СюжетыКультура

Кино наперекор

С 27 августа по 6 сентября пройдет 71-й Венецианский кинофестиваль

Этот материал вышел в номере № 95 от 27 августа 2014
Читать
С 27 августа по 6 сентября пройдет 71-й Венецианский кинофестиваль

В главном конкурсе фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», снятый импровизационным способом (практически без сценария) в северной деревне с местными жителями в роли «самих себя».

Судя по рецензии Дмитрия Быкова («Новая газета», №28), «почтальон Тряпицын» - еще более радикальный и бескомпромиссный эксперимент, чем авангардная «История Аси Клячиной…» (по сию пору лучшая картина режиссера), отправленная в конце шестидесятых на полку. Возвращаясь к парадокументальной эстетике, Кончаловский вновь пытается «запечатлеть на пленку неприхотливое течение жизни». Когда-то они с Андреем Тарковским размышляли о возможности «хроникально зафиксировать жизнь человека в каждый момент его жизни, ничего не отбирая, а потом смонтировать, отжав все неинтересное на монтажном столе». И в этой текучей прозе рассмотреть трагедию и свет надежды.

«Мостра» – старейший кинофорум мира, созданный по инициативе Муссолини, сохраняет имидж биеннале арт-кино (впрочем и зрелищного кинематографа на острове Лидо в фестивальные дни предостаточно). Нынешний руководитель фестиваля Паоло Барате известен нелюбовью к "красным ковровым дорожкам", он предпочитает "чистое искусство". Где еще мог бы найти себе место фильм, «снятый на коленке», взывающий к сущностным вопросам? Не в российском же прокате (сам Кончаловский предполагает выпустить картину в Интернете). Шансы на награду обеспечивают и добрые отношения режиссера с Венецией. Здесь была отмечена его курсовая работа «Мальчик и голубь», Кончаловский участвовал в написании сценария «Иваново детство» Тарковского, удостоенного «Золотого льва». А в 2002-ом его «Дом дураков» получил Гран-при жюри.

Фильм открытия - «Бёрдмен» экспрессивного мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту(«Сука любовь», «21 грамм»). Бывший актер (Майкл Китон), в далеком прошлом сыгравший роль супергероя Бёрдмена, возвращается к звездному образу в новой бродвейской постановке, доказывая всем и прежде всего себе, что актеры «бывшими не бывают».

Среди 20-ти конкурсных фильмов вестерн лауреата Берлинского и Каннского фестивалей Фатиха Акина «Шрам». Финал его условного триптиха «Любовь, смерть и дьявол» связан с темой геноцида армян. Режиссер турецкого происхождения отваживается говорить на тему, которая в Турции, не признающей факт геноцида, остается предметом острых конфликтов. "Тем, кто боится этого фильма, я отвечаю, что это всего лишь кино", – говорит режиссер.

Особый интерес вызывает «Пазолини» — байопик Абеля Феррары о последних днях жизни итальянского режиссёра и поэта, изуверски убитого в Остии на краю Рима (в роли Пазолини - Виллем Дефо).

«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» — так называется философская драма шведского мастера Роя Андерссона, снятая в его уникальной «застывшей» манере. Режиссер обещает кино «глубокое и фантастичное, смешное, трагичное и философское, как творчество Достоевского».

Каннский лауреат Ксавье Бовуа представит неожиданную трагикомедию«Цена славы»про то, как гроб с телом Чарли Чаплина может помочь герою решить его проблемы.

«Манглхорн»Дэвида Гордона Грина – криминальная драма, в центре которой тихий слесарь с громким преступным прошлым, живущий воспоминаниями о грандиозной любви (Аль Пачино).

Единственная документальная картина в конкурсе «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхеймера (автора самого обсуждаемого фильма «Акт убийства», увенчанного десятками престижных наград). Режиссер снова исследует тему массовых убийств в Индонезии 1960-х годов, но уже не от лица исполнителей, а жертв и их близких.

В конкурсной программе «Горизонты» - новые работы всегда актуальных Мохсена Махмальбафа, Франко Мареско, Квентина Дюпье.

Программа «Venice Days» конкурирует с основным показом по части культовых режиссеров: Ким Ки-дук (его “Пьета” два года назад получила «Золотого льва»), Лоран Канте («Золотая пальмовая ветвь» за «Класс»), знаменитый фотограф и режиссер Ларри Кларк

Внеконкурсная афиша пестрит не менее знаковыми для кинематографа именами. Новые работы Ульриха Зайдля, Питера Богдановича, Джо Данте, Джеймса Франко, Барри Левинсона, Мануэла ди Оливейры. Плюс полная режиссерская версия 2-й серии триеровской «Нимфоманки». Покажут и альманах «Разговоры с богами», в создании которого приняли участие Эмир Кустурица, Гильермо Арриага, Мира Наир, Гектор Бабенко, Хидео Наката, Алекс де ла Иглесия…

А в программе «Венецианская классика» – отреставрированная копия «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия, по мнению отборщиков, самая европейская картина нашего классика. В интервью «Новой» Георгий Николаевич рассказывал, что в СССР его комедия подверглась жесткой критике: «Хрущев тогда выступил с призывом не показывать помойки. А тут на следующий день выходит наш фильм — с умытой, цветущей Москвой, словно по заказу партии и правительства. Но я-то снял фильм, который хотелось снять. И Шпаликову он нравился… Думаете, была Оттепель, поэтому и сняли «Я шагаю по Москве» с весельчаком Колей? Напротив, в Оттепель столько негатива вылилось. Начали читать Гинзбург, Солженицына… Стало противно, что мы жили в такую дерьмовую эпоху, не представляя, что у тебя под носом происходило. Все талантливые писатели, художники потянулись к этой беспросветной правде. Захотелось сделать что-то «наперекор».

Среди фильмов программы шедевры Трюффо, Поланского, Брессона, Де Сики, Кесьлевского. Собственно, если искать общий лейтмотив венецианской программы, то это «кино наперекор»: устоявшимся правилам, отработанным жанровым клише, привычным стилям, диктату прокатчиков, проторенным дорогам…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow