СюжетыОбщество

Голос несогласных

Аудитория «Новой» имеет мнение, отличное от позиции большинства

Этот материал вышел в номере № 92 от 20 августа 2014
Читать
Аудитория «Новой» имеет мнение, отличное от позиции большинства

Год назад «Новая» при помощи экспертов-социологов составила портрет собственной аудитории, отталкиваясь от результатов опросов, которые регулярно проводятся на нашем сайте. Выявили портретное сходство с приличным человеком, в целом придерживающимся либеральных и демократических ценностей. (Подробнее в № 57 «Новой» за 2013 г.)

Год получился насыщенным, потому что постоянно рос градус истерики, которая сначала раздувалась искусственно, за счет законодательно-медийного спецназа, а потом получила второе дыхание на фоне Крыма и украинского кризиса. Поэтому мы решили узнать, как «человек приличный», читающий «Новую», на все это реагирует.

Изображение

Как вы оцениваете запрет продуктов из США, Европы и Японии? (В опросе принял участие 17 251 человек.)

Один из самых популярных опросов. Более половины наших читателей называют такой запрет глупостью и не согласны с президентом, который считает, что это поддержит отечественного производителя. Изначально ответные санкции повлияли на россиян из-за того, что механизмы их применения утверждались в спешке. Например, в список запрещенных попали продукты для людей, страдающих диабетом, аллергией, поэтому вскоре в правительстве сообщили, что пересмотрят список и исключат из него безлактозное молоко, пищевые и биологически активные добавки.

Лишь 16% участвующих в опросе восприняли ответные санкции как нормальную политическую меру.

Изображение

Какого из возможных решений экономического блока правительства вы опасаетесь больше всего? (1595 человек)

Решения нашего правительства за последнее время не закалили население, поэтому 39% по-прежнему боятся повышения налогов. Но и готовых ко всему смельчаков достаточно — 34%. Меньше всего читателей беспокоит ликвидация накопительной пенсии.

Изображение

Полагаете ли вы, что западные санкции скажутся на вашем личном бюджете? (8725 человек)

Оказывается, не так уж много людей всерьез придерживаются мнения «пора валить». Всего лишь 5% готовы уехать или уже уехали из страны. Большинство читателей считает, что санкции на их личном бюджете скажутся, но, правда, не сразу.

Изображение

Сказалось ли на вас недавнее ужесточение антитабачного закона? (5266 человек)

С 1 июня в магазинах действительно стали закрывать полки с сигаретами, а рядом с кафе и барами выстраиваются толпы курильщиков, которым теперь нельзя курить в помещении. Наши читатели категорически против этого закона, считают его нарушением прав. И 21% проголосовавших поддержал ужесточение, соглашаясь, что стали чувствовать себя лучше.

Изображение

Поддерживаете ли вы инициативу депутата Лугового об уголовной ответственности за сокрытие двойного гражданства? (11 899 человек)

Опрос показал: ровно половина читателей согласится, если эти штрафы введут только для чиновников. Но будут ли они работать? Еще 26% считают, что штрафы нужно ввести для всех, только это и обезопасит государство. А 20% принимают инициативу депутата.

Изображение

Кто пострадает от санкций Запада против России? (13 061 человек)

Большинство читателей уверено, что пострадают в первую очередь сами россияне. Хотя опрос проводился в марте, читатели уже тогда считали, что Россия будет вводить ответные санкции. Поровну разделилось мнение на тех, кто считает, что от санкций никто не пострадает, и на тех, кто уверен, что санкции негативно скажутся на состоянии российской экономики.

Комментарий эксперта

— Опросы читательской аудитории — один из традиционных приемов журналистики. Такие опросы по форме похожи, но по сути отличаются от опросов по репрезентативным выборкам, которые проводятся специализированными социологическими или маркетинговыми агентствами. По результатам репрезентативных опросов, если они получены с соблюдением соответствующих правил, можно с высокой надежностью судить о распределении мнений во всей той общности, из которой была взята выборка, например, население страны, республики, города. Можно при желании построить репрезентативную выборку читательской аудитории газеты.

Обычный газетный опрос показывает распределение мнений только тех читателей, которые захотели откликнуться. Читатели «Новой» — это не слепок населения России, а вполне особенная часть этого населения. Кто хочет, может считать ее лучшей частью. Ответившие на вопрос читатели — не слепок аудитории, а ее важная часть, как говорили в советские времена — «актив».

Разные темы в разной мере привлекают внимание читателей. На вопрос о пенсиях ответили около 1600 человек, а про запрет на импорт продуктов ответов получено в 10 раз больше. Эти соотношения говорят о том, в какой степени каждая тема волнует аудиторию газеты, а может быть, и общество в целом.

Но даже тогда, когда редакция завалена письмами читателей, а сайт раздувается и трещит от ответов, все равно это мнения меньшинства. Меньшинства, повторим, от аудитории этого органа, которая сама является меньшинством. Это недостаток или достоинство? В советские времена, подражание коим стало теперь главной официальной модой, всячески утверждался приоритет большинства над меньшинством.

Так вот, можно сказать «активу»: стесняться того, что мы — меньшинство из меньшинства, не стоит. От показной «демократии большинства» всей стране надо идти к «демократии меньшинств». Может быть, она станет у нас реальной демократией. (Для тех, кто случайно оказался читателем этих строк, поясним: не пугайтесь, «демократия меньшинств» — это не ситуация, когда какие-нибудь меньшинства, сексуальные или национальные, навязывают свою власть большинству. Это ситуация, когда все общество видит себя состоящим из самых разных, но равноправных меньшинств, а знакомого нам «большинства» просто нет. Это общество меньшинств устраивает свою жизнь наподобие мирового сообщества: в ООН голос самой малой страны равен по силе голосу самой большой.)

О содержательной стороне результатов опросов: самую живую реакцию вызвали вопросы про санкции. «Актив» (58%) поддержал формулу, в которой российские санкции в ответ на санкции названы «глупостью», ибо ударит это по своим. По опросу Левада-центра, проведенному чуть раньше, накануне этого решения, получалось, что три четверти (72%) населения России желали, чтобы были введены «ответные санкции против зарубежных компаний». С этим были «скорее не согласны» 12%, «определенно не согласны» — 6%. Вероятно, среди последних те самые 58% активистов «Новой».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow