СюжетыСпорт

Екатерина Третья

Лучшая волейболистка XXI века вновь вернулась в большую игру. Выручать?

Этот материал вышел в номере № 91 от 18 августа 2014
Читать
Лучшая волейболистка XXI века вновь вернулась в большую игру. Выручать?
Изображение

Но я почти не сомневался, что лучшая волейболистка XXI века вернется, вопрос был только в том, когда это произойдет. Произошло вполне буднично: главный тренер сборной попросил помочь команде, Екатерина Гамова-Мукасей (с прошлого сезона на игровой майке над 11-м номером появилась и фамилия мужа) подумала, посоветовалась с семьей, дала согласие сыграть за сборную на сентябрьском чемпионате мира в Италии и вылетела в Калининград.

Все ждали, что она выйдет на площадку прямо сейчас, в заключительном туре предварительного этапа Гран-при. Но заявить Гамову не успели, и сборная пыталась пробиться в «финал шести» без возвратившегося лидера. Позади были три поражения подряд, и пусть игры в рамках Гран-при считались практически контрольными, инициатива Маричева выглядела своевременной.

Как и решение самой Екатерины Великой.

…Без Гамовой сборная России ни за что бы не выиграла два последних чемпионата мира. Оба проходили в Японии, золото-2010 было особенно тяжелым, и ровно треть очков от заработанных всей командой в финале с бразильянками оказались на счету гениальной диагональной. Победную точку поставила тоже Гамова, отправив рыдать соперниц своим неповторимым фирменным ударом.

Конечно, ее признали самым ценным игроком турнира. Конечно, в России ее назвали лучшей спортсменкой 2010 года. К этому моменту «самых ценных» званий у уроженки Челябинска накопилось едва ли не больше, чем титулов. Со сборной, кстати, титулов она завоевала не так уж много — два золота чемпионата Европы на исходе века и еще два — на японских чемпионатах мира. При этом главная золотая медаль — олимпийская — не давалась никак.

В Лондоне-2012, пропуская другие важные события, я ходил «на Гамову». Но недолго. Над залом возвышалась трехметровая статуя великой волейболистки, подчеркивая незыблемое царственное положение Гамовой, с игрой было гораздо хуже — и собственно ее, и всей команды. Легкость отсутствовала, ритм не подчинялся, драйв не приходил, все закончилось еще в четвертьфинале на драматической ноте, а некоторое время спустя, с гибелью молодого главного тренера, прозвучала и трагическая.

Гамова ушла, поступив в высшей степени мудро. Дело даже не в том, что она, отдавшая главной команде 14 (!) сезонов, невероятно устала. И даже не в том, что наступили приятные изменения в личной жизни, которой тоже надо было, наконец, уделять больше внимания. Сборной пришла пора серьезно меняться, а присутствие Гамовой, как ни парадоксально, могло затормозить процесс.

В сборной привыкли к тому, что, даже когда игра не идет, Катя выручит. Она и выручала, прикрывая своей невероятной высотой атаки и непроходимым блоком беднеющий с годами тактический потенциал. Зачем что-то выдумывать и изощряться, когда на площадке есть лучшая в мире диагональная, которой надо всего-то более или менее сносно навесить мяч? Конечно, такой примитивный подход не декларировался, но в подсознании у подруг он явно наличествовал, особенно в последние годы. Главные соперницы не дремали, они искали и находили контрмеры даже против Гамовой. И она ушла, предоставив команде свободу, которой та блистательно воспользовалась, вернув заколдованное европейское чемпионство.

Екатерина тем временем продолжала ковать победы для очередной своей клубной команды, казанского «Динамо», нынешней весной доведя счет своим титулам во внутреннем чемпионате до десяти (!). Их было бы больше, если бы не предшествовавшая переезду в Казань двухгодичная командировка в Турцию, где без золота тоже не обошлось. А еще Гамова со своим «Динамо» взяла, наконец, две клубные вершины — европейскую и мировую, заполнив недостающие пробелы в победном списке.

Но клуб — одно, а сборная — совсем другое. В расставании с командой была своя логика, но мне, как и тысячам, если не миллионам поклонников волейбола, все равно не хватало ее неповторимого очарования, полетной грациозности и умной силы. Победам казанского клуба на международной арене радовалась вся страна, но международный календарь сборных без нашей примы, полагаю, основательно потускнел.

Все просто: Гамова — не только национальное, но и общемировое достояние, что стало окончательно ясно на второй сезон ее отсутствия в сборной. Но еще и она сама должна была хоть слегка соскучиться по атмосфере большой игры — что, кажется, и произошло нынешним летом, и что совпало с объективной необходимостью усиления молодой и талантливой, но нестабильной команды Юрия Маричева в преддверии чемпионата мира.

Роль Екатерины Гамовой в сборной, очевидно, должна измениться — не в смысле смены амплуа, а в избавлении от обязанностей единственной надежды. Команда в прошлом году доказала, что может побеждать без Гамовой, теперь Маричеву предстоит доказать, что с прежним лидером сборная может играть еще сильнее. Задача невероятно сложная, результат непредсказуем, но…

Бразильский волшебник, тренер действующих олимпийских чемпионок Зе Роберту уже успел нелицеприятно высказаться насчет возвращения Великой, получив от Гамовой достойный ответ по поводу якобы полученного ею «грузовика денег». Опасения Зе Роберту понятны, как понятно и то, что мировой чемпионат, а с ним и весь мировой волейбол от возвращения Кати только выиграет.

Конечно, хотелось бы в третий раз подряд увидеть женскую сборную России с Екатериной Гамовой на высшей ступеньке пьедестала почета. Но, по крайней мере сейчас, сам факт ее возвращения в большую игру не менее важен.

Со всех точек зрения. И с эстетической — не в последнюю очередь.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow