КолонкаПолитика

Почему после ухода с должности основателя «Яндекса» акции российской компании только выросли

Этот материал вышел в номере № 95 от 27 августа 2014
Читать

Нельзя сказать, что отставка одного из основателей ведущего российского поисковика «Яндекс» Аркадия Воложа (второй основатель — Илья Сегалович — не так давно безвременно скончался) стала такой уж неожиданностью. Аркадий Юрьевич находится в возрасте, когда многие эффективные (без кавычек) менеджеры подумывают об отставке — на пике достижений, чтобы потом не огорчать поклонников неудачами. В качестве примера можно привести Билла Гейтса, который отошел от непосредственного управления крупнейшей программистской компанией мира практически в том же возрасте. В этом смысле отставка Воложа — событие вполне рядовое, оно вполне вписывается в контекст обычных бизнес-процессов. Да и отставкой считать свой переход от оперативного управления российским поисковиком на общее руководство группой компаний «Яндекс» сам Аркадий Юрьевич отказывается.

С другой стороны, этот переход (далее будем называть его все-таки отставкой) случился в весьма драматичный период для российского сегмента Всемирной сети. Государство, еще недавно не обращавшее на интернет особого внимания, вдруг осознало, что это главная медиасреда современности, и со всей российской тяжеловесностью вознамерилось обрести над ней контроль. Можно даже точно назвать событие, которое окончательно подтолкнуло власть имущих (и конкретно того, кто у нас единственный принимает стратегические решения) к решительным действиям: это были митинги на Болотной в декабре 2011-го, информацию о которых страна черпала в основном из независимых интернет-источников. С этого момента ускоренными темпами началось неостановимое закручивание гаек, которое вылилось в ряд известных «законов». Название ставлю в кавычки, потому что к подобным наспех принятым декларациям о намерениях уважительный юридический термин не подходит никоим образом — к юриспруденции они вообще не имеют отношения.

Все принятые акты имеют общее направление на ограничение свободы выражения мнений и сформированы в политическом поле, где по умолчанию предполагается нахождение всех нас во вражеском окружении. Ничего хорошего из этого выйти не может: те, кто придумывает и принимает эти «законы», очень далеки от реалий жизни во Всемирной сети. Антон Носик в своем комментарии очень точно назвал их «политруками», руководствующимися политическими лозунгами.

Какое же это имеет отношение к отставке гендиректора «Яндекса»? Самое прямое: от всех этих мер в первую очередь неизбежно пострадает бизнес тех интернет-компаний, которые его когда-то строили без оглядки на политическую конъюнктуру, не предполагая, что, например, когда-нибудь придется корректировать результаты выдачи в поисковой машине в угоду политическому моменту. Наезды на такие компании, как «Яндекс» (и даже на сверхлояльную к режиму MailRu.Group), со стороны «политруков» имеют персонифицированный характер: не имея возможности придраться к безличным алгоритмам, они начинают вслух подозревать руководство в лояльности «заокеанским хозяевам». В этих условиях отставка Воложа должна сгладить подобные обвинения, ввиду исчезновения адресата. Недаром акции «Яндекса» выросли сразу после объявления об отставке.

Подобные умозрительные соображения, вероятнее всего, действительно имеют место в реальности. Однако есть и другое — мне кажется, что Волож не хочет оказаться в положении Павла Дурова, испортившего отношения с властями настолько, что был вынужден бежать за границу. А не портить их руководителям достаточно крупных интернет-компаний сейчас уже не удастся — так как «политруки» не в состоянии внятно сформулировать требования, то все идет к тому, что правила будут все более ужесточаться, становиться все более расплывчатыми и все менее выполнимыми с технической точки зрения. Антон Носик предположил, что все должно закончиться курсом на полный запрет интернета как Всемирной сети, то есть фактическим разрушением ее российского сегмента (правда, надеется, что такое просто не успеет произойти). В этом случае такие компании, как «Яндекс», окажутся не у дел, потому они просто обязаны всеми силами противиться такой тенденции и вынужденно идти поперек «политики партии». И ничем хорошим для их руководителей это не может закончиться.

Отметим один юмористический момент (по крайней мере я надеюсь, что это именно так). Александр Шульгин, занявший место Воложа на посту гендиректора, пришел в «Яндекс» из компании «Кока-Кола». Это сильно напоминает историю с Джоном Скалли, в начале восьмидесятых пришедшего в компанию Apple из «Пепси-Колы», быстро разругавшегося с Джобсом и в конце концов доведшего самую дорогую ныне компанию мира практически до банкротства. Хочется пожелать Александру Шульгину, даже если он окажется лишь неким «кризисным управляющим», не совершать ошибок знаменитого предшественника.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow