СюжетыКультура

Презентация классика в рюмочной

Не стало писателя Владимира Орлова

Этот материал вышел в номере № 86 от 6 августа 2014
Читать
Не стало писателя Владимира Орлова. Романы, пьесы, сценарии, публицистика… Его произведения по-прежнему востребованны. Мы публикуем текст Юрия Роста, написанный для книги «Групповой портрет на фоне мира».
Изображение

Не стало писателя Владимира Орлова. Его знаменитый роман «Альтист Данилов» открывает цикл «Останкинские истории», созданный в почтенном жанре фантастического реализма («Альтист Данилов», «Аптекарь», «Шеврикука, или Любовь к привидению»).

Романы, пьесы, сценарии, публицистика… Его произведения по-прежнему востребованны. Почти 35 лет прошло с момента сочинения «Альтиста Данилова». Менялись эпохи, литературная мода, а музыкант, рожденный от жительницы Данилова Ярославской области и некоего демона, по-прежнему где-то рядом. Силится сохранить свою человеческую сущность, раздражая поведением своим разверзшуюся бездну.

Мы публикуем текст Юрия Роста, написанный для книги «Групповой портрет на фоне мира».

«Рюмочную» надо бы написать в кавычках, потому что так называется это душевное заведение, где Владимир Викторович Орлов производил представление (по-нашему — презентацию) своего нового романа «Камергерский переулок». И откуда, выпив стопку и сказав слова приязни (сто страниц мной прочитаны), я принялся писать этот текст.

Орлова люблю давно, что давало мне основание первое время не особенно читать его книги. И без того знал, что он хороший писатель. В капустниках старой «Комсомолки», где Володя, работая очеркистом, начинал свой литературный путь, мы с другим классиком, Ярославом Головановым, распевали частушки: «Был осенен Некрасов мечтой неброской: / Белинского с базара нести в авоське. / Восприняли мы глубже поэта слово: / На сданные бутылки несем Орлова».

Мы пели, а Вова тем временем писал. «Соленый арбуз», «После дождичка в четверг», «Происшествие в Никольском»… Печатался в «Юности» (в то время это — ого!), книги издавал и законно стал членом Союза писателей. На зависть всем коллегам, которые полагали, что журналист — это вроде полковника, а уж писатель — тот в штанах с лампасами!

Орлов между тем не загордился и продолжал попивать пиво в разнообразных пивных — сначала в Останкино, а потом и в центре города, куда переехал на улицу Огарева, где в квартире, угрожающей жизням обвалом потолка (по сей день!), вместе с чудесной женой Лилей, тоже заразившейся писательством, собирал друзей, которые до десяти вечера витийствовали с Орловым, а после уж как-то сами.

Он ушел из редакции, перебивался за счет трудившейся жены и работал. А потом ошарашил читающую публику «Альтистом Даниловым». Сильно умные критики пытались найти и объяснить, на что это похоже. А ни на что. На Орлова. Он продолжил свою русскую литературу, создав мир в рамках Москвы — которую знает и чувствует, как никто другой, — и за ее пределами.

Успеху «Альтиста», безусловно, способствовало то, что в прообразы одного жизнерадостного плута Юрия Михайловича Ростовцева он довольно бесцеремонно взял вашего покорного слугу, посадил его на лошадь и с попугаем на плече (тут вранье: в реальности не было попугая!) заставил ездить по Тверской. «С лицом кормленого ребенка». (Каково!)

В «Камергерском переулке» меня нет, но, видимо, чтобы усилить успех книги, на обложку поместили фрагмент полотна нашей любимой подруги Натальи Нестеровой, где писатель Орлов, доктор Мысловатый и я (изображенные справа налево) идем по московскому переулку. Живые…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow