Сюжеты

Еще раз об удароустойчивости Отечества

Книжная ярмарка на ВДНХ: Акунин, Пелевин, Ходорковский, Варламов и Кружков

Этот материал вышел в № 100 от 8 сентября 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

Книжная ярмарка на ВДНХ: Акунин, Пелевин, Ходорковский, Варламов и Кружков

27-я Московская международная книжная выставка-ярмарка  прошла спокойно и деятельно. Как любая отраслевая ярмарка: эта вот — по инжинирингу человеческих душ. Не было страны-гостя: предполагалась Польша, но Польша, как известно, решила отменить «перекрестный год культуры». Почти не было писателей из Европы (против всех обыкновений, кстати). Лишь героический Французский культурный центр в Москве подготовил обширную программу — и пригласил драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта.

Российские «издательские новинки», конечно же, были. В том числе — очень приметные.

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга лапидарных рассказов Михаила Ходорковского «Тюремные люди». Девятнадцать судеб: Охраняющие, Свидетель, Следователь, Стукач, Бомж, Нацист, Наркоман, Вор… И статистика: среди мужской половины населения РФ через тюрьмы прошел каждый десятый. «Причем тюрьма одинаково кошмарно влияет на большинство и «сидельцев», и «охраняющих». И еще неизвестно, на кого больше. Обществу надо что-то делать с этой бедой. А для начала о ней надо знать».

Ходорковский лаконично показывает, сколь многих «затянула в механизм» общая дичь общей жизни: пастух отбивал у вора барана, ударил камнем в висок… инженер ушел в «коммерческий сектор» и вскоре оказался зиц-председателем разворованной стройки… вдовец запил с тоски, потерял жилье, бомжевал, подрался на улице… подросток, не сильно нужный пьющей матери, лазил по чужим дачам… О попытках самоубийства и всплесках достоинства на краю пропасти.

МБХ явно не претендует на путь автора «Записок из Мертвого дома». Но «Тюремные люди» — свидетельство умного и зрелого человека. Изнутри, как известно. И это делает книгу весомой.

В «АСТ» вышел второй том «Истории Российского государства» Бориса Акунина: «Ордынский период. Часть Азии». Россия — от битвы при Калке до воцарения Ивана III. Труд большой и смиренный: Акунин ведь не интерпретирует историю Отечества, а именно что излагает ее.

Материал так огромен, что и изложение лаконично. Автор включает «судьбу России» в широкий (более широкий, чем у классиков нашей историографии) контекст истории Евразии: путь Золотой Орды до Венгрии и до Пекина, судьба Литовского княжества и польско-литовской унии, краткая история рыцарских орденов в балтийских землях и падение Константинополя — все тесно связано с Новгородом, Тверью, Москвой. Все еще не раз аукнется в столетиях — до сего дня.

Ордынский период — тема тяжелая. А.К. Толстой, пылкий человек, в письме признавался: готов кататься по земле от отчаяния при мысли о том, какой была Русь «до татар» и какой после. Акунин помогает читателю увидеть черты той эпохи, пронизавшие нашу жизнь на века вперед: резкое падение общей грамотности, систематический увод мастеров в Орду и потеря технологий; то, что Русь необратимо перестала быть «страной городов». Ну и классические последствия: сакрализация государства и самодержца, слабость права, забвение идеи «личных свобод»…

«Ордынский» том — часть общей темы: «Как и почему Россия получилась именно такой?»

…Не-е, он не очерняет. Предлагает взглянуть трезво. Агностикам — со стоицизмом, христианам — со смирением (у русских, думающих об истории страны, эти чувства очень сближаются):

«Очень важным качеством, приобретенным в результате «монголизации» Руси, стала удароустойчивость конструкции, способность к мобилизации всех ресурсов и национальных сил в момент большой опасности. …Эта модель, обладающая массой недостатков, раз за разом подтверждала свою прочность. …Другой позитивной особенностью «второго» русского государства стала позаимствованная у Орды… терпимость к иному образу жизни. Без этого Москве не удалось бы построить огромную долговечную империю…»

Третий бестселлер, вышедший к открытию ММКВЯ-2014, — «Любовь к трем цукербринам» Виктора Пелевина (М.: Эксмо, 2014). В вязкой истории Кеши, хипстера и интернет-тролля, пребывающего то в московском офисе, то в заоблачном «кластере, где живут на вэлфере последние русские кряклы», на удивление мало злобы дня: чуть-чуть судьбоносных плясок сотника Гаврилы на Майдане, чуть-чуть борьбы за права и свободы сайта «Contra.ru», которому «краудфандинга не хватало даже на дауншифтинг» (обычно ежегодный том Пелевина мониторит и впитывает скандалы года очень полно — как городские шампиньоны бензиновый выхлоп). Драйва злости тоже мало по сравнению с Пелевиным-2013, с революцией таких-сяких шубок. Чеканные формулы, конечно, есть: «Никакой войны. …Треножники не высаживаются в городах. …Пришельцы прибывают на землю в виде технологий и кода. Началось с калькуляторов и электронных часов, а кончилось…» Но в целом декорации те же: египетские божества, компьютерные стрелялки, московская хмарь, японское анимэ и Чжуанцзы с бабочкой.

Другой значимый ярмарочный бестселлер издательства «Эксмо» — том размышлений и выдержек из интервью Никиты Михалкова «Публичное одиночество». Найти десять сходств между Пелевиным и Михалковым — задача нерешабельная, но и искать их не надобно. Книжные холдинги России после всех слияний-поглощений превратились в такие масштабные бизнес-проекты, что искать «круг идей», близких данному издателю, бессмысленно: ничего личного…

У издательств поменьше личные вкусы и эстетические задачи остались. «Время» (всегда работающее с качественной русской прозой и поэзией) выпустило третью часть «рижского» семейного цикла Елены Катишонок. «Свет в окне» — книга о 1960—1980-х, о потомках героев романов «Жили-были старик со старухой» и «Против часовой стрелки».

«Редакция Елены Шубиной» — часть концерна «АСТ» (не менее крупного, чем «Эксмо»), но все-таки часть особенная, отданная качественной русской прозе. Здесь вышел роман Алексея Варламова «Мысленный волк». Варламов — тонкий прозаик, образованный почвенник, лауреат Солженицынской премии, биограф Михаила Пришвина, Григория Распутина, Василия Розанова (а также — Михаила Булгакова, Андрея Платонова. Алексея Толстого). В новой книге есть и Пришвин, и Распутин, и Розанов, и Ремизов, и Александр Грин, и Куприн, и фрейлина Вырубова — они сплетены в хороводе Петрограда 1914—1918 гг., в оргиастической, как тогда говорили, пляске Серебряного века со всеми его грехами, прозрениями, упоением своей переутонченной мыслью… Главная героиня, гимназистка Уля, попавшая в этот хоровод, принимает муку за всех ликующих — по нормам 1918 года. Но выживает,  превращаясь в финале книги чуть ли не в символ России.

В дни ММКВЯ, по традиции, была присуждена премия «Книга года». «Проза года» — роман Захара Прилепина «Обитель» (издатель — та же «Редакция Елены Шубиной» АСТ), «Поэзия года» — «Король Лир» в переводе Григория Кружкова, вышедший в серии «Литпамятники» издательства «Наука», в номинации «Арт-книга» победил альбом «Каргопольское путешествие», подготовленный и изданный фондом Владимира Потанина. Фонд, кстати, давно и достойно работает с музеями губернской России, альбом — один из многочисленных плодов работы.

Главная премия «Книга года» присуждена трехтомной энциклопедии издательства «РОССПЭН» «Россия в Первой мировой войне. 1914—1918». Вот, к слову сказать, еще одна неколебимая институция: микроскопическими тиражами (других нынче нет), но «РОССПЭН» уже свыше двадцати лет выпускает информативнейшие, высокого качества труды по истории России ХХ века.

Сентябрьская ярмарка прошла без пены, без скандалов, без особо звонкого резонанса. Но — плодотворно. Да и «издательский сезон» 2013/2014 гг., сезон, в котором увидели свет такие разные и такие мощные книги, как «Легкие миры» Татьяны Толстой и «Обитель» Прилепина, — сезон этот уж никак не назовешь пустым. Культура — тоже ударопрочная конструкция.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera