СюжетыЭкономика

До последнего хамона

В экономической войне с Западом наше правительство рассматривает население как неисчерпаемый ресурс

Этот материал вышел в номере № 87 от 8 августа 2014
Читать
В экономической войне с Западом наше правительство рассматривает население как неисчерпаемый ресурс
Изображение

В шестидесятых годах прошлого века, когда угроза ядерной войны была более чем реальной, председатель Мао говорил, что к апокалипсису готова только КНР, поскольку для нее гибель половины населения не является неприемлемой — китайские женщины родят еще. В схожей логике действуют и наши правители, лихо ввязавшиеся в войну экономических санкций с западным миром. Мол, это вы, американцы и европейцы, должны взвешивать на аптекарских весах убытки, которые понесет бизнес, и думать о каждом голосе недовольного избирателя. Мы же будем считать не свои, а ваши потери. В России и бизнес, и население все вынесут, а кто не захочет нести — пойдет по этапу.

Практически полный запрет на импорт продовольствия и сельхозпродукции из стран, которые поддержали санкции в отношении России, введенный вчера, — лучшая иллюстрация такого принципа. Запрет бьет рядового российского потребителя сразу по трем больным местам: по желудку, по кошельку и по мозгам. По желудку — потому что сократится ассортимент на прилавках. По кошельку — потому что при сокращении предложения и конкуренции цены растут, как бы им ни запрещал это делать указ президента. Ну и по мозгам — потому что гражданам объясняют: а вы ничего и не заметите, потому что все проблемы решат отечественные производители и дружественные страны. Импортозамещение тем временем, хотя и неплохо само по себе в стратегическом отношении, не происходит не то что по щучьему велению, а даже указом президента. Не факт, что хватит и года, в течение которого будут действовать наши ответные санкции.

Еще меньше почтения к собственным гражданам правительство демонстрирует, выстраивая стратегию войны на авиационном фронте. Вот ввели санкции в отношении «Добролета», счет клиентов которого идет на тысячи, — и уже зазвучали неавторизованные, но конкретные предложения закрыть российское небо для транзита европейских авиакомпаний. Европа, в свою очередь, пообещала в таком случае законопатить воздушное окно для всех наших перевозчиков. Железный занавес в небе — это адекватный размен за потешную авиакомпанию с тремя самолетами? (Подробнее — в материале Юлии Латыниной)

Это примеры очевидные, а есть и неявные. Например, Запад еще до введения формальных санкций практически закрыл для российских корпоративных заемщиков рынки капитала. И как реагирует правительство? Спасает наш денежный рынок? Заливает его ликвидностью? Кредитует оказавшиеся в сложном положении компании? Нет, оно принимает решение оставить денежный рынок еще и без пенсионных накоплений граждан (то, что без них останутся сами граждане, — разговор отдельный, на странице 4). Вы хотели ипотеку под 7% годовых и читали об этом в майском указе президента? Война все спишет…

В общем, по мнению властей, россияне готовы (или вынуждены будут) терпеть до конца. В Европе и США тем временем понимают, что введенные ими санкции в их нынешнем формате для России серьезны и даже разрушительны, — но не осознают, что они не становятся таким образом действенными. В том числе потому, что неясно, при каких условиях они могут быть отменены, то есть чего конкретно требуют от России. Изменение политики в отношении Украины и отказ от поддержки сепаратистов — слишком расплывчатые и непредметные формулировки. Особенно если учесть, что формальных доказательств прямого участия России в украинском конфликте предъявлено так и не было. Значит, неясно, что подразумевает под собой отказ от участия.

В таком формате санкции не подвигают Россию ни к чему, кроме как к все более твердой приверженности прежнему курсу. И, безусловно, способствуют социально-политической мобилизации как элит, так и общества. Еще в середине июля премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что ответом на санкции будет рост оборонных расходов бюджета (он и без того запланирован: в 2017 году на оборону и безопасность должен быть потрачен каждый пятый бюджетный рубль). Когда в стране с каждым днем становится все меньше хлеба и все больше пушек, это явно не способствует ее движению по пути к миру.

Алексей ПОЛУХИН редактор отдела экономики

Как следует изучат список

Брюссель и страны ЕС отреагируют на российский запрет продовольственного экспорта

Европейский союз выразил сожаление в связи с объявленным Россией запретом на импорт пищевой и сельскохозяйственной продукции, назвав его явно политически мотивированным.

«Мы подчеркиваем, что ограничительные меры Европейского союза (в отношении России) напрямую связаны с незаконным присоединением Крыма и дестабилизацией Украины», — подчеркнул в четверг на брифинге в Еврокомиссии ее представитель.

К полудню, когда проходит брифинг, исполнительная коллегия ЕС еще не успела изучить только что появившийся список запрещенных товаров. Представитель Еврокомиссии сказал лишь, что для определения реакции на принятые Россией меры Брюссель и правительства стран ЕС должны как следует изучить номенклатуру товаров, а также влияние запрета на конкретные страны. «Мы оставляем за собой право принять соответствующие меры в случае необходимости», — заявил он.

Речь идет не только о возможных ответных мерах, но также и внутренних мерах ЕС по поддержке тех стран, которые больше всего пострадают от прекращения экспорта своих товаров в Россию. Быстро их принять невозможно, потому что перераспределение финансовых потоков в рамках Общей сельскохозяйственной политики требует обсуждения всеми 28 странами союза, в чем опять же проявляется пресловутая неповоротливость исполнительных механизмов ЕС. Правда, если такие решения будут приняты, то они могут быть надолго.

Объем этого экспортного сегмента неодинаков по странам ЕС. В 2013 году доля России в экспорте сельскохозяйственных и пищевых продуктов из всех стран ЕС составила около 10%, или 11,865 млрд евро. А в сельхозэкспорте Бельгии, например, она не превышала 3,6%. В ряде стран Западной Европы она ничтожно мала, но в восточной части ЕС значительна.

Александр МИНЕЕВ, Брюссель

Без объявления войны

Продовольственные санкции негласно действуют уже в течение многих месяцев

Политические разногласия между Россией и Западом достигли небывалых масштабов впервые со времен распада СССР. Новый виток конфликта — торговые войны, которые в последние месяцы идут по нарастающей. Наказывать идеологических противников с помощью торговых санкций в свое время придумал Геннадий Онищенко, который запрещал то грузинские вина, то «Боржоми», то украинские конфеты. Бывший главный санитарный врач страны покинул свой пост. Теперь он не нужен даже как символ: с неугодными продуктами расправляются прямыми политическими указаниями.

Готовая мясная продукция из Литвы и Польши

Еще 7 апреля Россия отказалась от мясных изделий из Литвы и Польши — последовала примеру Белоруссии. Это связано со вспышкой африканской чумы свиней, которую зарегистрировали на территории этих двух стран. Россельхознадзор подозревает, что литовские и польские производители не всегда указывают свинину в составе мясных изделий — поэтому на всякий случай запрет распространяется на всю готовую продукцию из мяса.

Украинские продукты

Больше всего претензий — к продуктам из Украины. Роспотребнадзор запрещал их в несколько этапов.

С 28 июля введен запрет на украинское мясо и молочную продукцию. Причина — неоднократные нарушения ветеринарно-санитарных требований.

По той же причине с 29 июля Россельхознадзор запретил ввоз соков и консервов.

С 1 августа действует запрет на ввоз подсолнечника, шпрот, сои и кукурузной крупы из-за нарушений карантинных требований.

Польские фрукты и овощи

С 1 августа Россельхознадзор запретил ввоз практически всех видов овощей и фруктов из Польши — в том числе знаменитые польские яблоки, груши, капусту и вишню.

Основные претензии — нарушение сертификации.

Ведомство готовило ограничения на польские фрукты и овощи еще в апреле — тогда говорили, что они угрожают санитарной безопасности.

Латвийское молоко

С 4 августа запрещены поставки в Россию молочных продуктов латвийского предприятия Valmieras piens. Россельхознадзор обнаружил в них вредные микроорганизмы.

Австралийская баранина

Австралия с 4 августа прекращает экспортировать в Россию свою баранину — это решение принял австралийский Союз производителей баранины.

Так производители мяса хотят наказать Россию и лично Путина, которого в Австралии многие винят в крушении «Боинга-777» Малайзийских авиалиний.

Подготовили Мария ЕПИФАНОВА, Вера ЮРЧЕНКО

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow