СюжетыКультура

Легко ли быть Симоновым?

8 августа юбилей Алексея Кирилловича Симонова

Этот материал вышел в номере № 88 от 11 августа 2014
Читать
8 августа юбилей Алексея Кирилловича Симонова
Изображение

Писатель и переводчик. По первому образованию — востоковед, специалист по индонезийской литературе. По второму — кинорежиссер: в его фильмографии десятки картин. А еще всей своей человеческой природой — защитник. С упорством неистощимым бьется за наши конституционные права, за свободу слова, за развитие гражданского общества… Битва эта напоминает поединки Дон Кихота с ветряными мельницами. Но вряд ли Алексей Кириллович со мной согласится. Тонкий знаток Востока верен конфуцианской мудрости: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Из года в год Симонов доказывает правоту этой мысли. И когда вместе с Егором Яковлевым, Игорем Голембиовским, Владимиром Молчановым, Алексеем Германом, Элемом Климовым, Георгием Данелия и другими соратниками создавал Фонд защиты гласности. И когда спасал от депортации, высвобождал из тюремных стен опальных журналистов. Когда помогал семьям убитых коллег. И когда он возглавлял жюри премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». И когда в правозащитном судействе «Сталкера» он отмечал храбрые картины, в которых звучит камертон правды и художественности. И во всех своих литературных, кинематографических, сценических опытах.

В свои семьдесят пять он остается «Парнем с Сивцего Вражка» (так называлась его книжка). В ироничной мудрости, неунывающем прищуре глаз не скрыть мальчишеской веры в победу справедливости и романтическое упорство в отстаивании права на инакомыслие.

Сын поэта Константина Симонова сумел выйти из тени монументальной славы отца, став самодостаточным автором. Но несколько лет назад он снял большой документальный фильм «Ка Эм», в котором с помощью документов и свидетельств очевидцев пытается понять мотивы поступков отца, продолжить с ним трудный, разорванный во времени диалог.

Из его игровых фильмов больше всего люблю «Отряд» — из незаслуженно забытых, честных и живых картин о войне (в 1985-м «Отряд» был назван лучшим советским фильмом). История семерых солдат, отрезанных от гарнизона и пробирающихся по оккупированной фашистами территории к своим. В этой камерной картине было редкое для военного кино чувство правды, драматическое противостояние одного (самого обычного) человека безжалостной махине войны. События фильма разворачиваются на территории Литвы в первые военные годы, и разобраться, где свои и где чужие, практически невозможно. Задолго до «Штрафбата» режиссер Симонов и драматург Евгений Григорьев сделали картину о молодых ребятах, самими обстоятельствами жизни приговоренных к подвигу. В фильме запоминающийся финал. От линии фронта на телегах и машинах вывозят раненых бойцов, немногих выживших, прошедших крещение кровью. А навстречу им идут новобранцы. Практически школьники, с любопытством и даже завистью смотрящие на бывалых… Эта рота еще необстрелянных мальчиков по пыльной дороге уходит от нас в сторону… войны.

Уже тогда, более четверти века назад, Алексей Симонов протестовал против бессмысленности бойни. И на протяжении всей жизни остался последовательным противником войны. Поэтому неудивительно было увидеть его имя среди подписавших «Антивоенное заявление российской интеллигенции» о несогласии «с агрессивной имперской политикой государства», протест против войны с Украиной и вражды с мировым сообществом.

В письме были слова, которые можно счесть девизом и его жизни: «Мы солидарны со всеми, кто не прогибается и не поддается лжи».

Первая серия его фильма об отце называется «Легко ли быть Симоновым?». Очень нелегко. Но у него получается.

Редакция «Новой газеты» горячо поздравляет своего друга и автора

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow