СюжетыСпорт

Срок для дона

Кем стал для сборной России Фабио Капелло и как с ним жить дальше

Этот материал вышел в номере № 86 от 6 августа 2014
Читать
И сборная России предстала командой, о которой сказать было нечего, а ее многомудрый тренер, увы, оказался самым робким и не креативным почти из всех его коллег. Он не сделал ни одного решительного хода, который бы позволил хоть как-то изменить ситуацию. В каждом матче группового турнира он до последнего не хотел рисковать, а команда играла так, словно боялась самой себя больше, чем соперника

Фабио Капелло, 68-летний мэтр, самый высокооплачиваемый тренер из всех участвовавших в прошедшем мундиале, не ушел из сборной России и пока собирается доработать свой контракт до конца, то есть до 2018 года включительно. На недавней пресс-конференции он сказал, что будет работать, пока ему доверяют. В данном случае — Министерство спорта и Российский футбольный союз. Про более широкую референтную группу никто не спросил, а жаль. Впрочем, дон Фабио вряд ли бы чего добавил к ответу. Он просто вывел за скобки остальную футбольную и околофутбольную Россию, которая с ним после бразильского проката, собственно говоря, попрощалась.

То есть Капелло будет честно и серьезно (иначе не может) трудиться, будучи в массовом сознании давно отставленным. Не знаю, что лучше, а что хуже — оставаться на посту, каждое утро просыпаясь с чувством, что тебя терпят исключительно в силу особых обстоятельств, или уйти с гордо поднятой головой.

Фабио Капелло при всей его богатой событиями и победами тренерской жизни никогда в подобной ситуации не оказывался. Его увольняли ни за что (точнее — за незрелищный футбол), как было с чемпионским «Реалом», он сам уходил, казалось бы, из-за пустяка, как получилось со сборной Англии, но он еще не знает, что такое быть мертвым волком. Депутатский вызов на ковер, конечно, — бред и пошлость, при чем здесь депутаты, которые свои пять копеек готовы вставить во что угодно? И референтная группа работодателей числом в несколько человек тоже ни при чем. И даже 9-миллионный контракт тоже не имеет решающего значения, хотя в свете недавних событий цифра выглядит слишком уж вызывающе даже для нашей не знающей удержу страны.

Нет веры, что он может вернуть доверие. Капелло не во всем виноват, но ответственности главного тренера за результат никто не отменял. Если нет результата, то хотя бы должно быть что-то, о чем можно вспомнить. Но вспоминать об игре сборной России в Бразилии по большому счету нечего.

Мне немного жаль Фабио Капелло. Нас, впрочем, тоже можно пожалеть.

…Предшественники Капелло — Гус Хиддинк и Дик Адвокат — посещением матчей чемпионата России не слишком озабочивались. Тут к итальянцу не может быть никаких претензий — он не декларировал необходимость погружения в реалии российского футбола, он просто это делал. Двух лет вполне хватило, чтобы сделать выводы, публичному оглашению в основном не подлежащие.

Коллегам было не в пример легче. Хиддинку повезло с поколением, а еще с хорватским трамплином, без которого мы бы не разделили нежданную бронзовую радость на Евро-2008. Адвокату повезло с до поры прочной зенитовской основой, которую он и эксплуатировал до последнего. Капелло не повезло ни с чем — должность он принял в ситуации жесточайшего безрыбья, и надеяться ему можно было только на себя.

Его и звали как системного волшебника, способного создать нечто из ничего. Да, в России кадровый футбольный голод, но зато у нас теперь есть один из лучших в мире тренеров — это было для начала не без гордости заявлено работодателями, а позже стало мантрой для всего футбольного сообщества, начиная с министра спорта Виталия Мутко и заканчивая рядовым болельщиком.

Да все рады были поверить в правильность выбора, когда пришли первые успехи. Капелло приступал к работе основательно, создавалось ощущение, что он точно знает, чего хочет добиться. На старом багаже не ехал, круг кандидатов смело расширил, игру выстраивал неброскую, но реально надежную. И видно было, что футболисты понимают, чего хочет коуч: обновленная сборная словно расправила плечи. Звездных имен стало меньше, уверенности больше, игра обретала совсем не эпизодическую осмысленность и основательность.

На длинной дистанции отборочного турнира дон Фабио не жаловался на то, что российский футбол медленный, а выбирать ему не из кого. Пожалуй, только ближе к финишу стали появляться нотки недовольства, но первое место в группе и, соответственно, прямой выход в финальную часть чемпионата мира спустя 12 лет были добыты вполне уверенно и без посторонней помощи. Итальянец прошел первый виток не блестяще, но очень грамотно — чего от него, собственно, и ждали.

То, что праздник промежуточный, а несомненный успех переоценивать не стоит, у нас поняли не сразу. Но сам Фабио, кажется, внутренне согласился с тем, что выход в финальную часть — потолок его сборной. Отчасти это было правдой — для того чтобы выйти на новый уровень, требовались новые силы и новые идеи. Это как с командой, королями выходящей из низшего дивизиона в высший: игра есть, состав пригнан, но первым парням на деревне предстоит лишь борьба за выживание.

Резерва, однако, не проглядывалось — по крайней мере в представлении Капелло. Он остановился перед барьером, который объективно казался непреодолимым. У Хиддинка перед Евро-2008 был выбор из десятка нападающих, у Капелло — из трех, да и те не Аршавины и Павлюченко тогдашнего образца. У Хиддинка роль плеймейкера мог сыграть любой полузащитник, у Капелло на все про все оказался один Широков. Центр обороны не помолодел, основной вратарь потерял уверенность. И так далее. У этой сборной достаточно четко обозначился предел, за который осторожный Фабио, возможно, попытался заглянуть, но ничего там, впереди, — не увидел. А впереди была Бразилия. И приходилось что-то обещать — хотя бы выход из слабейшей по составу группы. Он и пообещал, хотя впоследствии от своих слов отказался, не без раздражения пояснив, что его неправильно поняли — он говорил нечто вроде «надеемся на выход».

Фабио Капелло выбрал путь, который не предполагал взлета, но которого хватило бы для того, чтобы не упасть слишком больно. Он с помощью целой бригады соотечественников постарался заложить мощную физическую базу, и сделал это. Но он не решил и не проработал со своими футболистами, чем будет удивлять соперников — исходя из того что его команду выручит поставленная игра, жесткая дисциплина, предельная концентрация в защите и удача в атаке. При отсутствии травмированного Романа Широкова атакующая вариативность действительно минимизировалась, а ничего другого он не придумал. Да и времени оставалось слишком мало.

И сборная России предстала командой, о которой сказать было нечего, а ее многомудрый тренер, увы, оказался самым робким и не креативным почти из всех его коллег. Он не сделал ни одного решительного хода, который бы позволил хоть как-то изменить ситуацию. В каждом матче группового турнира он до последнего не хотел рисковать, а команда играла так, словно боялась самой себя больше, чем соперника. Рискнув, он, может быть, проиграл бы с треском, но треск хотя бы был слышен.

Наверное, он такой и есть — реалист до мозга костей. Но чемпионат мира явил нам команды, которые воспаряли над реальностью, имея для этого куда меньший ресурс. Полагаю, что любой серьезный отечественный тренер выступил бы в Бразилии по крайней мере не хуже.

Другое дело, что далеко не любой отечественный или зарубежный тренер сумел бы попасть в финальную часть чемпионата мира с такой средней командой.

И здесь мы приближаемся к сути невеселых раздумий над тем, кем стал для сборной России Фабио Капелло и как с ним жить дальше. Это гораздо серьезнее, чем камень преткновения в виде трех десятков миллионов евро, якобы необходимых в качестве выплаты отступных в случае разрыва контракта.

…Продление контракта до чемпионата мира, и сразу на четыре года, тогда казалось полным абсурдом, а сейчас представляется абсурдным вдвойне. РФС и Министерство спорта пошли на поводу и сами загнали себя в ловушку, а Фабио удобно думать, что в нем заинтересованы искренне и надолго — независимо от результата.

Между тем бразильский мундиаль лишь подтвердил, что выдающийся клубный тренер Фабио Капелло на уровне сборных — квалифицированный специалист в пределах первого дивизиона, способный обеспечить необходимый результат на ограниченном участке. Так было со сборной Англии, где у Капелло был неизмеримо больший выбор, так получилось и со сборной России, собираемой с бору по сосенке.

Конечно, если считать, что не избалованной успехами и страдающей всевозможными комплексами футбольной России достаточно покорять малые высоты, то Фабио Капелло нужно непременно оставлять и не донимать далеко не молодого человека мечтами о несбыточном. Попала сборная в финальную часть — слава тренеру и памятник при жизни, остальное — бонус для болельщиков, ни к чему не обязывающий. Не случайно Капелло на той же пресс-конференции упомянул про Евро-2016, на который еще надо попасть. А домашний чемпионат мира — совсем другая история, которую, скорее всего, писать не дону Фабио. Хотя за успешное выступление на домашнем мундиале Виталий Мутко уже пообещал похоронить Капелло «рядом с Достоевским».

Все полагающиеся критическому порыву дежурные пожелания высказаны, и это мы не единожды проходили с предшественниками: строительство федерального центра для сборных, развитие регионов, внимание молодежи, укрепление штаба российскими специалистами (естественно, в роли переводчиков), курирование всей вертикали сборных. Насчет обязательности выполнения того или иного пункта Фабио Капелло может не беспокоиться. Да он и сам знает разницу между пожеланиями и вписанным в контракт пунктом.

Осталось дожить до 16-го года. Или до 15-го — как пойдет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow