СюжетыОбщество

Войсковая участь

Как остановить гибель солдат в части № 66431

Этот материал вышел в номере № 98 от 3 сентября 2014
Читать
Как остановить гибель солдат в части № 66431

Завтра, 4 сентября, во Владикавказском гарнизонном военном суде продолжат слушать дело о гибели 19-летнего российского призывника в войсковой части № 66431 (Цхинвал, Южная Осетия). 31 августа 2013 года, за три месяца до демобилизации, он повесился. Родители просят не называть настоящее имя сына, узнав, что последней каплей для мальчика, которого постоянно избивали трое сослуживцев, стало изнасилование.

«Новая» коротко писала об этом деле в № 61 от 6 июня 2014 года, когда оно только было передано в суд. У «солдата Леонида Леонидова» (так погибшего называют юристы благотворительного фонда «Право матери», которые защищают в суде его семью) нашли предсмертную записку, в которой он сообщал, что над ним всячески издевались сослуживцы Кабанов, Антонов и Салтыков.

После месяца судебных заседаний, которые проходят в закрытом режиме, на примере «дела Леонидова» стало во многом понятно все происходящее в части № 66431. (Там с декабря 2012-го по ноябрь 2013 года погибли еще шестеро парней. Это только те, чьи близкие писали и в «Право матери», и в «Новую».)

Вячеслав Антонов и Андрей Салтыков, заключившие сделку с прокуратурой, «пошли» особым порядком и еще 31 июля получили щадящие 2,5 и 3 года колонии соответственно — за неуставные отношения, пособничество в совершении преступления, превышение должностных полномочий с применением насилия, а также грабеж.

По самому страшному эпизоду, который вменяют младшему сержанту Андрею Кабанову, состоялся уже десяток заседаний. Картина трагедии восстановлена полностью. По материалам следствия, которые подтвердили свидетели в суде, в ночь на 31 августа Кабанов на глазах у других военнослужащих силой затащил парня в командно-штабную машину и там изнасиловал. Около четырех утра видели, как заплаканный солдат шел с «чем-то вроде веревки». Его спросили, что случилось, и он прямо ответил: «Надо мной надругался Кабанов». Затем в палатке сел что-то писать. Всему этому сослуживцы «значения не придали» и уснули.

Заметив, что из палатки не идет дым, командование стало искать истопника, которым в ту ночь и был Леонид. Нашли около пяти — в петле на дереве. Кабанов, узнав о смерти парня, «страшно разнервничался» и говорил: «Пацаны, мне конец, я избил и изнасиловал его».

Отличились и «командиры». Оказалось, что помимо записки родителям солдат написал еще и записку офицерам. Ее нашли сразу, при обыске палатки. Содержание ее было примерно таким же, как и записка родителям. Примерно — потому что старший лейтенант Андрей Чебан, начальник Кабанова, ее сжег.

— Вы понимали, что вы делаете? — спросила Чебана юрист «Права матери» Надежда Кузина в суде.

— Не совсем, — ответил Чебан.

Непосредственный начальник Чебана капитан Игорь Гоглачев видел записку, но отдал ее обратно Чебану, а не передал следствию, потому что ему было «некогда», он «собирался в командировку». В суде он сказал, что проводить разбирательство по факту уничтожения записки «не посчитал нужным».

Старлей Михаил Бондаренко с капитаном Сергеем Бровко (в ту ночь — начальник сокращенного боевого расчета и оперативный дежурный) в суде признались, что должны были контролировать дежурного по связи Кабанова, но не сделали этого, потому что сами — кто уходил, кто отдыхал…

В «Праве матери» верят, что остановить насилие хотя бы в отдельно взятой войсковой части и вернуть туда дисциплину — реально. Справедливыми приговорами. (Для Кабанова, кстати, юрист организации будет требовать ни много ни мало 25 лет.) Читатели «Новой» знают, каких усилий стоит эта справедливость.

P.S.В конце сентября у «Права матери» закончится грант (за многие годы — первый государственный!), которым фонд пользовался с февраля 2014 года. В новом конкурсе, результаты которого объявят до конца октября, «Право матери» тоже участвует. Но достойных много. Примерные расходы организации по статье «Командировки» уже с октября этого года по август следующего, по подсчетам правозащитников, составят полтора миллиона рублей. Три юриста, 66 поездок туда-обратно по всей стране, проживание, питание… У фонда есть треть необходимой суммы. Значит, чтобы быть уверенными, что мама очередной жертвы произвола не останется один на один с адвокатами преступников, «Праву матери» нужна ваша финансовая помощь, ведь с семей погибших организация не берет ни копейки.

В прошлом году граждане пожертвовали фонду три миллиона (а фонд отсудил для потерпевших 17 миллионов).

Получатель: Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Право матери», 101000, г. Москва, Лучников переулок, д. 4, под. 3, комн. 4. Банк получателя: ОАО «Банк ВТБ», офис № 3 «Тургеневский», г. Москва Р/с № 40703810000000000072 К/с № 30101810700000000187 ИНН 7710043971 БИК044525187 КПП771001001 Код ОКАТО 45286585000 Код по ОКПО 00043280 В поле «Назначение платежа» нужно обязательно указать: «Благотворительное пожертвование на уставную деятельность фонда». Сделать пожертвование в фонд можно и через интернет. Подробности — на сайте http://mright.hro.org/help

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow