СюжетыОбщество

Коллапс временно отменен

На переправе в Крым закончился очередной виток транспортного кризиса. Похоже, ненадолго

Этот материал вышел в номере № 93 от 22 августа 2014
Читать
На переправе в Крым закончился очередной виток транспортного кризиса. Похоже, ненадолго
ИТАР-ТАСС
ИТАР-ТАСС

В этом году вместо Сочи российская власть принялась рекламировать Крым. Посетить новообретенный курорт решили десятки тысяч отдыхающих, и уже в начале сезона столкнулись с проблемами на переправе. Впервые за ее историю очередь ожидания составила для водителей 40 часов, что привело к возмущению и дракам. Была даже информация о перевернутом автомобиле депутата Госдумы, но ее быстро опровергли. А вот видеоролик на YouTube, где разгоряченные автомобилисты бьют друг другу морды, не опровергнешь. Он собрал почти миллион просмотров, обнажив простую мысль: к приему российских отдыхающих переправа Порт-Кавказ — Керчь оказалась не готова. Очередь периодически рассасывается, но с каждым погодным колебанием образуется вновь.

Сейчас на переправе работают шесть основных паромов и три дополнительных, железнодорожных. За сутки перевозят более 4 тысяч машин и почти 20 тысяч пассажиров, но этого явно мало. Утром 21 августа на кубанской стороне переправы автомобилей не обнаруживаю, а скандал тут как тут. Москвичка Ольга Цуканова готова трясти полицию за грудки: «Заставили бросить машину в накопительной зоне, привезли сюда, а теперь обратно маршрутки нет!» Усталые полицейские советуют звонить в прокуратуру.

Полтарелки борща за 80 рублей, причем без чека — такого нет даже в Сочи. В столовой на автовокзале Порт-Кавказ не понимают, чем я недоволен. Последний раз я был на переправе в июне («Новая», №69 от 27.06.2014). Тогда границу только убрали. Было, конечно, ощущение неловкости от пользования ворованным. Но было и чувство свободы, потому что кабинеты УФМС неожиданно закрылись, пограничники ушли, и твой паспорт никого не интересовал. Оставалось убрать проволочные заборы таможенного коридора. Но сейчас государство одумалось. УФМС опять работает, перед входом на паром надо подавать паспорт в полицейское окошко, а заборов стало еще больше. И сумки теперь досматривают от и до, словно из России переплываешь в США.

Паром Olympiada встречает эскалатором, коврами и картинами. Не верится, что в эту роскошь попадаешь за 162 рубля. Но Николай Степанович из Брянска все равно не сильно радуется: «Раньше сел в поезд Москва — Керчь, поехал через Украину и проблем не знаешь. Теперь через Краснодар надо, все эти паромы. Устаешь от такого отдыха». Несмотря на утро, палуба как сковородка. Охладиться можно, если зайти в зал, но тут на громадных ЖК-мониторах идет программа «Вести». Насмотревшись новостей, пассажиры взволнованно качают головами и цокают языками. Хорошо, что плыть всего 20 минут.

Чтобы спуститься, надо пройти два эскалатора, но они не работают! «Экономят электричество», — шипит мужчина с громадным рюкзаком за плечами, с трудом перешагивая железные ступени. Римма Исуфовна Тхамокова приехала из Нальчика к детям, но спустить огромный чемодан по эскалатору не может. Берусь ей помочь, но у чемодана отскакивает ручка. «Ну как я теперь?» — чуть не плачет женщина.

Если в Крым сейчас очереди нет, то из Крыма своей очереди ждут тысячи автомобилей. Впрочем, водитель Виталий Левченко, приехавший из Северодвинска, неожиданно улыбчив: «Всего 12 часов ждем. Это ничего. А скоро мост построят, вообще все отлично будет». Его радостную надежду разделяют не все. Семья Чуняевых из Татарстана — это папа с мамой и двое детей, орущих на раскаленном заднем сиденье. Текст папы по поводу переправы дословно приводить не буду.

ИТАР-ТАСС
ИТАР-ТАСС

Через несколько лет, быть может, и вправду будет мост. А пока решают проблему с помощью логистики. В июне машины направлялись сразу на переправу, а теперь надо сначала ехать в керченский аэропорт (вернее, то, что от него осталось). Там обустроили накопительную зону: водители покупают билет и получают талон с номером авто и номером очереди. Затем ГИБДД формирует из машин колонны, которые сопровождает на медленной скорости в другую накопительную зону — рыбный порт. И лишь оттуда автомобили непосредственно пропускают в очередь на переправу, причем лишь после досмотра. Обойти процедуру невозможно: без билета и талона на переправу не пустят.

Работники местных магазинчиков в легком расстройстве: продавать вино и водку на переправе пару дней назад запретили — так постановил исполком Керчи. Зато повсюду лотки с патриотической продукцией. Лучше всего идут майки с Путиным в черных очках и надписью «Самый вежливый человек». Неплохо раскупаются значки с надписью «Что модно в этом году? Вступать в РФ». Еще один хит сезона — большой круглый магнит, где на красном фоне нарисованы три профиля. При СССР точно так же рисовали Ленина, Маркса и Энгельса, но сейчас это Путин, Лавров и некто, похожий на Лимонова. Так что кому очередь, а кому прибыль.

Сейчас стал работать паром «Санкт-Петербург», который связал Керчь с Новороссийском. Казалось бы, альтернативный вариант, но перевезти на этом пароме легковое авто стоит 6700 рублей, и занимает процедура от 9 до 12 часов. Хотя дело не только во времени. В последнюю неделю августа домой устремится основная часть отдыхающих. Вот тогда на переправе станет по-настоящему жарко.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow