Сюжеты

В родной порт лучше не заходить

Фото: «Новая газета»

Экономика

Пелагия Замятинаспециально для «Новой газеты»

В расследовании «Африканские страсти по рыбе» в №94 от 25.08.2014 мы показали, что коррумпированная система не принимает в расчет изменения внешних обстоятельств, в том числе введение санкций, ударивших по российским рыбакам и потребителю. А как себя чувствует в этой ситуации сама отрасль

Председатель Союза рыбопромышленников Севера Владимир Юрьевич Григорьев, с которым мы встретились в Мурманске, процессы на российском рыбном рынке описал не так радужно. Предлагаем читателям его взгляд на проблему.

Председатель Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев

Со времен СССР и флот, и рыбное хозяйство у нас очень сильно поменялись. В Советском Союзе был самый большой флот, наши суда работали по всему миру. После распада Союза мы все вернулись в родной порт. Огромное количество судов, построенных в СССР, осталось в России не у дел: сырьевая база в одночасье стала гораздо меньше производственных мощностей.

А сегодня  уже и большую часть оставшегося флота надо менять, его заказывали еще в 80-е годы. Суда, построенные в этот период, еще пока живы, но по возрасту подходят к списанию. Многие ответственные судовладельцы занимаются модернизацией, постройкой или покупкой за границей новых кораблей. За собственный счет, разумеется. На их усилия по содержанию рыболовецкого флота поддержки и помощи от государства (специальных технических программ, схем поощрения и т.д.) не было и не планируется.

 

Свой порт или север Норвегии?

Одна из главных проблем в рыбной промышленности — так называемые «незаходные» суда. Наши рыбаки вынуждены базироваться за территорией Российской Федерации. Большинство российских рыболовных судов (в основном современные или модернизированные, приобретенные или построенные за рубежом) сейчас базируется в Норвегии. Потому что судовладельцы приобрели или ремонтируют их за пределами России.

То есть потратили деньги на ремонт или покупку судна за границей, понесли затраты. Деньги как правило кредитные, и помимо прямых затрат влекут за собой банковские проценты, которые в российских банках выше, чем в иностранных.

А потом вступает в силу арифметика наших регулирующих отрасль законов и постановлений вкупе с таможенными. Если строил за границей, ты должен еще и заплатить при входе в родной порт 5% импортной пошлины, и сложить ее с таможенной стоимостью этого судна. И на все это накручивается 18% НДС. Результирующая — миллионы долларов на каждое судно, дополнительно. Просто, чтобы зайти в родной порт.

Конечно, можно сказать, что это требование государства: заплатите и зайдите. Но вот транспортные суда освобождены от таких платежей, эти требования предъявляются только рыбакам. И пошлина за въезд на территорию России становится для них просто неподъемной. Отсюда и новый термин, рожденный такой действительностью — «незаходные» суда.

Транспортные же корабли внесены в международный реестр судов. Мало того, что они не платят ввозные пошлины, они еще и имеют скидки по налогам. А рыболовные по ряду факторов не попадают в этот реестр. Это положение в Российском международном реестре судов  надо корректировать, или же сделать амнистию для рыболовецкого флота.

Сегодня же базировать судна в родном порту не просто не выгодно, это серьезные убытки! Порты в результате простаивают. За последние годы они совершенно обветшали.

Построенные в портах цеха  по заморозке и переработке рыбы сейчас почти все закрыты и частью пришли в негодность. Плачевная ситуация и в судоремонте, некогда крупнейшее предприятие Мурманская судоверфь — обанкротилось и ремонтами занимаются небольшие предприятия со слабой базой, да и те можно сказать при смерти.

 

О квотах

Квоты в Российской Федерации принадлежат государству и передаются пользователям (рыбакам) согласно договора о закреплении долей. В 2008 году на основании промысловой статистики за предыдущие годы были рассчитаны доли каждого предприятия от Общедопустимого улова по каждому объекту водных биологических ресурсов, который определяется учеными в ходе научных исследований. И если доли предприятий, согласно закона о рыболовстве №166-ФЗ, неизменны до 2018 года, то общедопустимый улов определяется каждый год в зависимости от состояния запаса того, или иного объекта.

На сегодняшний день промысловые мощности (количество судов флота) превышают сырьевую базу как минимум на 30% . Ощущается явный дефицит квот на вылов ВБР.

 

О перекупщиках

В последние годы мы в основном старались увеличить объем продаж на российском рынке. И, к сожалению, сталкивались с противодействием сетей. Они охотно брали импортную рыбу не самого лучшего качества с точки зрения среды обитания и подкормки. А филе из этой рыбы напичкано полифосфатами и с большим процентом глазури ( это значительно увеличивает ее вес).

Российская же продукция всегда свежая и выловлена в естественной среде. Мы допускаем только заморозку и никакой глазури! По качеству российская продукция несравнима, я отвечаю за свои слова. Но себестоимость ее выше и за счет этого разница в цене — 40-50 рублей на каждый килограмм по сравнению с искусственно выращенной импортной.

Сетевикам, конечно, выгодней использовать китайскую или вьетнамскую продукцию, которая дешевле. Сбыть ее будет проще. Потребитель, видя примерно одного вида филе, в выборе исходит, прежде всего, из цены.

На прилавках наших магазинов большой процент рыбной продукции не российского производства. Основные поставки на наш рынок,  из той же Норвегии — семга, а также скумбрия и сельдь.  Конечно, мы не сможем поставить такой объем семги. А вот скумбрией и сельдью российские рыбаки легко смогут снабдить  страну, а также значительно увеличить объемы поставок наших основных объектов — трески и пикши.

 

Улов и бюрократия

Не последняя проблема для рыбной промышленности — отечественная бюрократия. Условия, которые она нам создает, порой правильно назвать адскими. По прибытию в порт  судну необходима разгрузка, это его главная проблема. И тут у борта возникает аж двадцать шесть контролирующих органов.

Представители этих  контролирующих органов должны  посетить  пришедшее в порт судно. Начинается паломничество. Один за другим контролеры демонстрируют свою значимость.

Пограничники, таможенники, санитары… кого только нет. И пока каждый из них не сделает персональное заключение, ваше судно не сможет разгрузить улов. Правительство было вынужденно даже принять постановление о сокращении времени проверки судна до трех часов.

А тем временем дряхлеет порт. Он ведь живет на процент от перевалки груза. А если грузов нет, нет и процента. Все меньше денег на обновление, развитие, благоустройство порта.

 

Помочь не можете, так не мешайте

Многие проблем в рыбной отрасли созданы искусственно. По большей части они решаемы. Государство часто создает новые проблемы, придумывая все новые законы.

Наглядный пример: для борьбы с браконьерством приняли постановление Правительства Российской Федерации № 486. Его суть коротко: всю рыбу  с акватории Баренцева моря необходимо доставлять в порт. То есть выловил ты рыбу — будь любезен явись в Мурманск, на пересчет улова пограничникам. И бюрократам неважно, что переходы у рыбаков могут занимать по трое суток.

Рыбная промышленность после введения санкций призвана обеспечивать всю Россию дарами моря. Пока наше правительство не решает проблемы рыбаков, промысловые суда обслуживаются за рубежом, а порты дряхлеют.

Мурманск — Москва

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera