Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 87 от 8 августа 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

 

Культурные события следующей недели

Феличита

Новая коллекция итальянских комедий, которую покажут в рамках очередного фестиваля Felicità Italiana, напоминает: смех — дело серьезное, а как жанр — вечно живое и всегда актуальное. Фестиваль откроется 13 августа в 21.30 на основной площадке — в летнем кинотеатра парка «Музеон» (Крымский вал, 2) — картиной братьев Манетти «Песни, мафия, Неаполь». Эта чудесная криминальная комедия использует проверенную веками схему о трусе, вынужденном вести себя как храбрец, своем среди чужих, Иване-дураке, способном обвести любого плута, — но получается как в первый раз: живо, легко, задорно. И очень музыкально: Неаполь ведь не только город преступных миллионеров и копов-недотеп, Неаполь — город любви и красивых мелодий, устоять перед которыми невозможно, по какую сторону закона ни находись. Эстафету на следующий день подхватит лента Сидни Сибилья «Захочу и соскочу» — эффектный синтез социальной и фантастической комедии, ставший хитом «Диких ночей», программы 36-го Московского кинофестиваля, которая была посвящена фильмам, нарушающим табу. Романтическая комедия «Любовь левых взглядов» режиссера Марко Понти задается вопросами в духе: что сильнее, страсть или политические взгляды? вдруг противоположности и в самом деле сходятся? что если от ненависти до любви и правда всего шаг? И не находится ли сердце слева даже у владельцев яхт и заводов? «Арбитр» Паоло Дзукки от большинства спортивных комедий из любого уголка земного шара отличается стилевым блеском и визуальной оригинальностью: остроумно придуманная, населенная десятками колоритных типов, она снята в изощренной черно-белой гамме и широком формате, больше напоминающем об эпических вестернах. Футбол здесь – не просто игра, но религия. В заглавной роли — один из ведущих итальянских актеров наших дней Стефано Аккорси, у нас известный в первую очередь по мелодраме «Последний поцелуй». Последним фильмом «Итальянской феличиты» станет «Не в стульях счастье» Карло Маццакурати — вольный неавторизованный ремейк наших «12 стульев». Сходство очевиднее, если вспомнить третьего охотника за сокровищами — священника, определенно срисованного с отца Федора. Но фильм вполне своеобразен и пропитан национальным колоритом. На родине его сравнивали с Тарантино и Гольдони – горячая смесь! Кроме как в «Музеоне», фильмы фестиваля итальянских комендий будут демонстрироваться — на итальянском языке с русскими субтитрами — в кинотеатрах «Формулы кино» «Горизонт» (Комсомольский пр-т, 21/10) и «Европа» (пл. Киевского вокзала, 2).

До 26 августа.

 

Музыка воображаемого друга

Именно так называет собственные сеты американский джиджей, скрывающий свое лицо за ярко раскрашенной африканской маской, а имя — за названием Slow Magic. Полная анонимность — даже сессионные помощники-музыканты выходят на сцену в масках неведомого племени, интригующая семиотика — первый альбом вышел два года назад под знаком ▲, определенная репутация на портале Soundcloud — все для того, чтобы не препятствовать проникновению в слушателей музыки. Сфокусированные на этно-мотивах сэмплы, извлекаемые из Мака, деликатные chillout-биты, растворенные в августовском закате, и запоминающиеся мелодии, что нынче редкость в электронном мире, дополняются заразительными ритуальными барабанами — основным инструментом живого выступления Slow Magic, которым он не только обрамляет свои композиции, нетипичный такой glo-fi, но задает ритм и настроение, вполне подходящие для того, чтобы приятно провести сегодняшний вечер в клубе Powerhouse.

Ул. Гончарная, 7/4. Начало в 21.00.

 

Анонимки на тусовке

9 и 10 августа на Пушкинской набережной в парке Горького пройдет восьмая ежегодная интерактивный выставочный проект Faces & Laces, посвященная актуальной уличной моде, субкультурам, визуальным коммуникациям и альтернативному современному искусству. Подразумевается, что каждый участник с помощью проектов, инсталляций и стендов абсолютно свободно выражает свою точку зрения на актуальные вещи в моде, совриске, дизайне, музыке, спорте и так далее, и тому подобное — в рамках концепции выставки, которая в этом году сводится к словосочетанию «анонимный активизм». Смысл в той анонимности, когда ценность имеют не слова и публичность участников, а конкретные результаты. Впрочем, тут не без лукавства. Большая симпатичная и творческая тусовка, какой по факту является Faces & Laces, по умолчанию не может обойтись без «звезд». В числе таковых ожидаются: на главной сцене — нью-йоркский рэппер Pharoahe Monch и отечественный мастер пилообразного техно Proxy; в художественной зоне — граффитчик Эрик Хейз, известный своими логотипами для Beastie Boys, Public Enemy и LL Cool J, а также работавший со многими ультрамодными брендами, — он в режиме реального времени оформит целый архитектурный объект; лондонские рокабильщики Jake Allen & The Lawless Men выступят в зоне Speedshop, в которой будут выставляться независимые авто- и мотопроекты; локальные активисты, представляющие профильную индустрию в самых разных направлениях — одежда, еда, музыка, субкультурное искусство, также носят вполне громкие названия известных торговых марок. Плюс полноразмерная баскетбольная площадка и зоны для скейтбординга. Плюс все для тех, кто всегда не против подкрепиться. В общем, скучать не придется.

Крымский вал, 9. Начало в 10.00.

 

Факты реальной жизни

Выставка «Документальная проза Ромуальдаса Пожерскиса» открывается 13 августа в Центре фотографии им. братьев Люмьер. Центр, таким образом, продолжает знакомить московского зрителя с литовской школой фотографии, которая во второй половине прошлого столетия произвела революцию в умах целого поколения фотографов, став глотком свежего прибалтийского воздуха в ситуации тотального официоза советской фотографии. Плоть от плоти этой школы, Ромуальдас Пожерскис заявил о себе как фотограф с независимым взглядом и ярким визуальным языком в первой же серии «Победы и поражения» (1974–1976). Тяготея к «большой форме» в своих фотопроектах, каждый из которых — целостное эстетическое повествование, Пожерскис выработал свой собственный визуальный язык документальной прозы. В центре любого из его обширных циклов, отнимающих годы непрерывной работы, неизменно — человек. В цикле «Старые города Литвы» (1974–1982) решается сверхзадача — показать взаимоотношения человека и города в жанре стрит-фотографии, фактически отсутствовавшем в Литве и во всем Союзе в те годы. При всей эстетской выверенности, ракурсности и яркой графичности кадра, Пожерскис фокусируется на содержании. Факт реальной жизни для него намного интереснее эффектной абстрактной композиции. И во всех других сериях — «Литовские паломничества» (1974–1994), «Детские больницы» (1976–1982), «Последний приют» (1983–1990), «Беды и радости маленького Альфонса» (1992–2005) — эмпатия ко всем персонажам фотографий является едва ли не ключевой чертой работ художника.

Болотная наб. 3, стр. 1 До 5 октября.

 

Москва в I Мировую

Первая мировая война началась 1 августа 1914 года и шла четыре года. В ходе войны было убито более 10 миллионов солдат, около 12 миллионов мирных жителей, около 55 миллионов человек были ранены. Со времен Наполеоновских войн ни одно событие не оказывало влияния на такое количество людей и стран одновременно. Для России война закончилась революцией, которой открывалась совершенно новая историческая эпоха. Для Москвы война в первую очередь обернулась наплывом беженцев и раненых, забота о которых в значительной степени легла на плечи горожан. Москвичи собирали деньги, одежду, табак, книги, медикаменты. Госпитали были переполнены, лазареты открывались в частных домах, клубах, учебных заведениях. Неожиданным следствием ситуации стал расцвет отечественного кинематографа — зарубежные картины для показа было получить невозможно. Об этом и о многом другом рассказывает открывшаяся в Музее Москвы выставка «Москва в годы Первой мировой войны». Фотографии, личные дневники и письма, предметы, связанные с московским бытом военного времени — включая фургон Ford, на котором собирали вещи во время благотворительных акций, — показывают в одном из корпусов Провиантских складов.

Зубовский б-р, 2. До 19 октября.

 

Bafta shorts

Короткий метр — самый экспрессивный и динамичный киноформат, требующий от режиссера невероятной точности и продуманности, ведь чтобы донести до зрителя свою идею, в его распоряжении есть всего несколько минут. Фестиваль Summer Shorts, который начался в июне и который продлиться до конца лета, собирает под открытым небом московских площадок все знаковые короткометражные фильмы этого года, подборки самых ярких картин со всех уголков планеты, а также специальные программы, подготовленные при поддержке кураторов международных кинофестивалей. В частности, 10 августа в летнем кинотеатре парка «Музеон» будут показаны фильмы-номинанты и обладатели премии BAFTA, включая отмеченные на многих фестивалях «Я – Том Муди», британской анимационной короткометражки о путешествии в глубины подсознания грустного музыканта, которого перед началом выступления внезапно настиг кризис идентичности, и ленты «На орбите долго и счастливо» — о влюбленном по имени Найджел, который живет в ветхой космической развалюхе с мамой, папой и дедушкой и его не отпускают в открытый космос к девушке его мечты, которая, помимо прочего, вращается вокруг Земли не в ту сторону.

Крымский вал, 2. Начало в 22.00.

 

Села муха на варенье…

Это не день рождения Карлсона-который-живет-на крыше. Это даже не один день, на самом деле. Это целый фестиваль варенья, который начинается сегодня и продлиться неделю, будоража воображение сладкими фантазиями. Вот на Манежной с 16.00 до 19.00 сегодня, завтра и послезавтра шеф-повара из модных московских ресторанов будут делиться, не без помощи глянцевых главредов и персонажей, секретами самого вкусного варенья и самим вареньем. Сегодня же на Тверской пл. воплотятся детские мечты о трехметровом пироге Его собираются испечь и доставить на место кондитеры Красногорского хлебокомбината, рассчитывая угостить до тысячи сладкоежек. В течение предстоящей недели в разных частях Москвы появятся соответствующие тематике фестиваля интерактивные арт-объекты и инсталляции, с каждым из которых можно сделать столь модное нынче селфи — в рамках «Варьеневого селфи-тура». От велотренажеров со светом на Сходненской до огромной банки варенья на улице Генерала Ермолова, от антистрессового баклажана на Ленинградском проспекте до головы повара, в которую можно будет погрузиться на ВДНХ — концептуально же, с хэштегами #онотогостоило и #очемдумаетповар. Завтра с 21.00 до 23.00 на пл. Революции можно будет вслепую дегустировать варенья с самыми экзотическими ингредиентами. 10 августа на Тверской пл. появится огромный леднец весом в 100 кг, который, опять же можно будет попробовать. 11 августа с 13.00 до 21.00 на Арбате откроет свои двери Школа Сладких Танцев, а 12-го числа на пл. Революции пройдут чемпионат по женскому волейболу, День Нептуна со всеми вытекающими, Школа капитана Врунгеля и выступление «морских» музыкальных коллективов. 15 августа с 15.00 до 19.00 случится Фееричное кулинарное шоу, в рамках которого лучшие повара сойдутся в битве за звание самого искусного повелителя десертов — варенья, пирогов и пирожков. Победит вкуснейший! И так далее, и тому подробное — на сайте http://mosvarenie.ru/.

До 17 августа.

 

По ту сторону экрана

Понимание так называемых «новых медиа» — всевозможных интерактивных электронных изданий всяческих форм коммуникаций производителей контента с его потребителями — предполагает обращение к истории экранной культуры вообще, от зарождения кинематографа до тотального использования экранов в современном мире. Одним конструированием визуального опыта зрителя тут не обойтись. На лекции «(Пост)экранная культура», которая состоится сегодня вечером в Малом зале Государственного центра современного искусства, культуролог Дмитрий Галкин проследит возникновение и роль механизмов сближения, проникновения, интерактивности и построения нарратива и охарактеризует особенности языка «новых медиа» и трансформацию языка «старых медиа», например, газет, ища в сложной конфигурации медийного опыта истоки современных художественных практик. Вход свободный.

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2. Начало в 19.30.

 

Правь, Британия!

Английская классическая музыка — жертва пиара. Точнее, отсутствия такового. Англичане, ощущая себя вполне самодостаточными, были слишком горды, чтобы заниматься пустяками. Ведь это Гендель к ним ездил, а не они к нему. И Паганини тоже. В результате в Европе сложилось мнение, будто бы английской музыки как бы и не было после Перселла. А то что было — в лучшем случае, вторично. Европейская публика слушала итальянцев, немцев, французов... А англичане тем временем пели Rule Britannia!, «Правь, Британия!», — патриотическую песню, написанную Томасом Арном на поэму Джеймса Томсона, которой по сегодняшний день в лондонском Альберт-холле заканчивают фестиваль классической музыки, один из лучших в мире. Ну а композиторы в Англии — ничуть не хуже прочих европейских. Генри Перселл, Джон Стэнли, Ральф Воэн-Уильямс, Эдвард Элгар и Майкл Балф (кстати, ирландец) прозвучат в исполнении Людмилы Голуб (орган) исполнит 10 августа в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе св. апостолов Петра и Павла.

Старосадский пер., 7. Начало в 19.00.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera