КолонкаПолитика

А он все про торговые убытки…

Этот материал вышел в номере № 96 от 29 августа 2014
Читать

Минская встреча президентов России и Украины не стала прорывом к прекращению войны на востоке Украины, отмечают дипломаты в штаб-квартирах ЕС и НАТО. Пока единственный ее положительный результат в том, что она вообще состоялась.

Дипломаты также отмечают, что в публичной части минской конференции с главами Белоруссии и Казахстана и с представителями ЕС Владимир Путин настойчиво сводил разговор к проблемам торговли, как будто именно это сейчас главная головная боль, как будто в одном из регионов Европы не идет война с участием профессиональных военных и тяжелой техники, как будто Россия не имеет к этому кризису никакого отношения.

Что бы ни говорили на встрече с прессой в ночь на среду глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон и ведущие комиссары экономического блока Гюнтер Эттингер и Карел де Гюхт, достаточно было посмотреть на их лица, чтобы понять настроение. Да, в сентябре начнутся трехсторонние министерские консультации между Россией, Украиной и ЕС по условиям поставок и транзита российского газа. Но что-то подобное по торговле уже началось в июле в Брюсселе с участием того же де Гюхта, Улюкаева и Климкина. Договорились о том, что разговаривать и опять же об экономике…

Что касается прекращения войны, то Минск мало что дал. Хотя бы потому, что Россия официально не имеет к ней отношения. Пресс-секретарь правительства Германии Штеффен Зайберт на пресс-конференции в Берлине назвал главной проблемой приток оружия и боевиков из России в восточные районы Украины.

«Предварительным условием для эффективного двустороннего прекращения огня должно стать активное участие России в деэскалации, в том числе соглашение о контроле границ», - сказал он. Сообщив, что его шеф Ангела Меркель на следующий день после Минска позвонила Путину и потребовала разъяснений в связи с информацией о присутствии российских военных на территории Украины.

Собственно, в Брюсселе и европейских столицах и без этих разъяснений убеждены, что российские военные участвуют в боевых действиях против украинского правительства. Для этого есть более надежные, как они считают, источники, чем официальные слова Кремля и Смоленки.

«Никто уже не может принимать всерьез рассказов о сепаратистах на Украине, - заявил в среду в сейме премьер-министр Польши Дональд Туск. – Сообщения последних часов вновь свидетельствуют о том, что на востоке Украины действуют регулярные российские части».

Польский премьер сослался на данные разведки – своей и НАТО.

В штаб-квартире НАТО отмечают, что Россия поддерживает вооруженных сепаратистов все более беззастенчиво. Высокопоставленный натовский дипломат, выступая перед журналистами на условии анонимности (это здесь норма для всех, кроме генсека и пресс-секретаря), обратил внимание на сдвиг в политике Москвы: «от скрытной, неоднозначной, отрицаемой поддержки - к более прямой, открытой, очевидной. Единственная неоднозначность лишь в том, что русские это отрицают».

Он сообщил, что в зоне конфликта используются современные системы вооружений, в том числе (по классификации НАТО) ракеты «земля-воздух» SA-22, гораздо более продвинутые по сравнению с SA-11, которой, по мнению многих европейских экспертов, был сбит малазийский лайнер.

Как бы события ни развивались, уже понятно, что украинский кризис отбросил отношения между Россией и Западом к состоянию до 1997 года. Тогда усилиями дипломатов обеих сторон, особенно Евгения Примакова, при политической воле с обеих сторон был заключен Основополагающий акт об отношениях Россия-НАТО. Он, в частности, закреплял политическое обязательство стран НАТО не размещать существенных вооруженных сил и военных инфраструктур на территории стран, еще собиравшихся тогда стать членами западного альянса.

Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен в интервью, которое опубликовали в среду сразу несколько европейских газет, заявил, что базы и значительные силы быстрого развертывания будут размещены в Восточной Европе. Речь идет о постоянных базах, независимо от того, чем завершится украинский кризис.

На предстоящем в начале сентября саммите НАТО в Уэльсе будет объявлено о создании сил быстрого реагирования, нацеленных конкретно на отражение действий России против восточноевропейских стран НАТО: прибалтийских и других.

«Речь идет о том, чтобы любой потенциальный агрессор знал, что в случае нападения на страну НАТО он встретит не только солдат этой страны, но и натовские войска», - предупредил шеф альянса.

Правда, в обозримом будущем это не коснется Украины. Вопрос о ее членстве в НАТО не обсуждается. Страны НАТО будут изыскивать другие способы ее поддержки, что сделает состязание между Россией и Западом вокруг Украины и вообще лишь более изощренным.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow