СюжетыОбщество

«Лучше быть живым в России, чем мертвым героем дома»

Корреспондент «Новой» пообщалась с украинскими военными, отступившими на российскую территорию

Этот материал вышел в номере № 86 от 6 августа 2014
Читать
Корреспондент «Новой» пообщалась с украинскими военными, отступившими на российскую территорию

В прошлое воскресенье все федеральные каналы сообщили, что двенадцать солдат и офицеров 72-й моторизованной бригады Вооруженных сил Украины попросили убежища у российских пограничников на КПП «Гуково» в Ростовской области. Как заявил глава пресс-службы управления Погранслужбы ФСБ по Ростовской области Василий Малаев, военные попросили пропустить их в Россию, поскольку «не желают продолжать бессмысленную войну, которую ведет их правительство».

В момент, когда новость об этом появилась в эфире телеканалов, корреспонденты «Новой газеты» и сайта Слон.ру находились на КПП «Гуково», где в тот момент не было заметно никого, кроме нескольких пограничников и двух наблюдателей ОБСЕ. Спустя несколько часов мы вернулись на КПП, где дежурный пограничник сначала сообщил, что находится на посту с девяти утра и никого постороннего не видел, но потом вспомнил, что какие-то украинские военные и журналисты были на КПП вчера.

Мы позвонили Василию Малаеву прямо с КПП. Он подтвердил, что телевизионные сюжеты появились уже после того, как военные были переправлены в Россию, но на вопрос журналиста Слон.ру о том, где они сейчас и как можно встретиться с военными (которые, напомним, не хотят «продолжать бессмысленную войну»), ответить не смог и предположил, что они уже могли вернуться назад в Украину.

На этом не закончилось. На следующий день еще 438 украинских военных (из них 160 — пограничники, остальные из 72-й отдельной моторизированной бригады ВС Украины) перешли границу в пункте пропуска «Гуково». По сообщению Малаева, один из них был тяжело ранен и отправлен на операцию в Центральную городскую больницу Гукова. В первых сообщениях о военных также говорилось, что они не хотят участвовать в войне, но затем Василий Малаев уточнил, что военнослужащие попросили открыть гуманитарный коридор в Россию после того, как у них закончились боеприпасы.

Мы прибыли на КПП «Гуково» через пару часов после перехода военных. К этому времени их собрали в армейском лагере недалеко от КПП. Вокруг выставили сплошной кордон из российских солдат, по официальной версии — для того, чтобы украинцев не линчевали беженцы из расположенного рядом лагеря. На деле переполненный (500 человек) лагерь не обратил на солдат никакого внимания.

Большинство военных оказались рядовыми, мобилизованными из Киевского военного округа. Как удалось договориться с Россией о гуманитарном коридоре и когда можно будет вернуться в Украину, они не знали, этим занималось армейское начальство. Отступать в Россию, по их словам, пришлось после того, как они оказались заблокированы ополченцами. После трех недель боя у бригады не осталось не только патронов, но и еды.

Никаких угроз со стороны России военные не ожидали, хотя говорили очень осторожно:

— Это наш конфликт. Мы боремся с террористами на своей территории. А кто эту борьбу начал — уже другой вопрос, — объяснил один из них. По его словам, возвращаться в район Червонопартизанска (с украинской стороны от КПП «Гуково») они не собирались, украинских военных там тоже не оставалось: «Там и КПП больше нет».

— Там нам был бы … (конец). А лучше быть живым в России, чем мертвым героем дома, — констатировал рядовой Александр.

Оставаться в России никто из военных не собирался, хотя они несколько раз настойчиво спросили, правда ли, что здесь их все ненавидят.

P.S. Во вторник стало известно, что колонна из 195 военнослужащих уже вернулась в Украину и по дороге была обстреляна ополченцами.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow