СюжетыПолитика

ФСО, самокат, думский ветеран

«Новая» продолжает серию материалов о борьбе кандидатов за Мосгордуму. В округе № 5 (Щукино, Хорошево-Мневники, Филевский парк) столкнулись сразу три сильных кандидата

Этот материал вышел в номере № 97 от 1 сентября 2014
Читать
«Новая» продолжает серию материалов о борьбе кандидатов за Мосгордуму. В округе № 5 (Щукино, Хорошево-Мневники, Филевский парк) столкнулись сразу три сильных кандидата — Максим Кац, Олег Сорока и Сергей Бабурин
Изображение

Кандидат на самокате

Максим Кац — самовыдвиженец, собравший подписи и преодолевший заградительный фильтр. Деньги на кампанию он собирает с помощью фандрайзинга: с тех пор как Яндекс.Деньги запретили переводы с неавторизованных счетов, кампания Максима на грани срыва.

На точках агитации — баннеры с объяснением повестки Каца в картинках. Повестка — пешеходные зоны, общественные пространства, город для пешеходов, а не машин. В 2012-м он с Ильей Варламовым основал «Городские проекты», которые добились запрета парковаться на тротуарах Тверской, не допустили реконструкции Триумфальной площади без архитектурного конкурса, вернули троллейбусный маршрут № 66 и провели открытый конкурс на новую схему московского метро. «Сейчас, чтобы на идею обратили внимание, приходится шуметь в паблике. А будучи депутатом, я свой план, скажем, реконструкции Покровки, понес бы прямо к Собянину», — объясняет Кац.

На точке активисты раздают газеты, отвечают на вопросы о кандидате и собирают номера телефонов, чтобы перед выборами напомнить сторонникам прийти на участок. Агитаторы — не волонтеры, они получают зарплату: Кац убежден, что оплаченный труд эффективнее. Но при приеме в штаб все соискатели проходят отбор: отсекают тех, кто пришел только из-за денег. В штабе остался лишь один пришедший ради заработка — студент Арсений. Приобретение для штаба стоящее — в июне он собрал больше всех подписей. До кампании Каца молодой человек политикой не интересовался, о кандидате и его «Городских проектах» даже не слышал. Пришлось изучить программу как следует: «Мне говорили: что же ты за еврея агитируешь. Надо было им что-то противопоставить!»

Агитаторы стоят в людных местах, чаще всего у метро, регулярно уходят агитировать во дворы. От традиционных встреч, которые ведет большинство кандидатов, Кац отказался после пары попыток: «Оказалось, на них ходят в основном шумные, недовольные жизнью женщины, которые обступают меня кольцом, — и никого больше невозможно услышать». Максим же ставит себе задачу сделать как можно больше контактов с избирателями в час. Поэтому ездит по родному Щукину и соседним районам на самокате и всем раздает визитки со своим мобильным.

Примерно половина встреченных во дворах людей Максима узнавали: в 2012 году его избрали муниципальным депутатом в Щукине, где живут и он, и его бабушка с дедушкой. С тех пор он успел добиться запрета парковки на тротуаре у ТЦ «Щука», пробить установку 165 лавочек на улицах. Жители (на этих лавочках сидящие) жаловались, что из-за кафе во дворе ночами шум, другие — что на месте сгоревшего дома культуры устроили парковку. «Я не могу им ничего обещать, — объяснял мне Максим. — Это будет нечестно, я даже не знаю, какие полномочия у меня будут в думе».

Далеко не все к Максиму благожелательны: «А что ж вы покер забросили?» — ехидно спросила молодая мать, гуляющая на детской площадке с ребенком. «Мне стало другое интересно. А вы знаете, что я самый молодой чемпион России по покеру?» — обезоруживающе похвастался Кац.

— Я буду за вас голосовать, — улыбнулся отдыхающий во дворе дедушка, пряча визитку Максима в карман. — А я человек слова! Нас ведь, и старых, и молодых, один вопрос беспокоит: как жить лучше… и как остановить фашизм, идущий с Украины.

Максим уже уходил. Можно было кивнуть и уйти. Но он зачем-то снова прислонил самокат к лавочке и сказал:

— Тут я с вами не согласен. Я считаю, что никакого фашизма в Украине нет.

После короткой, мгновенно накалившейся дискуссии старичок демонстративно вынул из кармана визитку Каца и отдал ему со словами: «Мы на разных полюсах!»

«Я просто говорю, что думаю», — отвечает кандидат, уверенный, что сможет выиграть выборы, нигде не соврав.

Изображение

«Не проворонь Сороку»

В десяти метрах от агитаторов Каца поставили свой стол с агитацией волонтеры его главного конкурента — Олега Сороки. Волонтеры уверяют, что работают бесплатно. Говорит так даже агитатор Катя, которая ради раздачи буклетов с программой оставляет дома двухлетнего ребенка. На майках раздающих — надпись «Не проворонь Сороку». На баннерах, которыми завешан весь округ, — красивый логотип со стилизованной под «галочку» в бюллетене сорокой. Нигде не значится, что на выборы Олега Сороку выдвинула «Единая Россия». Впрочем, типичным единороссом Сороку точно не назовешь, он не член этой партии и в своей программе подчеркивает: «Я не политик». Сорока — бывший офицер ФСО, а сейчас — глава строительной компании «Пионер», в округе он победил на праймериз. «В Мосгордуму идет много профессионалов своего дела», — говорит он, считая плюсом то, что дума теперь непрофессиональная: они смогут не отрываться от основной профессии.

Встречи с жителями Сорока старается проводить тематические: во дворы Мневников пришел выяснять, хотят ли жители пятиэтажек «несносимых» серий капремонта или все-таки переселения в новое жилье. Разговор сразу сползает на другие темы: жители рассказывают, что в микрорайоне вообще нет «ливневки», и вся вода скапливается у дома, находящегося под горкой. Ругаются, что дорожки между домами не заасфальтированы — в плохую погоду вязнут в грязи. «Вы видели в том дворе детскую площадку? И мы нет! А нам на запрос ответили, что все укомплектовано малыми формами!» — жалуется на местных чиновников пенсионерка.

— Она сама раньше в ЖЭКе работала, знает, как эти отписки пишутся, — подкалывает ее соседка.

На встрече — человек 10. Наибольший энтузиазм проявляют трое школьников лет десяти: они узнали кандидата по билбордам и снимают его на телефон. Группа жителей кочует за кандидатом в соседний двор, где у него запланирована вторая встреча. На нее заглядывает молодежь, три активиста инициативной группы дома, который должны были расселить еще в 90-х. Помощница записывает имена и адреса просителей. «Некоторые просьбы и жалобы удалось решить сейчас: обращались в прокуратуру, управу, профильные департаменты». Сорока встречался с руководством государственного бюджетного учреждения «Жилищник», по работе которого у жителей много жалоб, — удивительно, но там соглашаются выслушивать критику от кандидата в депутаты.

…«Программу берут в основном люди пожилые, — говорит Лилия, агитатор у метро «Октябрьское Поле». — Чтобы молодые за государство свое болели, такое сейчас редко бывает». Лилии по виду лет 20, и она, видимо, как раз такой редкий случай: «Я за своего кандидата болею и за Москву тоже, а то ведь есть люди — наобещают и обманут».

Изображение

Собрать Советский Союз

«У нас в округе представлены все политические силы», — с удовольствием говорит Сергей Бабурин и находит, за что похвалить каждого конкурента. Он вообще выступает за коалиции оппозиции и против монополии одной силы, поэтому и выдвинулся от КПРФ, хотя по взглядам больше националист, чем коммунист: «Мы сделали попытку создать широкий патриотический фронт». Бабурин — политический старожил, депутат трех созывов Госдумы. Он с удовольствием рассказывает, как лежал на полу в своем кабинете, когда в 1993 году расстреливали Верховный совет.

Встречи Бабурина проходят как с жителями во дворах, так и с организациями — был он, например, в Доме культуры Курчатовского института. Для районного Совета ветеранов встреча с кандидатом — большое событие. «Девочки, готовьте вопросы кандидату», — командует суровый председатель. «А он не испугается?» — волнуются «девочки» — ветераны. Бабурин начинает выступление со своей биографии: как служил в Афганистане, как пришел преподавать в РГТЭУ и возглавил университет, как стал лидером антиельцинской оппозиции в Думе.

За всю встречу кандидат почти не говорит о проблемах района. Бабурин, как и Кац, избирателям ничего не обещает: «Я не пытаюсь выдавать депутата за работника исполнительной власти. И считаю непродуктивным, если человек выдает решения исполнительных органов за свои обещания, я популизмом никогда не грешил». Зато позиция о пути страны у него определена: «Пока живы те, кто помнит Советский Союз, мы можем собрать страну!» Предлагает понизить стоимость продовольственного пакета в Москве и спастись от засилья мигрантов, а также прекратить разрушать систему образования: «Пару лет назад мы провели опрос первокурсников, чтобы понять, кто к нам поступил после ЕГЭ. Так 35% не смогли сказать, кто такой Гагарин, 25% были уверены, что во время Великой Отечественной войны страной руководил Ленин. Нас пытаются превратить в существ, которые могут только обслуживать трубопроводы, — ну и английский знают, чтобы с хозяевами говорить».

Бабурин надеется добиться больших полномочий для муниципалитетов и контроля Думой городского бюджета, и конечно, он за возвращение МГД на профессиональную основу. «Если в Думе снова будет засилье «Единой России», то ничего опять не сделать», — говорит кандидат.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow