Сюжеты

Пробки достигли потолка

Вукан Вучик: «Если слишком много людей сядет в машины — не поедет никто». Урбанист с мировым именем рассказал «Новой», что ничего бесплатного не бывает, как маршрутки крадут пассажиров и почему платить за парковку на улицах — нормально

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 96 от 29 августа 2014
ЧитатьЧитать номер
Общество

Наталия Зотовакорреспондент

 

Вукан Вучик: «Если слишком много людей сядет в машины — не поедет никто». Урбанист с мировым именем рассказал «Новой», что ничего бесплатного не бывает, как маршрутки крадут пассажиров и почему платить за парковку на улицах — нормально

Евгений ФЕЛЬДМАН — «Новая»

— Профессор, зачем вы приехали в Москву в этот раз?

— Главная цель — поучаствовать в заседании Совета независимых экспертов по транспорту, организованном мэрией Москвы: оно пройдет с 27-го по 29-е августа. Мэр создал международный совет экспертов около года назад. Совет собирается раз в год, но в прошлый раз я по семейным причинам не смог приехать, хотя меня и приглашали. В этот раз я приехал на несколько дней раньше, чтобы поработать с «Городскими проектами».

— Что именно вы будете обсуждать на совете?

— Главная тема нынешнего, второго съезда совета — общественный транспорт. Не метро, а именно наземные виды транспорта: автобус, троллейбус, трамвай.

— Насколько я знаю, вы считаете, что с метро в Москве все в порядке, а с наземным транспортом как раз проблемы?

— Ваше метро известно по всему миру своей быстротой и надежностью…

— Я думала, оно известно потому, что выглядит как дворец.

— Да, и поэтому тоже. Но это еще и очень быстрый способ передвижения, несравнимо лучший, чем поездка по улицам. Но одного метро недостаточно: такой огромный по территории город, как Москва, нуждается в хорошем наземном транспорте. В Москве его давно не модернизировали. Автобусы и троллейбусы стоят в пробках вместе с остальными машинами, а еще у вас очень неудобная система платы за проезд: водителю приходится долго ждать на каждой остановке. Сегодня я видел, как это происходит: подъезжает большой двойной троллейбус с «гармошкой», открывает четыре двери. В каждую дверь могут войти по два человека, это восемь каналов входа. Вместо этого люди выстраиваются в очередь, чтобы по одному пройти через турникет!

Или вот трамвай: он может быть очень привлекательным видом транспорта, он быстрее, чем вынужденные стоять в пробках автобусы, а проложить его линию намного дешевле, чем ветку метро. А у вас на рельсы трамвая позволяют выезжать машинам — это недопустимо. И трамвай ждет на светофоре вместе с личными автомобилями. Трамвай, перевозящий 100 человек, должен иметь преимущество перед машиной, в которой едут 1–2 человека.

В Москве совершают огромную транспортную ошибку — разрешают маршрутки. Нельзя иметь хороший общественный транспорт, инвестировать в него — и позволять каким-то частным машинам иногда приезжать и красть пассажиров! У маршруток нет никаких стандартов: по качеству они на уровне худших африканских городов.

— Вам нравятся изменения в сфере транспорта в Москве за последние два года?

— Некоторые вещи мне нравятся, с другими я не согласен. Например, убирают светофоры на больших городских магистралях, считая это улучшением движения. В городе общественный транспорт важнее частных автомобилей. Транспорт большого города рушится, если на улицах слишком много машин. А ваши пробки чудовищны. Нужно склонять людей переходить на общественный транспорт — но это возможно, только если он достаточно быстр и удобен.

— Сейчас в центре Москвы как раз сделали парковку платной, чтобы меньше людей пользовались машинами. Может, следовало сначала общественный транспорт модернизировать?

— Парковки в Москве были полным хаосом. От них больше пробок, медленнее общественный транспорт, неудобства для пешеходов. Это должно быть первым шагом: ничего нельзя улучшить без контроля за парковкой. Люди жалуются, что им приходится платить. Но вообще-то благодаря платной системе улучшается и их жизнь тоже: так они хотя бы могут найти парковочное место и точно знают, где их сколько.

Нужно, с одной стороны, улучшать общественный транспорт, а с другой — делать автомобили менее привлекательными: в некоторых городах берут деньги не только за парковку, но и за въезд в центр города. В Стокгольме, например, это работает прекрасно.

— В Москве мера с платными парковками очень непопулярна, люди недовольны.

— Надо помнить, что, выезжая в город на личном автомобиле, каждый добавляет свою лепту в пробку. Машина — удобная штука, но она же не в воздухе существует, а в системе уличного движения. Если слишком много людей сядет в машины — не поедет никто, весь город станет огромной пробкой. Поэтому нужна система контроля. Если вы стоите в пробке, теряя свое время, а вам предлагают: давайте вы при въезде внутрь Садового кольца каждый раз будете платить по доллару, а взамен мы обещаем, что вы всюду проедете без пробок. Неужели вы не заплатите?

Люди любят бесплатное, но бесплатный — значит заплаченный другими. Когда в Осло вводили плату за въезд в центр города, в первый день люди в возмущении перевернули платежные автоматы: «Почему мы должны платить?» А потому, что это вы, именно вы устраиваете в городе пробки! А на эти деньги, сказали власти, мы будем улучшать общественный транспорт.

— Ну, в Осло ты можешь быть уверен, что твои деньги действительно пойдут на улучшение общественного транспорта, а не кому-нибудь в карман.

— Но тогда это касается всего: как же платить хоть какие-нибудь налоги? Это вопрос контроля, но это не значит, что сама идея платы за парковку нехороша.

— В России популярна точка зрения, что с нашим менталитетом никакая хорошая идея не сработает. Мол, поставь скамейку — сломают, посади цветы — выкопают… Сейчас москвичи массово закрывают номера своих машин листками бумаги, чтобы избежать штрафов за неоплаченную парковку, даже люди на дорогих машинах.

— В скольких же городах я это слышал! «В Мюнхене такое не пройдет, в Париже не получится, в Риме все будут обманывать…» Далеко не только в Москве люди пытаются увильнуть от платы, поверьте. Когда много народу в стране начинает покупать машины, как в России, граждане сталкиваются с новыми для себя проблемами. Одна из них называется: «Почему это я должен платить за то, что было бесплатным?» Если что-то стоит дешево, его начинают использовать слишком много. Чтобы снизить потребление, государство повышает цену — так делают и с сигаретами, потому что государство заинтересовано в том, чтобы люди меньше курили.

В Америке попробовали сделать использование машин дешевым. Бесплатная парковка, дешевый бензин… Все из-за лобби производителей автомобилей и строителей дорог. Когда я приезжаю в средний по величине американский город, в центре рядом с каждым зданием я вижу паркинг такой же высоты и многоуровневые развязки. Власти говорят: «Но людям нравится водить». Да, нравится, если это дешево и удобно. Но тогда города становятся местом, куда никому не хочется идти. Москве нужно уберечься от этого — это красивый город, здесь столько парков и памятников.

— Это первый раз, когда вы работаете с московскими властями?

— Нет, я встречался с несколькими заместителями мэра, я знаком с господином Ликсутовым: он говорил мне, что его принцип — как раз приоритет общественного транспорта перед личным. Он показал прекрасное понимание того, для осознания чего Америке потребовалось 20 лет ошибок. Плодотворная беседа получилась у меня и с главой Мосгортранса.

— Так они слышат вас? Пользуются вашими советами?

— Да. Но не всегда, конечно. Чтобы убедить, нужно десять раз что-то повторить. Часто во многих городах происходит вот что: «Лучше сделать так-то и так-то». Мне отвечают: «Вы совершенно правы, но уже поздно: мы начали делать иначе». А я говорю (берет листовку с анонсом своей лекции в России и медленно читает по-русски): «Никогда не поздно перестать двигаться в неверном направлении». С «Городскими проектами» мы сделали независимый экспертный доклад о двух проектах: реконструкции Ленинского проспекта и строительстве Северо-Западной хорды, и объяснили, почему они не улучшат дорожное движение, а ухудшат ситуацию. После этого город решил не трогать Ленинский — это очень важная победа. Так же было с парковками на Тверской — «Городские проекты» провели исследование и выпустили буклет, в котором продемонстрировали, как всего 38 припаркованных машин мешают проходу 2520 людей. И мэр убрал парковку.

— Давно вы работаете с «Городскими проектами»?

— Максим (Кац, один из основателей «Городских проектов». — Н.З.) пригласил меня в Москву в 2012 году, вскоре после того, как «Проекты» возникли. В прошлом году я приезжал сюда два раза, в этом году второй раз в России.

— В Россию так часто? Почему?

— Ну, еще я часто езжу в Сингапур, я один из советников министра транспорта, а также в Сан-Франциско — я советник сити-менеджера уже около 20 лет, они регулярно меня зовут.

— Вы знаете, что Северо-Западную хорду, несмотря на ваш доклад, все же собираются строить?

— Да, теперь они говорят, что поставят звуконепроницаемые окна в окрестные дома и посадят деревья. Но это не решит проблему пробок. Да и разве наша цель — чтобы как можно больше машин ехало с максимальной скоростью? Или наша цель — приятный для жизни город?

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera