».

Они становятся площадкой для диалога о возможных вариантах развития будущего, контекстом для разговора о настоящем и подходящей атмосферой для осмысления исторических процессов современным искусством.

Проект состоит из двух частей. Экспозиция на фотостендах «Городская скульптура 1930-х годов», посвященная второму этапу реализации Ленинского плана монументальной пропаганды, представлена фотографиями городской скульптуры Москвы и Ленинграда. Тоталитарная эстетика, распространившаяся на все сферы культурной жизни СССР в 1930-е годы, все еще обладает большой притягательностью для исследователей, попеременно сравнивающих советское искусство с искусством фашистских Германии и Италии. Определенное сходство формы и стиля не делает социалистическое искусство идентичным фашистскому, поскольку первое иначе мотивировано.

Вторая часть — это видео и серия фотографий «Социализм во сне», в которых художник Антонина Баевер задумывается о том, откуда берется и как функционирует ностальгия по советскому в современности. Благодаря приемам сюрреализма, минималистическому интерьеру фотолаборатории/допросной и резкому монтажу зритель видит все как будто сквозь сон героини. Четко выстроенный рассказ не выдерживает позитивного давления социальной утопии и рассыпается на мелкие бытовые нарративы, усугубляющие общую тревогу от текущего положения дел и несбыточные мечты возродить то, чего никогда не было.

Крымский вал, 2. До 14 августа.

 

Как я провел лето в Муми-доле

Туве Янссон, главный и единственный хроникер событий в Муми-доле, не всегда успевала записывать истории по горячим следам, часто она зарисовывала их в виде комиксов. Теперь эти комиксы можно прочесть и по-русски — не только и в данном случае не столько в книжках, но на выставке в Библиотеке иностранной литературы, открывшейся в начале недели.

Дело в том, что — и об этом знают на удивление не многие — канонический вид Муми-Тролля, его родителей и друзей, включая Снусмумрика, бездомного философа Выхухоли, Морры и Туу-Тикки создала сама писательница, чьи сказки давно стали своего рода детским фольклором. Будучи самобытной художницей, ключевой фигурой финской живописи «золотого периода» позднего модернизма, Янссон всю жизнь ощущала, что Муми-тролли сбили ее с пути живописца, на который она пыталась вернуться всю жизнь. Но именно иллюстрации к собственным книгам — выразительная и обаятельная графика — стали куда более известны, чем ее масляные картины, хотя, повторим, не многие знают, кто их автор.

Ул. Николоямская, 1. До 31 августа.

 

Weekend в стиле танго

2 и 3 августа в музее-заповеднике «Царицыно» превратятся в «Weekend в стиле танго». Танго будут танцевать, его будут играть, о нем будут рассказывать. Начнется своеобразный мини-фестиваль в субботу в Баженовском зале Большого дворца выступлением ансамбля Ars Una и вольных музыкантов с программой «Винтажное танго», включающей в себя музыку аргентинского танго, а также популярные произведения европейских и советских композиторов — Оскара Строка, Александра Вертинского, Пабло де Сарасате, Ежи Петерсбурского и др.

Ближе к вечеру эстафету у них подхватит — уже в Атриуме Хлебного дома — литературно-музыкальная программа «Танго в стиле танго» в лице артиста театра и кино Петра Татарицкого с произведениями Борхеса и Иосифа Бродского и ансамбля аргентинского танго «Астор-клуб» — с музыкой Астора Пьяццоллы, Карлоса Гарделя, Херардо Родригеса и др. На отрытой площадке парка, меж тем, Военный Образцовый оркестр Почетного караула России будет играть шедевры мирового танго. Там же случится флэшмоб «Танго со звездами» в стиле милонга и мастер-классы танго для всех желающих.

На 3 августа намечены три музыкальные программы в залах Большого дворца и завершающий концерт «Брызги шампанского» в Екатерининском зале с участием Ады Родригес, Юрия Медяника и Emotion Orchestra.

Ул. Дольская, 1. Начало в 15.00.

 

Генрих — 4-й, часть — 2-я

Некоторые критики и театралы, следуя давно сложившейся традиции, до сих пор называют вторую часть «Генриха IV» менее удачным сиквелом части первой. Считается, что баланс между королевской, исторической и «фальстафовской» половинками пьесы слишком заметно перекошен в сторону последней; что в пьесе недостаточно чисто сюжетных коллизий (пути-дорожки Фальстафа и принца Хэла пересекаются по ходу действия лишь дважды); что она «недраматична». Даже режиссер нынешней версии Королевской Шекспировской компании Грегори Доран лукаво называет продолжение «Генриха» «блуждающим Шекспиром».

Все это, по меньшей мере, странно; особенно, если учесть, что именно во вторую часть попали наиболее пронзительные и, одновременно, самые одиозно шутовские моменты дилогии. С одной стороны, ­– ностальгические реминисценции Фальстафа и Шеллоу о «полуночных колоколах» юности (давшие название одноименному шедевру Орсона Уэллса) и трагедия предательства Фальстафа Хэлом; с другой — безудержное комикование оголтелого вояки Пистоля. Все эти моменты оживают самым незабываемым образом в постановке Дорана, которую в рамках Летнего театрального кинофестиваля можно будет увидеть в кинотеатрах сети «Формула кино»: 2 августа — в «Витязе», «Сити» и «Чертаново», а 3 августа — в «Горизонте» и «Европе».

 

Бубновый туз Целкова

Олег Целков — один из ярких представителей круга неофициальных советских художников, прошедший незаурядный и сложный путь от подпольных выставок до всемирной известности. Главные герои его полотен — «морды», «маски», «личины» — появились еще в 1960-е годы и стали отличительной и самой узнаваемой чертой его живописи.

В залах культурного фонда «Екатерина» в рамках персональной выставки художника «Бубновый туз» показывают более 45 произведений, охватывающих период с 1968 по 2011 год, — из собрания автора, государственных музеев и частных коллекций. Это первая московская экспозиция, представляющая творчество Целкова в такой полноте — от ранних работ до совсем недавних произведений. Название выставки было предложено самим художником. «Бубновыми тузами», как известно, называли каторжников. Для Целкова — это не столько фигура артиста, стоящего на котурнах, сколько образ лихого хулигана, характерного персонажа «низовой» культуры, одинокого каторжника, апатрида.

Кузнецкий мост, 21/5, п-д 8, вход с Большой Лубянки. До 10 августа.

 

Электропоп на крыше

Англоязычный электропоп-проект Tesla Boy — это в некотором роде отечественный вклад в возрождение восьмидесятых, начавшееся в нулевые. Хипстерская по виду и «фирменная», то есть, как говорится, на уровне мировых стандартов, по звучанию, группа, возглавляемая Антоном Севидовым активно разъезжает с гастролями, причем — редкий случай — не только в России, побывав даже на страницах авторитетного британского музыкального журнала Q.

2 августа группу занесет на крышу центра ArtPlay, где она в рамках полнометражного концерта представит новый сингл Strong с последнего альбома The Universe Made of Darkness — с где-то неожиданными роковыми закосами в духе поздних The Police вместо привычных драм-машин и арпеджиаторов. Впрочем, последние вернуться в компании кабриолетных джазовых клавишных в ремиксе на песню от продюсера и гитариста группы Стаса Астахова.

Ул. Нижняя Сыромятническая, 10. Начало в 20.00.

 

Анализ красоты

До сих пор неясно до конца, зачем Уильяму Хогарту, великому британскому живописцу и граверу XVIII века, понадобилось писать трактат «Анализ красоты»: сам он с юности ко всякого рода теориям в искусстве относился с немалым недоверием. Впрочем, если вдуматься, этот трактат — не столько научный труд, сколько универсальное пособие по тому, что и как считать в искусстве красивым, а что — безобразным. А к декларациям, как правило обвинительным, ироничный Хогарт тоже был склонен с юности.

В основе его эстетической системы лежит распространенная для тех времен мысль о том, что единственно верный путь для профессионального художника — «обращение к природе», но самобытно понятая: по Хогарту, художник должен «доверять чувствам» и создавать произведения, в которых отражаются события повседневной жизни. «Красота заключается в многообразии», — вот девиз, которым мастер руководствовался долгие годы.

Это многообразие, явленное в его собственном творчестве, можно увидеть в 68 гравюрах, представленных в экспозиции «Уильям Хогарт: анализ красоты» в ГМИИ им. Пушкина. Его восхищала суета лондонских улиц, лица горожан, забавные сценки в пабах, на рынках и в церквях Лондона. Вероятно, вследствие этого его произведения подобны короткометражным фильмам, запечатлевшим рождение мегаполиса, в котором уживаются столь непохожие друг на друга характеры — проститутки, моты, игроки, представители богемы, городские повесы, обитатели утреннего города.

Ул. Волхонка, 12. До 7 сентября.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera