Сюжеты

Легко ли быть Симоновым?

8 августа юбилей Алексея Кирилловича Симонова

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 88 от 11 августа 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

8 августа юбилей Алексея Кирилловича Симонова

Алексей Кириллович. Фото: Анна АРТЕМЬЕВА — «Новая»
 

Писатель и переводчик. По первому образованию — востоковед, специалист по индонезийской литературе. По второму — кинорежиссер: в его фильмографии десятки картин. А еще всей своей человеческой природой — защитник. С упорством неистощимым бьется за наши конституционные права, за свободу слова, за развитие гражданского общества… Битва эта напоминает поединки Дон Кихота с ветряными мельницами. Но вряд ли Алексей Кириллович со мной согласится. Тонкий знаток Востока верен конфуцианской мудрости: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Из года в год Симонов доказывает правоту этой мысли. И когда вместе с Егором Яковлевым, Игорем Голембиовским, Владимиром Молчановым, Алексеем Германом, Элемом Климовым, Георгием Данелия и другими соратниками создавал Фонд защиты гласности. И когда спасал от депортации, высвобождал из тюремных стен опальных журналистов. Когда помогал семьям убитых коллег. И когда он возглавлял жюри премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». И когда в правозащитном судействе «Сталкера» он отмечал храбрые картины, в которых звучит камертон правды и художественности. И во всех своих литературных, кинематографических, сценических опытах.

В свои семьдесят пять он остается «Парнем с Сивцего Вражка» (так называлась его книжка). В ироничной мудрости, неунывающем прищуре глаз не скрыть мальчишеской веры в победу справедливости и романтическое упорство в отстаивании права на инакомыслие.

Сын поэта Константина Симонова сумел выйти из тени монументальной славы отца, став самодостаточным автором. Но несколько лет назад он снял большой документальный фильм «Ка Эм», в котором с помощью документов и свидетельств очевидцев пытается понять мотивы поступков отца, продолжить с ним трудный, разорванный во времени диалог.

Из его игровых фильмов больше всего люблю «Отряд» — из незаслуженно забытых, честных и живых картин о войне (в 1985-м «Отряд» был назван лучшим советским фильмом). История семерых солдат, отрезанных от гарнизона и пробирающихся по оккупированной фашистами территории к своим. В этой камерной картине было редкое для военного кино чувство правды, драматическое противостояние одного (самого обычного) человека безжалостной махине войны. События фильма разворачиваются на территории Литвы в первые военные годы, и разобраться, где свои и где чужие, практически невозможно. Задолго до «Штрафбата» режиссер Симонов и драматург Евгений Григорьев сделали картину о молодых ребятах, самими обстоятельствами жизни приговоренных к подвигу. В фильме запоминающийся финал. От линии фронта на телегах и машинах вывозят раненых бойцов, немногих выживших, прошедших крещение кровью. А навстречу им идут новобранцы. Практически школьники, с любопытством и даже завистью смотрящие на бывалых… Эта рота еще необстрелянных мальчиков по пыльной дороге уходит от нас в сторону… войны.

Уже тогда, более четверти века назад, Алексей Симонов протестовал против бессмысленности бойни. И на протяжении всей жизни остался последовательным противником войны. Поэтому неудивительно было увидеть его имя среди подписавших «Антивоенное заявление российской интеллигенции» о несогласии «с агрессивной имперской политикой государства», протест против войны с Украиной и вражды с мировым сообществом.

В письме были слова, которые можно счесть девизом и его жизни: «Мы солидарны со всеми, кто не прогибается и не поддается лжи».

Первая серия его фильма об отце называется «Легко ли быть Симоновым?». Очень нелегко. Но у него получается.

Редакция «Новой газеты» горячо поздравляет своего друга и автора

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera