СюжетыКультура

Новые приключения «русского Голливуда»

Ялтинскую киностудию присоединили вместе с Крымом. Теперь решают, что же с ней делать

Этот материал вышел в номере № 98 от 3 сентября 2014
Читать
Ялтинскую киностудию присоединили вместе с Крымом. Теперь решают, что же с ней делать

Во время своего визита в Крым Владимир Путин на встрече с деятелями культуры 14 августа распорядился поддержать Ялтинскую киностудию, а 27 августа, в день рождения отечественного кино, руководители киноотрасли, директора киностудий встречались с журналистами. Цветущие оптимизмом речи напоминали празднование Нового года в совучреждениях. Докладывали в основном об успехах и достижениях, росте доли нашего кино в прокате. На вопрос «Новой» о судьбе Ялтинской киностудии (тема была заявлена в пресс-релизе первой, но «пропущена» спикерами) глава департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов, помрачнев, скупо пояснил, что студия находится в частной собственности, сейчас «проводятся переговоры и решаются вопросы, поэтому о развитии студии на сегодняшний день говорить пока рано». Ректор ВГИКа Владимир Малышев добавил, что готов удовлетворить просьбу правительства Крыма и открыть филиал вуза: «Мы не против, но надо подготовить условия. Пока что мы двух крымчан приняли на первый курс. Ялта — земля кинематографическая, и надеюсь, что там все будет развиваться», — завершил он.

А пока правительство «решает вопросы» с очередными хозяевами, взглянем на прошлое, настоящее и будущее одной из старейших в СССР фабрик по производству кино.

Ихтиандр отдает деньги, ценность которым не знает. «Человек-амфибия»

Первые кинематографисты начали снимать в Крыму в начале прошлого века, а в 1911-м Александр Ханжонков и Василий Гончаров уже демонстрировали монументальную эпопею «Оборона Севастополя» — первый русский полнометражный фильм — в Ливадийском дворце первым зрителям: Николаю II и его семье. Малоизвестный факт: последний самодержец был не только почитателем синема, но и продюсером, по его высочайшему повелению авангардный для своего времени документально-игровой проект был запущен, снабжен историческими консультантами, получил частичное финансирование из казны. Немую картину для пущего эффекта озвучивали прямо в зале (в основном оружейными выстрелами).

1919-й. Успешные киноателье Ханжон-кова, Ермольева, Трофимова национализировали — сформировав единую государственную Ялтинскую кинофабрику.

На протяжении столетия переустройства сотрясали студию. Ее вливали в трест «Востоккино» (1930), передавали «Союздетфильму» (1936), дарили во владение «Мосфильму» (1951). В 1957-м неистовой энергией чиновничьего энтузиазма преобразовали в «Ялтинскую киностудию художественных фильмов». Нашу, как говорил Шкловский, «очень художественную реальность» следовало отражать соответствующими средствами. Через шесть лет кинофабрику превратили в филиал Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.

Несмотря на организационную чехарду, фабрика кино набирает обороты, используя дивное местоположение для сотворения волшебных миров в «Новом Гулливере», «Золотом ключике», «Алых парусах» Птушко, в «По щучьему велению», «Коньке- Горбунке», «Новых похождениях Кота в сапогах» Роу. И право же, наши доморощенные сказки по выдумке, зрелищности, таланту не уступали Голливуду.

В крымских пейзажах, где «…странный отблеск меловой расщелин древних», время теряет очевидные приметы. Здесь вольготно чувствует себя классика («Садко», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», «Дама с собачкой) и остросовременные ленты («Друг мой Колька»). И для жанра трудно представить себе больший простор и безграничье натурных видов. На полуострове снимали «Остров сокровищ» и «Детей капитана Гранта»; прорывный для своего времени фантастический хит «Человек-амфибия» (для уникальных подводных съемок нашли бухту с чистой водой Ласпи). Ленту о мытарствах морского дьявола посмотрели более 100 млн зрителей. Гайдаевская комедия «Кавказская пленница» в первый же год собирает более 76 млн зрителей, а камень, на котором студентка-комсомолка-красавица Нина голосом Аиды Ведищевой поет про медведей, становится местом паломничества туристов. Для еще одного прокатного рекордсмена — истерна «Новые приключения неуловимых…» в массовку отбирали ялтинцев: платили 1 руб. 50 коп. за день съемки. Да и для авторского кино в Крыму находилось место: Тарковский с художниками воссоздавал здесь комнату Криса в «Солярисе».

Кинематографическая Мекка в оптическом прицеле камеры превращается в средиземноморские пейзажи, в виды Северной Америки, скалы Африки, европейское высокогорье и даже в заснеженную сибирскую тайгу (финальный эпизод «Девчат»).

Шестидесятые — золотой век «рус-ского Голливуда». В золотую пору советского кино здесь снимался каждый третий фильм, сотни человек в штате, рука об руку работали отечественные и «заграничные» съемщики. Группы могли приезжать налегке: их обеспечивали и массивным техническим оборудованием, и реквизитом.

В конце 80-х «южная база Госкино» стала самостоятельным государственным предприятием — Крымской киностудией «Ялтафильм». В среде кинематографистов студию любили не только за комфортные погодные условия, каникулярное настроение даже в разгар самой сложной работы, но и за реноме «особой удачливости». Считалось: хочешь снять шлягер, команда «Мотор!» должна прозвучать под олеандрами, рядом с древними руинами, под отвесными крымскими скалами. Бестселлерами становились «Пираты XX века», «Человек с бульвара Капуцинов», «Десять негритят» (фильм по роману Кристи Говорухин снимал непосредственно в «Ласточкином гнезде»). И, конечно же, культовая «Асса» Сергея Соловьева — фильм-прощание с СССР, с героем, ищущим путь к личной свободе, снимали среди заснеженных ялтинских пальм.

Кончен бал. Тушим свет и курим солому. «Асса»

В те же 80-е планов было громадье. На территории основной студии в центре Ялты Госкино планировало построить трехзальный киноконцертный комплекс на 2000 мест с гостиницей… Киностудия (земельный участок площадью 1,4 га на ул. Севастопольская, 4) получила новую территорию на Поликуровском холме, том самом, где похоронен Ханжонков. Поговаривали о переезде… а под шумок распродавали имущество.

Упадок 90-х фактически обанкротил фабрику, а ее территория (более 12 га) всегда казалась лакомым куском для нечистоплотных бизнесменов. Студийные старожилы взывали к общественности, оберегая от распродажи корпусов и золотой земли. Студия выживала за счет оказания услуг заезжим кинематографистам.

В нулевые «Ялтинская киностудия» — совместное российско-украинское предприятие (с 2000-го) — энергично привлекала инвестиции, снова активно начали снимать («72 метра», «Водитель для Веры», «Яды…» Карена Шахназарова, «9 рота», «Обитаемый остров», «Кавказский пленник»). В 2003-м Марлен Хуциев создавал здесь свою «Невечернюю» — незавершенную поэму о встрече Толстого и Чехова, в фильме есть эпизоды, на которых видна Ялта, часть сцен в чеховском доме-музее.

Между тем массовые сокращения продолжались. Гендиректор Дмитрий Таран объяснял это отсутствием средств и единственным способом выживания — налог на землю неуклонно рос. В приказе о сокращении указано: «В связи с прекращением работ по основному профилю…» Студия переориентирована на аренду оборудования и постпродакшн.

— Цель приезда? — Этнографическая экспедиция. — Понятно. Нефть ищете? «Кавказская пленница»

Украинский вектор решили поддержать проектом «Фабрика украинских ремейков». Очередной директор обещал лично заняться компанией по созданию фильмов, в названии ее непременно включить слова «Ялта», «Продакшн» и «Таран». Метод «таран» не сработал, проект заглох. Штат усыхал, последнее сокращение пощадило около двух десятков сотрудников: менеджмент, бухгалтерию, сторожей, электриков — все с символической зарплатой.

Последние годы информация о студии напоминает военные сводки: рейдерские захваты, крышевание бандитами, нечистые на руку руководители-лопахины, мечтающие об одном: раздербанить, распродать участки (пресса писала о продаже «Поликомом-Вест» в 2005-м студийных зданий, построенных в конце ХIХ и в начале ХХ века, по стоимости малогабаритных квартир). В 2008-м депутаты ялтинского горсовета разрешили Ялтинской киностудии изменить целевое назначение части территории (5 из 12,8 га) — планировалось отгрохать аж 70 особняков элитного жилья (земля — примерно $20—25 тысяч за «сотку»).

Старожилы, такие как Валерий Павлотос, проработавший здесь 40 лет, собирали пикеты, заваливали президентов и министров письмами… Останавливали беспредел. Тем временем территория, окруженная колючей проволокой, и сама студия приходили в запустение, привлекая не столько кинематографистов, сколько автолюбителей. Говорят, здесь неплохо чинили машины.

Аполитично рассуждаешь, честное слово. «Кавказская пленница»

Выступая в Музее имени Чехова, Владимир Путин рассказал, что вместе с премьером Медведевым они просматривали документы, связанные с отчуждением территории и имущества Ялтинской киностудии в пользу бизнесменов, — но четкого ответа о собственниках так и не получили: «…Какие-то российские собственники, какие-то строительные компании с Украины. Интернациональная бригада, но надо бы их найти», — велел президент, чтобы «договориться с ними цивилизованным образом». (Среди недавних и нынешних собственников значатся российское ООО «СтройСектор», компании «Поликом-Вест», а также основатели московского Национального космического банка Сергей и Андрей Аршиновы.)

Часть средств программы социально-экономического развития Крыма (стоимостью 700 млрд рублей) уже решено направить на развитие культурного потенциала Крыма, а значит, и киностудии перепадет.

Судьбой проблемной кинофабрики и ее активами всерьез озаботился СК во главе с Никитой Михалковым, предложившим возродить Ялтинскую киностудию, создав на ее базе молодежный экспериментальный центр «Дебют». По словам очевидцев, Михалков приезжал вместе с крымским премьером Аксеновым, внимательно осматривал студийные гектары. На знаменательной встрече Путина с работниками культуры Крыма он сообщил президенту, что мог бы «показать наработки по Ялтинской студии», но сослался на отсутствие необходимой аппаратуры в Доме-музее Чехова. Режиссер и кинодеятель доложил, что крымское отделение российского СК уже образовано, что создается и крымское отделение Фонда культуры, возглавит его, судя по всему, Арина Новосельская — министр культуры Крыма.

Министр культуры Новосельская активно подключилась к вопросу: «Нами уже готовится проект постановления Госсовета РК об отмене ряда решений, связанных с киностудией, принятых много лет назад не совсем корректно. Постановление будет принято в ближайшее время. Сегодня наша главная цель — сохранить деятельность Ялтинской киностудии и сделать так, чтобы она принадлежала государству».

Обретет ли «русский Голливуд» вторую жизнь, покажет время. Грустно, но закономерно вот что. На ялтинскую встречу с деятелями культуры, судьбоносную для кинофабрики, и не подумали пригласить тех самых кинематографистов, которые десятилетиями бились за киностудию, отстояли легендарный бренд, не позволили застроить виллами элитную территорию. Тех самых «деятелей культуры», благодаря которым она еще существует.

P.S.2 сентября правительство Крыма приняло решение принудительно выкупить Ялтинскую киностудию, средства для этого планируется выделить из бюджета республики. Решение крымского совета министров стало первым фактом применения регионального закона о выкупе стратегических объектов, принятого в начале августа.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow