Сюжеты

Капитан.нет

Судовая роль Александра Кувшинова. Как сделать карьеру в дальнем плавании по кабинетам

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 98 от 3 сентября 2014
ЧитатьЧитать номер
Общество

Андрей ОстровскийНовая газета

Судовая роль Александра Кувшинова. Как сделать карьеру в дальнем плавании по кабинетам

Александр Кувшинов

Общим местом стали многочисленные публикации о выявленных липовых дипломах, фальшивых кандидатских и докторских диссертаций. На Дальнем Востоке в эту банальную ситуацию сумели внести новый, оригинальный нюанс.

Для специфического удаленного региона, вся история которого насчитывает полтора-два столетия, ключевой и самой уважаемой всегда была профессия моряка. А капитан — фигурой почти сакральной. Капитан небольшого промыслового сейнера или ракетного крейсера для экипажа — второй после Бога. А есть еще — капитан порта, главный, по сути дела, представитель государства, обеспечивающий соблюдение законов и безопасность мореплавания.

Чтобы стать капитаном, штурману надо обойти едва ли не полпланеты, набрать соответствующий стаж, сдать уйму экзаменов. Чтобы стать капитаном порта, надо быть одним из лучших в профессии, человеком в своей среде известным и уважаемым.

Путь долгий и, как всегда казалось, единственно возможный. Ан нет.

Еще в 2006-м капитаном порта Восточный стал некий Александр Кувшинов, представивший соответствующие документы о стаже работы капитаном дальнего плавания. Тогда уже, правда, в профессиональной среде начались недоуменные разговоры: такого капитана никто не знал. Однако в Минтрансе и Федеральном агентстве «Росморречфлот», очевидно, хорошо знали, что делают. Потому что уже через 4 года, в 2010-м, Кувшинов становится капитаном порта Владивосток, а вскоре совмещает эту должность с постом руководителя ФГУ «Администрация морских портов Приморского края». К этому времени порты Приморья вышли в абсолютные российские лидеры по грузообороту; совокупная перевалка грузов на причалах стала зашкаливать за 250 миллионов тонн в год. Но и вопросов к бурной карьере главного по портам становилось все больше.

В официальных документах, заполняемых для трудоустройства в государственные структуры, Кувшинов указывает, что работал капитаном промысловых судов Базы активного морского рыболовства (Находка). «Новая газета» запросила подтверждение этого факта и получила ответ — такого не было.

Странно выглядит и его трудовая книжка, практически вся заполненная одним почерком — по причине «утраты» предыдущей. Есть в распоряжении редакции и справка, которую Кувшинов, еще работая в Восточном, выдал сам себе — о том, что с февраля 2001 года по март 2002-го (то есть больше года, что крайне важно для плавательского ценза) он работал капитаном теплохода Holding Branch (грузоподъемность более 9 тысяч тонн, что тоже важно, судовладелец — ООО «Судоходная кампания «ЛАМ», Находка). Однако в ответ на наш запрос из ООО «СК «ЛАМ» сообщили, что ни одного дня Кувшинов капитаном у них не работал, и даже прислали копии судовых ролей за указанный период времени, где капитаном значится Г. А. Гегучадзе.

Есть и еще одна аналогичная справка, в которой говорится, что Кувшинов работал в 2000 году капитаном теплохода «Карага» (грузоподъемность 3,5 тысячи тонн, судовладелец — Ocean Trace Limited). И снова на наш запрос в данную компанию пришло сообщение (опять же, с копиями судовых ролей), что в тот временной отрезок капитаном «Караги» являлся Н.В. Пирожков.

Что говорят на этот счет нормативные документы? Вот Кодекс торгового мореплавания РФ: «…на должность капитанов крупных портов назначаются лица, имеющие высшее специальное образование, диплом капитана и стаж работы в должности капитана судна не менее 5 лет». Если исключить указанные выше периоды, то такого стажа у Кувшинова не набирается. Другой и не менее нормативный документ — УК РФ, статья 327 которого посвящена подделке, изготовлению или сбыту поддельных документов. Третий пункт этой статьи говорит об использовании заведомо подложного документа...

Не интересовались ли этой карьерой компетентные органы? Интересовались. Еще в 2006 году в местных органах УВД родился такой документ: «…Проведенной проверкой на основании официальных ответов по местам работы, <...> подтверждены данные о том, что Кувшиновым А. И. поданы в Министерство транспорта РФ документы, содержащие недостоверные сведения о его трудовой деятельности, отражающие необходимый стаж плавания капитаном судна…» Это не секрет. Секрет — почему эта информации оказалась положенной под сукно.

Правда, пока мы рассылали запросы, собирали справки и документы, в карьере Кувшинова случился временный — похоже на то — обрыв. В минувшем декабре он был снят полицией с рейса Москва—Владивосток из «Шереметьева» по причине банального чрезвычайного опьянения. При заполнении стандартного набора бумаг (копии всех документов имеются в редакции «Новой») задержанный сообщил, что он нигде не работает. Как в воду глядел: через пару недель стало известно, что А.И. Кувшинов по собственному желанию освобожден от всех занимаемых в системе Минтранса должностей.

Однако востребованность ценного кадра оказалась высока. Уже в январе по предложению «Росморречфлота» он становится советником владивостокского филиала ФГУП «Росморпорт». Можно предположить, что после непродолжительной паузы его карьера вновь рванула бы ввысь, да вот незадача: 15 июня 2014 года следственное управление УМВД РФ по Приморскому краю возбудило против Кувшинова уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием служебного положения».

На самом деле обвинение пустяковое. Установлено, что, будучи подвержен административному штрафу (в бытность капитаном порта Владивосток), а последний должно оплачивать исключительно оштрафованное лицо, он дал указание главному бухгалтеру оплатить штраф с лицевого счета предприятия. Сумма — 15 тысяч рублей — смешная. Зато сам подход — показателен.

По информации «Новой», дело завершено расследованием и сейчас находится на утверждении во Фрунзенской районной прокуратуре Владивостока для последующей передачи в суд.

Тем не менее судоходная общественность Приморья взбудоражена готовящимся назначением Кувшинова на очередную руководящую должность в отрасли. Информация оказалась настолько горячей, что Дальневосточная ассоциация морских капитанов — одна из самых уважаемых и объединяющая сотни наиболее авторитетных в отрасли людей общественных организаций в регионе — сочла необходимым обратиться с письмом в адрес министра транспорта РФ М.Ю. Соколова, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта («Росморречфлот») А.А. Давыденко и генерального директора ФГУП «Росморпорт» А.В. Тарасенко.

Вот что пишут капитаны.

«…С чувством глубокого недоумения морская общественность российского Дальнего Востока воспринимает в последнее время «карьерные подвижки», если так можно выразиться, бывшего руководителя ФГУ «Администрация морских портов Приморского края» — капитана морского порта Владивосток А. И. Кувшинова.

В профессиональной среде все друг друга хорошо знают; в среде капитанов, судоводителей, да еще и с большим стажем, — тем более. Согласно нормативным документам, стать капитаном порта может только судоводитель с определенным и безупречным стажем. Однако ни один из нас — членов Дальневосточной Ассоциации российских морских капитанов — никогда не знал капитана Кувшинова. Тем не менее каким-то образом именно этот человек стал капитаном порта Восточный, затем — порта Владивосток, а впоследствии возглавил ФГУ «Администрация морских портов Приморского края».

В последнее время Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство «Росморречфлот» много делают для восстановления и укрепления престижа профессии моряка. Дальневосточная Ассоциация морских капитанов всемерно поддерживает эти действия. <...> Однако не случайна поговорка о ложке дегтя в бочке меда. Одна история с карьерой «псевдокапитана» Кувшинова способна перечеркнуть всю нашу работу и нанести непоправимый ущерб престижности морской профессии.

Дальневосточная Ассоциация российских морских капитанов убедительно просит вас подходить к кадровым назначениям в территориальные структуры Росморречфлота с высокой степенью тщательности. Вдвойне и втройне это касается российского Дальнего Востока, где все профессии, связанные с морем, имеют судьбоносное, определяющее для региона значение».

…Согласно провозглашенной стратегии и в силу текущего политического момента Россия разворачивается на Восток. Именно в этом направлении ожидается резкий рост экспортно-импортных операций, а соответственно, и грузопотоков. Фактически уже сегодня порты Приморья работают на пределе своих мощностей. Не случайно в разных точках региона ведется одновременное строительство сразу четырех угольных терминалов. На подходе строительство в южном Приморье нефтехимического комбината «Роснефти» и завода СПГ «Газпрома», совокупные экспортные отгрузки которых будут достигать десятков миллионов тонн.

И должность главного государ-ственного смотрящего за всей портовой деятельностью будет только расти в цене.

А в пару к уже завоевавшему популярность интернет-ресурсу «Диссернет» впору создавать параллельное — «Капитан.нет».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera