СюжетыПолитика

Принципы против прагматики

Евросоюз не собирается ослаблять санкции

Этот материал вышел в номере № 91 от 18 августа 2014
Читать
Евросоюз не собирается ослаблять санкции

История Европейского союза не помнит чрезвычайных обстоятельств, которые заставили бы в разгар августовского отпуска, да еще в «длинный уикенд» на Успение созвать экстренное заседание Совета ЕС. Министры иностранных дел собрались в пятницу в Брюсселе, чтобы срочно обсудить развитие украинского кризиса, но также Ирак, Газу и Ливию. Фон встречи в украинской части был противоречивым.

Накануне в ночь глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу ошарашил информационной бомбой: он договорился с Путиным и Порошенко о трехсторонней встрече, чтобы обсудить проблемы выполнения соглашения об ассоциации ЕС—Украина и поставок газа в Европу, а заодно и стабилизации военной и политической ситуации в Украине. Через полсуток что-то вроде этого подтвердил и Кремль. В контексте ялтинского выступления Путина, которое на Западе восприняли как «примирительное», это прозвучало чуть ли не прорывом к выходу из противостояния.

Под ударом российских продуктовых санкций зашатались некоторые правительства стран ЕС, чьи экономики больше всего пострадали. Казалось, европейское единство рушится и санкциям скоро конец. Намеки на это послышались и от президента Финляндии Саули Ниинисте, который встретился днем в Сочи с Путиным.

С другой стороны, нервы европейцев не один день щекотала таинственная одиссея гуманитарного конвоя из 280 перекрашенных в белое российских военных фур, то возникавшего, то растворявшегося в природе на пути к украинской границе, а на поверку оказавшегося полупустым. Европейцы уже привыкли не верить Москве и подозревали, что она опять хочет их развести.

Хрупкий баланс настроения встречи нарушило утреннее сообщение о колонне российской военной техники, проникшей якобы на Украину и там частично уничтоженной украинцами. Глава МИД Нидерландов Франс Тиммерманс возмутился, что если это действительно так, то служит еще одним доказательством продолжения Россией дестабилизации Украины. Его шведский коллега Карл Бильдт назвал это серьезным нарушением международного права, а британец Филипп Хэммонд предупредил о серьезных последствиях для России. Даже благодушные в отношении Москвы участники, как итальянка Федерика Могерини, с оговорками типа «надо проверить» и «если подтвердится», признали, что Россия ведет себя нехорошо, а в словах большинства министров на выходе из зала заседаний звучал металл.

В постановлении по итогам совета не видно смягчения позиции ЕС. Министры заявили, что их озабоченность украинским кризисом продолжает расти, потому что он (кризис) не идет на спад, а только обостряется и привел к тяжелой гуманитарной ситуации.

Повторив слова о поддержке суверенитета, территориальной целостности и единства Украины, европейцы заявили, что «любая односторонняя военная акция Российской Федерации в Украине под любым предлогом, в том числе гуманитарным, будет рассматриваться как вопиющее нарушение международного права». Они потребовали от России выложить на стол наглядные доказательства ее стремления к деэскалации: прекратить поток оружия и боевиков, а также военных советников в зону конфликта, отвести свои войска от границы в глубь территории.

«Доставка гуманитарной помощи может осуществляться только при должном уважении принципов гуманности, нейтралитета, беспристрастности и независимости», — подчеркнули министры. То есть МЧС России вряд ли подойдет, как и украинская армия или донецкие «ополченцы». Нужно обеспечить свободный доступ международных гуманитарных организаций к нуждающемуся в помощи гражданскому населению.

Несмотря на шатания правительств некоторых стран, рано говорить, что о новых санкциях против России можно забыть. Да, санкции — это вопрос консенсуса, и формально Словакия или Венгрия могут их заблокировать. Но союз на то и союз, чтобы иметь достаточно механизмов воздействия. В этот день как никогда часто в этих стенах звучало слово «солидарность».

«Основания для ограничительных мер в отношении Российской Федерации остаются в силе», — записали министры в своем постановлении. Эти меры ЕС, напомнили они, непосредственно связаны с нарушением Россией международного права незаконной аннексией Крыма и дестабилизацией Украины. ЕС готов рассмотреть дальнейшие шаги в зависимости от развития событий. Напротив, российские продуктовые санкции против европейских производителей, ориентировавшихся на бизнес с Россией (и, следовательно, симпатизировавших России), не имели, по мнению ЕС, законных оснований. Российский удар застал европейских аграриев врасплох, в разгар сезона.

Удар не смертелен. В начале сентября министры сельского хозяйства ЕС соберутся, чтобы поправить ситуацию. До этого Брюссель, как сообщается в постановлении, «ожидает, что третьи страны (например, южноамериканские) и страны — кандидаты в ЕС (Турция, Сербия) не воспользуются новыми торговыми возможностями». Иными словами, не займутся штрейкбрехерством и не ринутся занимать освободившиеся на российском рынке ниши. В приличном обществе принципы выше прагматизма. Если, конечно, они хотят хороших отношений с ЕС или, тем более, вступить в него.

Не будь проблемы газа, ЕС мог быть жестче. В этой жизненно важной области европейцы не церемонятся и с Киевом. Они настаивают, чтобы обе стороны, выведя газ за скобки своего конфликта, заключили соглашение о поставках российского газа Украине и о его транзите через Украину в Европу. Ни одна из сторон, отмечается в постановлении, не должна предпринимать действий, которые бы этому помешали. Европейцы дали понять, что не списывают со счетов украинскую газотранспортную систему как основной путь снабжения ЕС, несмотря на альтернативные «потоки». Они подчеркнули, что украинская ГТС нуждается в модернизации (естественно, с участием западных компаний) и Киев должен согласовывать с Брюсселем «любые действия, которые могли бы создать риск для бесперебойных поставок энергии в ЕС».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow