КолонкаПолитика

«Точка У» и точка опоры

Украинцы преодолели порог в собственном сознании: пацифизм — религия поколения граждан Украины старшего и среднего возраста — убит

Этот материал вышел в номере № 95 от 27 августа 2014
Читать
Украинцы преодолели порог в собственном сознании: пацифизм — религия поколения граждан Украины старшего и среднего возраста — убит

Честно: я не ожидала от себя такой реакции. Но она оказалась стремительней мысли о том, что аплодировать орудиям убийства — как-то неправильно, мягко говоря.

По Крещатику катила новая и отремонтированная бронетехника, которая прямо с парада в честь Дня независимости отправлялась в зону АТО. То есть на войну, если называть вещи своими именами. Собственно, президент Порошенко уже сделал это в речи, назвал происходящее «Отечественной войной 2014 года». Когда на проезжей части, где еще недавно стояли палатки Майдана, показались острые, как огромные отточенные карандаши, ракетные комплексы «Точка У», овация зрителей стала громовой.

«Дальность стрельбы — до 120 километров, площадь поражения — до 70 гектаров», «…способны уничтожить вооружение и живую силу противника», — комментировала женщина-диктор. Почему-то запомнился голос. В нем звучало страшное торжество жены и матери, надеющейся, что ее родные мужчины теперь больше не мишени, но сами смогут отправить к «двухсотым» достаточное число врагов.

Противник (так легче думать) не имеет человеческого лица. Он массой и железом ломится через границу, сознательно не делимитированную, не демаркированную, никогда не охранявшуюся всерьез. И дальше считать, будто большая кровь и жертвы на Донбассе — лишь следствие внутреннего, мировоззренческого, гражданского конфликта, невозможно даже во имя международных переговоров об урегулировании. Детские определения стыдного — «зеленые человечки», «вежливые люди» — остались во времени аннексии Крыма. Агрессора надо называть, как положено у взрослых: армия РФ. Армия сама по себе не нападает, она лишь выполняет приказ.

Неужели воевать с Россией? Не упадет ли небо на землю от подобной постановки вопроса? Нет, небо на месте.

Мы преодолеваем порог, базовую «точку У» в собственном сознании. Пацифизм — религия поколения граждан Украины старшего и среднего возраста — убит. Молодые (первые среди них — присутствующие на параде раненые в боях) уже знают: для борьбы за мир потребуются современное оружие, самое разное, и хорошо снаряженные солдаты. Также не обойтись без добровольцев, партизан, волонтеров, тех, кто умеет оказать первую медицинскую помощь, организовать работу тыла, обеспечить информационную поддержку. Отдельными строками — модернизация армейской структуры как таковой: поворотливое, непродажное командование, современные учебные центры для боевой подготовки, профессиональная внешняя разведка и контрразведка.

Нужна военная доктрина, где без лукавства называются как стратегические партнеры, так и вероятные противники. Нужна реанимация предприятий оборонки на основе западных технологий и общественная дискуссия по поводу сближения с НАТО. Нужно много, очень много средств из бюджета, вплоть до пресловутых «пушек вместо масла» — и не важно, что станут говорить за пределами страны. Потому что сохранить и отстоять эти пределы по-иному, к сожалению, невозможно.

Рожденные в СССР понимают: до сих пор и Россия, и Украина располагали фрагментами армии, советской по природе. Реформирование одной из сторон своего оборонного потенциала не просто разорвет ткань. Этот лоскут никогда не пришить на прежнее место. Новая часть отторгнет его как чужеродное тело: надо молить Бога, чтобы хоть через поколение страны стали просто равнодушны друг к другу.

Но пока в украинском обществе справедливо востребована тема неизбежной милитаризации. Примеряются модели — на кого походить? Министр обороны Гелетей высказал уверенность: армию построят по швейцарскому образцу, наиболее близкому национальному менталитету.

Министру не разрешают, как бывало прежде, безнаказанно мечтать по телевизору о реформах. Причем делают это люди, в прямом смысле слова понюхавшие пороха на Донбассе.

«Идея отличная! Только украинское государство тратит на армию два процента ВВП, а Швейцария — 20. Министры хотели снизить уровень, люди на референдуме отказались: безопасность — прежде всего». «Швейцарская модель предполагает хранение в домах резервистов легкого вооружения. Наша власть на это пойдет? Они же боятся вооруженного народа больше, чем агрессора!» «Надо просто вступить в НАТО и создать нормальную контрактную армию». «Пусть Гелетей историю поучит: в Швейцарии двести лет не было войны, а почему? Не потому, что все с автоматами спят, а потому, что страна занимается преимущественно финансовыми операциями, хранит деньги целого мира. Люди там богатые и счастливые, а не злобные и бедные, как на Донбассе. Сделайте украинцев богатыми, и ни один Путин к нам не полезет!» «Вот именно: сначала наш народ должен разбогатеть. В страну должны пойти деньги, но не займы правительству, а привлеченные средства от инвесторов. При нынешней системе швейцарский устав — либо тупо пиар, либо горы пушечного мяса».

«Точка У» и точка опоры для развития страны пока еще не полностью совпадают.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow