СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 93 от 22 августа 2014
Читать
Культурные события следующей недели

То в боевой зомби-раскраске, то вообще с LED-экранами вместо лиц, норвежский коллектив Combichrist несет свой электронный аггро-индастриал (от aggressive, а не от сельского хозяйства) с апломбом пусть временных, пусть ненадолго, но новых лидеров жанра. И этот апломб не то чтобы безоснователен: пока Трент Резнор осваивается в музыкальном истеблишменте, Ministry в очередной раз скончались, Rammstein окончательно стали поп-мемом, а DieKrupps вообще непонятно чем занимаются, уверенные в себе норвежцы выдают ураганное шоу с грязной трясиной гитарного скрежета, угрюмыми сверхнизкими басами, прямолинейными, сметающими все на своем пути техно-ритмами и накачанным яростью вокалом Энди ЛаПлегуа — и хорошо принимаются публикой как электронных, так и металлических фестивалей. Сегодня вечером они доберутся до Москвы и в клубеVolta попытаются на материале свежей пластинки вернуться к корням, расставляя акценты на электронных составляющих звучания. Альбом, кстати, называется WeLoveYou. И эта любовь зла, груба и угарна.

Бумажный пр-д, 19, стр. 3. Начало в 19.00.

Фламандцы в «Пушкинке»

В ГМИИ им. Пушкина работает преотличная выставка «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» — экспозиция из 55 картин кисти выдающихся фламандских художников XVII века. Как следует из названия проекта, демонстрирующего различные грани одной из самых значительных живописных традиций в истории, его «хэдлайнерами» «назначены» Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк и Якоб Йорданса, чьи хрестоматийно известные произведения как раз и хранятся в лихтенштейнской коллекции, тогда как их современникам концептуально отведена более скромная роль. И действительно, пройти спокойно мимо рубенсовского «Портрет Клары Серены, дочери художника» или вандейковского «Портрета Марии де Тассис» просто невозможно: первый принадлежит к числу самых трогательных детских портретов в европейском искусстве — с обезоруживающей непосредственностью взгляда ребенка, запечатленной в эскизной манере; второй — безусловной, среди лучших женских образов в мировой живописи, созданный с большой любовью к деталям. «Мелеагр и Аталанта» Йорданса тоже в числе бесспорных шедевров, представленных на выставке, — с невероятным турбулентным движением, напором и давкой смазанных рож вокруг главных героев, соответствующих не только сюжетной напряженности момента, но и остающихся современным на протяжении веков в контексте взаимоотношений личности и толпы. Однако же (и пусть это субъективное суждение) настоящие «хиты» экспозиции занимают в ней маргинальные места: в одной из галерей, что по бокам центральной лестницы висят «Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля Младшего, точного и лучшего продолжателя дела своего отца, Питера Брейгеля Мужицкого, и необыкновенным образом образующаяся дуэт с этой картиной знаменитая, в духе Эразма работа Квентина Массейса «Сборщики податей», лица на которой вечно актуальный, пока существует человечество. Добавьте к этому несколько произведений блестящего анималиста Франса Снейдерса, пейзажи Гиллиса ван Конинкслоо и Йоса де Момпера, «Птичий концерт» Яна Фейта, жанровые сценки Давида Тенирса и Йоса ван Красбека — и вы поймете, что посетить выставку просто необходимо, несмотря на то, что входные билеты в «Пушкинку» в июне несколько подорожали. Зато сейчас, в период отпусков, нет и очередей на вход.

Ул. Волхонка, 12. До 19 октября.

В парке искусств «Музеон» 23 августа на фестивале «Летчик. Танцы. Дудки» сыграют группы из пяти стран мира. Повод более чем достойный: свое 15-летие отмечает клуб «Китайский летчик Джао Да». Хедлайнером празднования клубного пубертата станут зажигательные сербы Disciplin a Kitschme с хитровыделанным джангл-панком более чем 30-летней выдержки на фанке, рэпе и юморе — группа существует с 1981 года. И за все это время ни разу не бывала на просторах от Москвы до самых до окраин. Кроме сербских «поджигателей», на юбилее «Летчика» ждут Олега Нестерова из настоящего Московского ансамбля «Мегаполис», группа «Паперный Т.А.М.» в лице Алексея Михайловича Паперного, поэта, музыканта и по совместительству арт-директора «Джао Да», настоянные на крепких напитках и кубинском табаке «Карл Хламкин и ОгнеОпаснОркестр», французский шансонье Нильда Фернадес, грузинские менестрели Asea Sool с обаятельным блендом британского рока, американского дельта-блюза, фанка и собственно грузинского фольклора, а также беззаботные «Видели!Знаем!» с шаловливым диксиленд-буги и хулиганская «БАБА» с балканско-городской конкретикой соцреализма и постмодерна. Специальные поздравительные сеты отыграют гуру питерского блюз-рока Billy’sBand, украинский проект Антона Слепака («Я и Друг мой грузовик») и Валентина Панюты (LюK) — группа Вагоновожатые, — и группа Markscheider Kunst. У входа гостей будет встречать духовой уличный оркестр «Пакава Ить». Перемещаясь по парку, он будет создавать импровизированные танцплощадки, как это было на легендарных фестивалях «Дудки» и «Танцы», организованные «Китайским летчиком» в далеких 2003 и 2005 годах. Кроме обилия музыки, гостей ждет угощение (ибо ну какой без него день рождения) — знаменитые «летчицкие» бретонские блинчики. А еще будут большая литературно-развлекательная программа и фестивальный маркет. Вход на все это прекрасное безобразие, что характерно, бесплатный.

Крымский вал, 10. Начало в 14.00.

Кто есть Кто?

После успеха специального эпизода самого долгоиграющего в мире научно-фантастического сериала «Доктор Кто», показ которого, приуроченный к 50-летию легендарной британской франшизы, прошел более чем в полутора тысячах кинотеатрах по всему миру, компания BBC Worldwide решило повторить удачный опыт. 23 августа в прокат выходит первая — полнометражнаясерия нового, восьмого сезона, в которой в качестве двенадцатого уже Доктора дебютирует Питер Капальди, массовому зрителю известный по недавним блокбастерам «Война миров Z» и «Малифисента», а вдумчивому — по роли политического деятеля Мальколма Такера в сериале «Гуща событий», за которую получил премию Bafta. Спутницей нового Доктора станет Дженна Коулман. Действие эпизода под названием «Глубокий вдох» разворачивается в викторианском Лондоне. Заново регенерировавший Доктор — инопланетный путешественник во времени и пространстве — и его вернувшаяся спутница Клара встретятся с любимыми персонажами сериала: Мадам Вастра в исполнении Нив Макинтош, Дженни (Кэтрин Стюарт) и Страксом (Дэн Старки).

Немного музык с Альбиона

«Кельтские волынки и легенды», третийконцерт проекта «Избранное для избранных» фонда «Бельканто», — это британская музыка разных стилей и эпох: романтика времен Георга Генделя и Генри Пёрселла, сентиментальные баллады придворного музыканта доброй королевы Бесс Джона Доуленда, грусть и страсть шотландской волынки и легенды, рассказанные при помощи музыки. Произведения с берегов Альбиона — от этники до классики, от XVI века до наших дней от XVI века до наших дней — в Концертном зале на Моховой 23 августа исполнят музыканты-виртуозы: Катерина Московскова (ирландская арфа), Светлана Степченко (альт), Иван Ипатов (фортепиано), Зоя Вязовская (флейта), Алекс Бранд (волынка) и Татьяна Ланская (сопрано) при участии неоднократных чемпионок Европы по ирландские танцам Светланы Климентьевой и Надеждой Кленьшиной. Всем гостям вечера предложат попробовать настоящее английское печенье, а самые бесстрашные и любознательные смогут принять участие в мастер-классе по ирландскому танцу. Дам ждут в шляпках — такой вот дресс-код.

Ул. Моховая, 11, стр. 11. Начало 19.00.

Из всего бесчисленного разнообразия пьес Бернарда Шоу именно «Цезаря и Клеопатру», наряду с «Пигмалионом», ждала самая пышная постановочная судьба. Достаточно упомянуть экранизацию 1945 года, снятую любимцем и протеже Шоу Габриэлем Паскалем с Клодом Рейнсом и Вивьен Ли в заглавных ролях. Тот фильм стал самой дорогостоящей британской постановкой своего времени и, несомненно, послужил источником вдохновения для голливудской «Клеопатры» 1963 года, которая, в свою очередь, долгое время считалась самым дорогостоящим фильмом всех времен. Спектакль Деса МакАнуффа предлагает зрителю познакомиться с еще одной «региональной» версией пьесы Шоу — канадской; данная постановка была осуществлена в ходе Шекспировского театрального фестиваля в Стратфорде в 2008 году. Интрига и привлекательность спектакля строится на противопоставлении царственного «ребенка» Египта и римского генерала, повидавшего на своем веку все и вся, которое режиссер подчеркивает полувековой возрастной пропастью, разделяющей Клеопатру Никки Джеймс и Цезаря в исполнении заслуженного во всех смыслах Кристофера Пламмера. Завтрапостановку в рамках Летнего театрального кинофестиваля будут транслировать в кинотеатрах «Кронверк Синема Лефортово» (ш. Энтузиастов, 12/2), «Витязь» (ул. Миклухо-Маклая, 27А) и «Формула кино Чертаново» (мкр. Северное Чертаново, 1а, стр. 2), а послезавтрав «Формуле кино Прага» (ул. Нижняя Масловка, 10).

Начало трансляций в 19.00.

В стране, строившей тотальное светлое будущее, и жизнь считалась сплошным праздником — трудовым, спортивным, военным. Граждане единодушно голосовали на выборах, трясли транспарантами и воздушными шарами, встречая колонны тракторов, по горну вставали, по свистку купались, устраивали комсомольские карнавалы и дружно ходили на демонстрации. Последние — шествия людских колонн с флагами и бумажными цветами перед правительственными трибунами в дни Первомая и годовщин Октябрьской революции — были апофеозом инсценировок счастливой жизни. Все это беспрестанно фиксировали художники и фотографы, приукрашивая действительность, лакируя «отдельные недостатки», ликуя вместе со своими героями и вместе с ними воплощая представления общества о будущем счастье и неосуществимой красоте, предъявляя публике сбывшиеся образы несбыточной мечты — от души или в соответствии с заказом. Со временем, однако, ритуалы становились все более рутинным и выхолощенным, а художники — все более скептичными. Как вслед за бледнеющей страной тускнел пропагандистский лоск советских праздничных идей и форм, как они уходили в прошлое и как менялось отношение к ним художников — от искреннего восхищения красочным действом до формальной отработки казенного заказа — показывает любопытная экспозиция «Красный день календаря: Праздники страны Советов» в центре «РосИзо».

Ул. Люблинская, 48, стр. 1. До 28 сентября.

По мотивам

«Гоголь-центр»открыл третий сезон — с антрактом: в октябре в театре начнется ремонт и продлиться примерно до марта будущего года. До перерыва на большой и малой сценах покажут лучшие постановки театра, скажем, «Мертвые души» сегодня и завтра, «Братья» на следующей неделе и «Страх» в будущий уикенд, а также «Русская красавица» и «Идиоты» в первых числах сентября. Тогда же по многочисленным просьбам зрителей и поклонников «Седьмой студии» на сцену «Гоголь-центра» возвращаются «Феи» Давида Бобе. Но без премьер тоже не обойдется. В частности, 27, 28 и 29 августаэто будет спектакль «Девять» режиссера Сергея Виноградова. Постановка вдохновлена легендарной драмой Михаила Ромма «Девять дней одного года», вышедшей на советские киноэкраны в 1962 году в контексте спора «физиков и лириков», хотя спорили в нем физики-экспериментаторы и физики-теоретики. Герои спектакля, чтобы быть понятными современному зрителю, которому все надо разжевывать, живут в научном городке условного будущего — достаточно далекого, чтобы вчерашние фантазии оказались свободными, и достаточно близкого, чтобы они были актуальными. Актуальность же всплывает там, где ее совсем не ждешь: глюонное, гравитационное и электрослабого взаимодействия поля оказываются поглощены одним — русским — полем. А герои спектакля представляются коллективным «левшой», которому предстоит подковать не блоху, а наноробота. И все это в условиях любовного треугольника, для которого наука — лишь фон.

Ул. Казакова, 8. Начало спектаклей в 20.30.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow