СюжетыПолитика

Партия войны переходит в наступление

Лидер «народного ополчения» Донбасса Павел Губарев пригрозил расширить «территорию Новороссии» еще на семь областей Украины. Заявления целиком противоречат планам президентов России и Украины о перемирии. Неудивительно: эти соглашения Губарев назвал «просто бумажкой»

Этот материал вышел в номере № 101 от 10 сентября 2014
Читать
Лидер «народного ополчения» Донбасса Павел Губарев пригрозил расширить «территорию Новороссии» еще на семь областей Украины. Заявления целиком противоречат планам президентов России и Украины о перемирии. Неудивительно: эти соглашения Губарев назвал «просто бумажкой»
Изображение

Фото: Артур Асафьев

На встрече с журналистами в Ростове-на-Дону Губарев и его соратники раскритиковали минские соглашения, выступили за продолжение военных действий до полной победы ДНР—ЛНР и пообещали неожиданное возвращение Игоря Стрелкова.

По первоначальному замыслу мероприятие, организатором которого выступило ИА «РБК-Юг», планировалось в формате круглого стола на тему «За что воюет Новороссия?». К разговору были приглашены лидеры ЛНР—ДНР (кроме Павла Губарева заявлялся еще сопредседатель «Народного фронта» Новороссии Денис Пушилин), столичные и ростовские политологи.

Несмотря на сильнейший ливень, в ростовский медиацентр послушать анонсированных ньюсмейкеров собралось полсотни журналистов. Пока они рассаживались и устанавливали аппаратуру, выяснилось, что половина из заявленных персонажей не приехали. Со столов убрали таблички с фамилиями ораторов (например, Дениса Пушилина) и вместо поисков ответа на главный заявленный вопрос («За что воюет Новороссия?») решили обсудить ситуацию на юго-востоке Украины.

Первым взял слово член Общественной палаты РФ, директор центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. И сразу огорошил публику заявлением о том, что президента РФ Владимира Путина, предложившего мирный план урегулирования ситуации на Донбассе, «подставили». Сам план, по мнению Коровина, выглядит вполне убедительно, но время для его озвучивания, а тем более реализации, выбрано неудачно: план нужно было принимать либо до начала активных артиллерийских обстрелов украинской армии, либо уже после того, как ополчение, наступая, достигло бы границ Донецкой и Луганской народных республик, то есть когда «территория ЛНР и ДНР была бы освобождена от нацистских карателей, посланных Киевом на Донбасс».

Нынешние переговоры о мире в самый разгар военных успехов ополчения напомнили Коровину определенные моменты первой чеченской кампании, когда «федеральные силы загоняли в горы террористов и фактически стояли перед их полным уничтожением, но последовавшие команды из Кремля о прекращении огня и отступлении федеральных войск «по сути, давали возможность боевикам перегруппироваться и с новой силой начать боевые действия». Соглашение о перемирии, подписанное в Минске 5 сентября, Коровин сравнил с Хасавюртовским договором:

— То есть тогда фактически Чечня получила полную независимость, но юридически не объявляла о выходе из состава России. Вот то же самое предлагается сегодня Донбассу. Его (мирный план.В. М.) реализуют те, кто был причастен к событиям первой чеченской кампании, эта старая гвардия, которая до сих находится каким-то образом при рычагах влияния в России.

Валерий Коровин предположил, что существует некий олигархический сговор, цель которого — активы, пока еще принадлежащие украинскому бизнесмену Ринату Ахметову. На эти активы, по мнению Коровина, претендуют не только украинские, но и российские олигархи. Они-то и устраивают «диверсию» президенту РФ, «конвертируя доверие населения, народа и мировой общественности к Путину в свои личные доходы».

В заключение Коровин сделал вывод: останавливать войну в нынешнем неопределенном состоянии нельзя.

Его тезис развил лидер народного ополчения Донбасса Павел Губарев, начавший глобально — с обозначения границ Новороссии:

— Это территория ЛНР, ДНР, Запорожской, Днепропетровской, Харьковской, Николаевской, Херсонской и Одесской областей. Ну еще бы я включил несколько районов Кировоградской области, так называемую «Новую Сербию», которая всегда электорально голосовала за пророссийские силы, за евразийские силы.

Эта география, по словам Губарева, обусловлена рядом политических и социальных факторов: на этих территориях население говорит на русском языке, в среднем две секунды думает над ответом о своей национальности; политические силы выступают за союз с Россией, за Евразийский и Таможенный союзы. После военных успехов, достигнутых ополчением Донбасса, за эту большую Новороссию и нужно воевать: «Если остановить этот процесс на Донбассе, не отвоевав остальную Новороссию, то остальную Новороссию мы потеряем навсегда.Потому что целое поколение выросло на украинской пропаганде».

По словам Павла Губарева, в течение 23 лет история Украины преподносилась как тысячелетняя борьба против Московии, Российской империи, советской империи. «Оперируя этими фактами, жителям Украины навязывалась другая цивилизационная парадигма, другая идентичность». На самом деле, убежден Губарев, никакой Киевской Руси не было, была просто Русь. И когда произошел переворот на Майдане, люди сразу вспомнили, что они русские. Это и стало причиной восстания на Донбассе. Настоящая идентичность вернулась и к жителям других территорий юго-востока Украины, но там восстания не произошло:

— К сожалению, там не удалось по различным причинам перегруппироваться, многие были арестованы, — объяснил причины такой нерасторопности Губарев.

В то же время, по словам Губарева, не вся Украина является частью русского мира. За его пределами остались территории, у которых «скажем так — украинская прошивка». К таким областям, которые уже невозможно «перепрошить и поставить русскую прошивку», лидер народного ополчения Донбасса отнес Львовскую, Тернопольскую и Ивано-Франковскую области Украины.

Подписанные в Минске соглашения Павел Губарев назвал «просто бумажкой, которая не соответствует ни умонастроениям, ни чаяниям людей». По его мнению, минские договоренности особых перемен народу Донбасса не сулят: если раньше средства, собираемые в регионе, распиливал Киев, то теперь это будут делать местные олигархи. «Не за это сражаются люди. Люди сражаются за независимость, за свободу».

Минские соглашения, по мнению лидера народного ополчения Донбасса, являются невыполнимыми по многим причинам. Первая — это то, что президент Украины Петр Порошенко не является субъектом власти («Не является и все, не буду даже развивать») и не может своими приказом остановить военную активность вооруженных сил, воюющих на стороне Киева (армия, батальоны самообороны, Национальная гвардия и «Правый сектор»).

Кроме того, по мнению Павла Губарева, президент Украины заинтересован в продолжении вооруженных действий, выполняя таким образом заказ США на ослабление России. А соглашение о перемирии нужно Киеву для перегруппировки:

— Независимо от бумажки, которую подписали, идет передислокация войск украинской армии. Идет следующая очередная волна мобилизации. Идут кулуарные переговоры с НАТО о поставках оружия. Все это идет, бумажка лежит себе, пылится, все идет своим чередом.

У г-на Губарева сложилось впечатление, что представители ДНР—ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий не читали, что написано в итоговом соглашении:

— Там написано «Донецк и Луганская область», «выборы», «губернатор», которого будете выбирать, если Порошенко позволит… Это вызвало непонимание в среде ополчения…

А вообще, по Павлу Губареву, суть проблем и вооруженной борьбы на Донбассе лежит в экономической плоскости:

— Весь корень этого вопроса — в собственности, в материальных активах, которые находятся физически на территориях Донецкой и Луганской областей. Бывших областей. Есть силы, которые хотят сохранить эту собственность, сохранить любой ценой, играют эти силы ва-банк. Есть силы, которые считают, что это собственность других людей. И они тоже играют, играют очень жестко, используя в том числе ряд вооруженных людей.

Но все эти силы, сказал Павел Губарев, не учитывают одного важного момента — перемен в умонастроениях народа Луганской и Донецкой республик и народа Российской Федерации. В соответствии с этими переменами планируются и политико-экономические изменения:

— В первую очередь речь идет не только об отстранении олигархов от участия в политическом процессе. Это задача-минимум. Но и конфискации материальных активов олигархов на территориях Луганской и Донецкой республик.

Поэтому, считает Павел Губарев, нужно продолжать вооруженную борьбу, выполнить историческую миссию по отвоеванию Новороссии. Иначе «в подбрюшье России появится стопроцентно вражеское государство, в котором на выборах невозможно будет избрать пророссийское правительство».

— Это то, ради чего реально люди взяли оружие. И если речь идет о подписании каких-то документов с киевской хунтой, то я считаю, что единственным документом, который с ними мы подпишем, это будет капитуляция.

Отвечая на вопрос о возможных темах дальнейших переговоров в Минске, Павел Губарев заявил, что не занимает никаких официальных должностей, в Минске его не будет, и он не знает, о чем конкретно может там идти речь:

— Захарченко сказал, что будут говорить о независимости. Я не знаю, о чем и в каком формате он будет говорить о независимости с Кучмой. Мне интересно на это посмотреть, жалко, что меня там не будет.

Недоумение Павла Губарева объяснил Валерий Коровин:

— Когда первоначально было заявлено о переговорах, речь шла о равноправном диалоге. Если со стороны ДНР участвует Захарченко, премьер-министр, то с противоположной стороны должен участвовать Порошенко. Или Яценюк. Путин, разговаривая с Порошенко, занижает уровень. Путин должен разговаривать с Обамой. А Порошенко должен разговаривать с Захарченко. А с Кучмой должен разговаривать какой-нибудь командир подразделения, солдат какой-нибудь.

По мнению третьего участника пресс-конференции, представителя ДНР в Ростовской области Эдуарда Попова, не должен был участвовать в минской встрече и посол России в Украине Михаил Зурабов, который за все годы нахождения в Киеве «не занимался ничем, направленным на защиту национальных интересов России»:

— Почему господин Зурабов ставит подпись под документом, который изначально будет провальным? Своими действиями, своей подписью ставит в неудобное положение Российскую Федерацию. Потому что было очевидно с самого начала: перемирие продлится очень недолго. Буквально через считаные часы после подписания обе стороны вели друг по другу огонь.

Разобравшись с глобальными темами, участники пресс-конференции перешли к ответам на вопросы журналистов. Прессу интересовали в основном «частности»: подробности переговоров о поставках российского газа на Донбасс, о работе по идентификации погибших в боях, о российских контрактниках, которые, находясь официально в отпусках, воюют на стороне ДНР—ЛНР, кто конкретно подставил президента Путина и т.д. На большинство конкретных вопросов у лидера народного ополчения четких ответов не было, потому что, как он сам объяснил, у него нет компетенции, он не занимает никакой должности, «даже обязанности начальника мобилизационного обеспечения сложил».

Но кое-что конкретное Губарев все же пообещал. Например, возвращение Игоря Стрелкова. А Валерий Коровин назвал бывшего министра обороны ДНР ключевой фигурой при реализации проекта «Новороссиия» и добавил, что если бы Стрелков продолжал руководить армией Новороссии, «то подобного позора (подписания мирных соглашений. — В. М.) он бы никогда не допустил», поэтому его и убрали.

Но Павел Губарев успокоил общественность: «С ним (Стрелковым. — В. М.) все в порядке, он скоро проявит себя, и это будет очень большой сюрприз».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow