СюжетыЭкономика

Кончина «Добролета»: списать все на санкции

Несостоявшийся лоукостер похоронили при первой возможности, сославшись на проклятый Запад

Этот материал вышел в номере № 87 от 8 августа 2014
Читать

Единственный российский лоукостер «Добролет», летавший в Крым по низким ценам, прекратил полеты из-за санкций. Западные компании отказались обслуживать его «Боинги». Российские власти подумывают над ответом: например, о том, чтобы запретить западным компаниям пользоваться российским воздушным пространством.

Вот такую новость нам рассказали на этой неделе.

Как говорил Станиславский — не верю.

Судите сами. В июне этого года, когда «Добролет» начал полеты, флот его состоял из двух «Боингов», которые, собственно, и летали в Крым — четыре рейса в день: два туда, два обратно, — и одного Sukhoj Superjet, который никуда не летал. Если бы это был Ryanair — 1500 рейсов в день — и все эти рейсы отказались бы обслуживать, то да, конечно, это была бы катастрофа. Но простите, если в компании два «Боинга», и эта компания де-факто государственная («Добролет» — «дочка» «Аэрофлота»), что могло помешать нашему всемогущему государству выделить «Добролету» хотя бы еще один Sukhoj Superjet? Мы вложили в разработку «Сухого» 7 млрд долларов, мы навязывали другим государствам, например, Армении, за кредиты ВЭБа — что мешало правительству срочно обсудить проблему и вместо Армении выделить кредит тому же «Добролету»?

«Добролет» до 1 августа летал только по одному маршруту — в Симферополь, с 1 августа он собирался летать в Волгоград, с 29 августа в Пермь — что могли сделать западные санкции, западные компании и западные диспетчеры с компанией, которая летает внутри России?

Не проще ли предположить: «Добролет» был создан «Аэрофлотом» по личному указанию президента. Под это дело «Аэрофлот» пролоббировал массу нужных ему законов: о невозвратных билетах, о найме иностранных пилотов. После этого «Добролет», сыграв свою роль, стал сплошным убытком и конкурентом, и при первой же возможности «Аэрофлот» постарался от него избавиться.

Но, впрочем, обо всем по порядку.

Традиционные компании предоставляют вам бесплатно гигантское количество бенефитов. Вас бесплатно регистрируют в аэропорту, вы бесплатно везете с собой багаж до 20 кг, вас бесплатно кормят в полете, вы бесплатно звоните в колл-центр, если вы пропустили полет, вам вернут часть стоимости билета — все бесплатно, совершенно бесплатно, это ваши неотъемлемые гражданские права как пассажира, почти социальные бенефиты.

Ну а если вам всего этого не надо? Если вы летите в командировку и не собираетесь переть с собой полгардероба? Если вы брезгуете резиновой курицей? Не имеете обыкновения опаздывать на рейсы? Если вы не собираетесь стоять час в очереди на бесплатную регистрацию и сами за две минуты зарегистрировались по интернету? Ответ очень простой: вы все равно за это заплатите. За свои 20 кг, за свою регистрацию и за свою курицу вы заплатите, съедите вы ее или нет.

И вот когда в Европе дерегулировали авиационную отрасль, то оказалось, что можно снизить стоимость билета с 500 евро до, скажем, 20, если за резиновые курицы и за чужие опоздания не платить.

Разумеется, если вы хотите долететь от Барселоны до Рима за эту цену (или от Лондона до Нью-Йорка за 10 евро, как обещает вскорости Ryanair), то вам придется лететь на узком кресле без откидывающейся спинки, без багажа, регистрироваться на рейс самому, вылетать в неудобное время, питаться бутербродами и пр. — но все это, не умаляя ничуть безопасности полета. А если непременно хотите регистрироваться в аэропорту, то, пожалуйста, — за 40 евро с носа.

Лоукостеры начали расти по всему миру, как грибы. Помимо знаменитых Ryanair и EasyJet их уже за сотню. В США действуют 9 лоукостеров, столько же — в Японии и Таиланде, шесть лоукостеров — в Индии, два в Гонконге, два в Китае, семь в Турции, пять в Южной Корее, три в Сингапуре, почти каждая европейская страна имеет один-два лоукостера (Франция — три), и моя знакомая из Таллина летает по всей Европе за 15–20 евро.

Лоукостеры есть везде, кроме России. Гигантские трансакционные издержки, заложенные в российской экономике, коррупция, неповоротливость аэропортов, лоббистская мощь традиционных компаний привели к тому, что в России лоукостеров нет. Sky Express и «Авианова» обанкротились, Red Wings забрали. Ситуация — абсурдная. В Европе, где зарплаты куда больше российских, из Барселоны в Рим можно долететь за 20 евро, а в России долететь из Москвы до Екатеринбурга — в двенадцать раз дороже.

Положение было настолько неприличное, что им озаботился лично Владимир Путин. По его указу «Аэрофлот» стал создавать лоукостер, и 10 июня премьер Дмитрий Медведев проводил «Добролет» в его первый рейс. Это был рейс в Симферополь.

Два самолета «Добролета» летали в Симферополь дважды в день, туда и обратно, и это были единственные их рейсы. Это абсурд: одна из главных причин, по которой лоукостер может позволить себе дешевые билеты, — высокая оборачиваемость самолета. Ryanair или EasyJet проводят в идеале на земле 40 минут. Нетрудно заметить, что аж два «Боинга» «Добролета» находились на земле по 20 часов в сутки, а единственный Sukhoj — все 24.

Вот что было в «Добролете» от лоукостера — так это сервис. И сервис этот включал в себя, к сожалению, не только платную еду и платный колл-центр. Авиационные форумы переполнены жалобами на его зависающий сайт, на то, что все приходится заполнять на латинице (это на внутренних-то рейсах — уж не знаю, как там заполняли серию российского паспорта) и что малейшая ошибка приводит к тому, что надо звонить в колл-центр, а звонок платный, а девочка говорит: «подождите минутку», и 20 минут звонка обходится тебе в 1000 руб., а выдача нового билета — еще в 2000. Между прочим, единственное, что бесплатно у Ryanаir, — это как раз возможность в течение 24 часов исправить ошибки в билете. Что справедливо — Ryanаir чарджит за то, что реально связано с затраченным временем сотрудника, и звонок в колл-центр с ним связан, а исправление электронной ошибки — нет. Первое — бизнес, второе — кидалово, особенно если сайт ошибается сам.

Российские СМИ сообщают, что «Добролет» попал под санкции потому, что он летал из Москвы в Симферополь. Это не совсем точно. Достаточно открыть любой сервис, чтобы обнаружить, что из Москвы в Симферополь летают практически все российские авиакомпании, включая сам «Аэрофлот», «Трансаэро», S7 Airlines, ВИМ-авиа, «Уральские авиалинии», «Центр-Юг», «Ямал», «Якутия» и т.д. « Добролет» попал под санкции потому, что это была единственная компания, летавшая только в Симферополь и никуда больше.

Случай с «Добролетом» был вообще абсурден: Путин поручил его устройство «Аэрофлоту», а зачем «Аэрофлоту» прямой соперник? Создавать лоукостера как «дочку» обычной, а тем более государственной компании — до такого могла додуматься только российская бюрократия.

Я не хочу впадать в теорию заговора и утверждать, что «Добролет» нарочно подставили под санкции, чтобы избавиться от него и закопать. Просто: президент велел создать лоукостер, потому что не иметь его неприлично. Создали. Отчитались. Пробили под это нужные «Аэрофлоту» законы. При первой возможности похоронили, сославшись на проклятый Запад. Это теперь, видимо, будет стандартная формулировка после невыполнения невыполнимого приказания начальства.

«Боинги», кстати, оставили себе, потому что они все равно оформлены в лизинг на «Аэрофлот».

P.S. В среду гендиректор «Добролета» Андрей Калмыков заявил о том, что компания продолжит работу: лоукостер уже подписал соглашение с компанией «Боинг» о прямой поставке 16 новых самолетов в 2017-2018 годах. Калмыков также сообщил, что перевозчик активно ищет китайские и сингапурские лизинговые компании, готовые сотрудничать с «Добролетом», однако ничего конкретного о сроках возвращения перевозчика на рынок сказать не смог.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow